Новости

Вирусный контент в социальных сетях разжигает моральную панику и усиливает негодование

Серия из восьми исследований показала, что вирусность социальных сетей усиливает угрозы обществу, разжигая моральную панику и усиливая выражение негодования. Концепция «моральной паники» — общественного возмущения по поводу предполагаемых угроз (например употребление марихуаны), — «нашла новую питательную среду» на платформах социальных сетей.

Такие платформы усиливают потенциальные социальные угрозы, приводя к ежедневному возмущению по различным вопросам, от экономического коллапса до изменения климата. Это усиление объясняется механикой социальных медиа, где вирусность, измеряемая лайками, служит психологическим сигналом, подчеркивающим, какие проблемы должны волновать общественность.

Это явление, получившее название «модель социального усиления моральной паники», сочетает в себе человеческую бдительность в отношении угроз с вирусной природой социальных сетей, создавая петлю обратной связи, которая усиливает эти опасения и приводит к широко распространенному моральному возмущению. Эмпирические исследования подтверждают эту модель, показывая, что контент, связанный с потенциальными социальными угрозами, с большей вероятностью вызывает возмущение по мере того, как он становится вирусным.

Эта взаимосвязь усиливается, когда угрозы совпадают с идеологическими установками пользователей или направлены против политических оппонентов, что позволяет предположить, что социальные медиа не только распространяют, но и усиливают воздействие моральной паники, используя уже существующие общественные разногласия и страхи.

Всестороннее исследование того, как вирусность в социальных сетях влияет на общественные настроения, исследователи Кертис Пьюриар и его коллеги начали с анализа сообщений в Twitter, связанных с изменением климата, иммиграцией и COVID-19. Первоначальное исследование показало, что посты, получившие большое количество репостов, что делает их вирусными, часто вызывают больше гневных ответов.

Основываясь на этом, команда исследователей провела серию экспериментов с участием почти 1 500 человек. Они изучили, как люди реагировали на твиты, которые были высоко или низко распространены, и выясняли, приводит ли повышенная популярность к усилению восприятия угрозы и склонности отвечать гневом.

В одной части исследования участникам показывали твиты политических групп, с которыми они либо соглашались, либо не соглашались, изменяя количество просмотров, чтобы наблюдать за изменениями в восприятии опасности и реакциях, вызванных гневом. В другом сегменте исследования изучалась реакция на твиты с явными предрассудками, чтобы оценить различия в эмоциональных и поведенческих реакциях.

Исследовательская группа сравнила реакцию на твиты, которые просто раздражали, с реакцией на твиты, которые были вредными или предвзятыми, чтобы понять, вызывают ли серьезные проблемы более сильную реакцию, чем мелкие раздражения в контексте очевидной популярности.

Для этого исследователи изобрели совершенно новый тренд в социальных сетях «#dizzydogging», чтобы проверить, будет ли незнакомая проблема по-прежнему восприниматься как угроза, если она станет широко обсуждаемой, тем самым выяснить, была ли реакция на содержание или на сам факт его вирусности. Последний эксперимент расширил сферу применения, не только оценивая намерения выразить гнев, но и исследуя другие возможные реакции, такие как беспокойство или печаль.

Кроме того, участники пытались понять, что делает твит влиятельным — одобрение (лайки) или предполагаемое влияние на общественное мнение. В ходе этих экспериментов участники оценивали, в какой степени твиты вызывают чувство общественной опасности и их вероятность реагировать гневом или другими эмоциями. Манипулируя лайками и ретвитами, исследователи выявляли, как эти показатели влияют на восприятие людей.

В ходе восьми различных исследований, включая анализ реальных бесед в Twitter и контролируемые эксперименты, было получено доказательство того, что сообщения, становящиеся вирусными в социальных сетях, с большей вероятностью вызывают реакцию морального возмущения. Вирусный контент постоянно ассоциировался с усилением восприятия угрозы и большей вероятностью вызвать гневную реакцию.

Исследования также показали, что вирусность особенно эффективна для усиления угроз, которые резонируют с существующими проблемами пользователей. Эти результаты подчеркивают, что широко распространенное выражение возмущения в социальных сетях, часто вызвано искренней обеспокоенностью по поводу вирусных угроз, подчеркивая роль динамики социальных сетей в формировании общественного дискурса и реакции на предполагаемые социальные опасности.

Авторы отмечают, что их внимание было в основном сосредоточено на явных показателях вирусности (включая репосты и лайки) на таких платформах, как Twitter. Они предполагают, что в будущих исследованиях можно будет изучить дополнительные характеристики, указывающие на вирусность, такие как актуальные темы или объем сообщений по конкретной проблеме.

Многие из нас злятся: человеку свойственно испытывать негативные эмоции — от разочарования из-за незначительных неприятностей до кипящей ярости по поводу того, куда катится этот мир. До этого собрали 22 совета от психологов о том, как просто, но эффективно бороться с гневом.