Новости

Великобритания начала антимонопольное расследование в связи с запланированным слиянием Vodafone и Three на $19 млрд

Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) начинает официальное расследование предполагаемого слияния Vodafone и Three UK. Слияние предприятий стоимостью $19 млрд сократит количество основных мобильных сетей, владеющих инфраструктурой в Великобритании, с четырех до трех (двумя другими являются EE и O2. Сделка завершится до конца 2024 года. Это около 18 месяцев после того, как две компании впервые раскрыли свои планы в июне.

«Эта сделка объединит двух основных игроков на телекоммуникационном рынке Великобритании, который имеет огромное значение для миллионов клиентов, предприятий и экономики в целом, — говорится в заявлении главы CMA Сары Карделл. — CMA оценит, как объединение конкурирующих сетей может повлиять на конкуренцию, прежде чем принять решение о дальнейших шагах».

Это говорит о начале так называемой «фазы 1» исследования, которая будет включать в себя оценку того, приведет ли слияние к «существенному ослаблению конкуренции», а также сбор ключевых данных от конкурентов, клиентов и других заинтересованных сторон. Этот первоначальный этап анализа рынка может занять до 40 дней, после чего начнется «фаза 2», которая может продлиться еще шесть месяцев.

Именно поэтому Vodafone и Three отвели себе время до 2024 года на одобрение сделки. «Было ясно, что CMA начнет официальное расследование», — объяснил Том Смит, бывший директор по правовым вопросам CMA, который в настоящее время является партнером лондонской юридической фирмы Geradin Partners. «Это означает, что окончательное решение CMA следует ожидать осенью».

Компания Three уже была замечена в одной неудачной попытке поглощения, когда ее материнская компания Hutchison пыталась приобрести O2 в рамках сделки стоимостью £10,25 млрд. Тогда она была отклонена регулирующими органами ЕС, но к сделке вновь вернулись в 2022 году, когда советник Европейского суда предложил отменить первоначальное решение. «Слияние Three и O2 технически все еще проходит через судебные инстанции ЕС, но на самом деле эта сделка уже давно мертва», — сказал Смит.

Поскольку расследование слияния в рамках второй фазы вполне вероятно, Vodafone и Three должны будут убедить CMA в том, что преимущества перевешивают снижение конкуренции. «Мы твердо убеждены, что предлагаемое слияние Vodafone и Three укрепит конкуренцию за счет создания единого бизнеса с большим количеством ресурсов для инвестиций в инфраструктуру, чтобы лучше конкурировать с двумя более крупными игроками, — сказал генеральный директор Vodafone UK Ахмед Эссам в своем заявлении. — Наши обязательства по инвестированию £11 млрд позволят нарастить мощности для удовлетворения экспоненциального роста спроса и ускорить развертывание технологии 5G по всей Великобритании, обеспечивая преимущества для потребителей и предприятий по всей стране».

Стоит отметить, что на самом деле в этой сделке есть дополнительный аспект регулирования, помимо проблем с антимонопольным законодательством. В среду кабинет министров Великобритании заявил, что доля телекоммуникационной группы Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в Vodafone в размере 14,6% может представлять угрозу национальной безопасности, и распорядился создать в Vodafone комитет по безопасности для «надзора за конфиденциальной работой».

Между тем Three принадлежит CK Hutchison Holdings, гонконгскому конгломерату, который подпадает под действие закона о национальной безопасности, введенного Китаем в 2020 году.

«Было ясно, что предлагаемое слияние будет иметь дополнительный регуляторный аспект в соответствии с Законом о национальной безопасности и инвестициях, учитывая связи Three с Китаем через ее гонконгскую собственность, а также влияние закона о национальной безопасности Китая на Гонконг, — сказал в своем заявлении Алекс Хаффнер, партнер по вопросам конкуренции в британской юридической фирме Fladgate. — В сочетании с недавним приобретением компанией из ОАЭ 14,6% акций Vodafone, которая уже прошла проверку безопасности правительством Великобритании в соответствии с законом, это означает, что объединяющиеся стороны теперь сталкиваются с пристальным вниманием к сделке на высоком уровне, а также со стороны регулирующих органов».

В то же время японская компания Sony Group отказалась от слияния своего индийского подразделения с Zee Entertainment стоимостью $10 млрд, которая заявила, что ее обвинили в нарушении соглашения и что дело должно быть передано в арбитраж. Отказ от сделки, направленной на создание медиацентра, создает дополнительную неопределенность для телевещательной компании Zee, особенно в период обострения конкуренции.