Если оценка верна, пишут «Ведомости», ожидавшегося к началу 2017 года завершения спада не произошло.
Главный индикатор потребления, оборот розницы, в декабре ускорил падение, несмотря на предпраздничный период. Волна спада потребления — следствие исчерпания сбережений у среднего класса и его перехода в режим еще большей экономии, рассказала изданию директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. «Раньше были либо отказы от покупок, либо выбор более дешевых (аналогов) — теперь и то и то», — подчеркнула Овчарова. Раньше так вели себя 60% населения, теперь к ним присоединились еще 15%.
Основной формой приспособления населения к кризису стало сокращение расходов, продолжает издание. По данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в ноябре 2015 года скорого улучшения или стабилизации экономики ждали 49% населения. В ноябре 2016 года показатель снизился до 37,5%. Доля ожидающих продолжения кризиса на год-два или более, напротив, выросла с 36% до 46,7%.
эксперты ВШЭ также отмечают, что более 40% граждан в 2016 году перешли на дешевые продукты и сократили потребление. При этом популярность набирают активные стратегии адаптации к кризису. Так, 18% населения в прошлом году искали дополнительные заработки или лучше оплачиваемую работу, а 14% — расширили подсобное хозяйство.
Активная реакция на кризис затрудняется нехваткой сбережений у населения. Доля денежных доходов, направленных на сбережения, за январь — ноябрь 2016 года составила 10%. Это почти на четверть ниже по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, фиксирует ВШЭ. Низкодоходным группам населения не с чего копить, а средне- и высокодоходные начали либо меньше сберегать, либо тратить сбережения. Увеличить сбережения удалось лишь 11% населения.
Размер среднего депозита в банках в третьем квартале 2016 года вырос к 2015 году на 6% — до 164 тысяч рублей. Быстрее всего увеличивались вклады от одного миллиона рублей. Их доля превышает половину всех средств на депозитах. При этом процент вкладов мене 100 тысяч рублей сокращается, свидетельствуют данные Агентства по страхованию вкладов.
По данным ВШЭ, среди имеющих накопления 70% могут прожить на них, не изменяя своего образа жизни, не более месяца. Треть — не более недели.
Стратегия поиска лучшей работы для россиян крайне рискованна, а в случае потери работы сотрудник станет решать задачу восполнения текущих расходов, указывают во ВШЭ. Активность приводит в том числе и к росту теневой занятости и теневой оплаты, замечает РАНХиГС. О переходе к неформальной оплате труда в ноябре 2016 года сообщили 12% легально работающих респондентов против 7% годом ранее.
По итогам 2016 года 40% населения отнесли себя к бедным: такой категории средств не хватает даже на еду или хватает только на еду. Среди семей с детьми бедными себя считали 47% населения против 38% в марте. Невысокие потребительские стандарты россиян привели к тому, что материальное положение считают плохим лишь 22% населения, объясняют во ВШЭ.