Автомобиль Tesla компании Uber, перевозивший пассажира в режиме автопилота, врезался во внедорожник на перекрестке в пригороде Лас-Вегаса в апреле 2024 года. Это происшествие вызвало новые опасения, что растущее количество так называемых «роботакси» подвергают риску жизни людей из-за лазеек в муниципальном законодательстве.
Генеральный директор компании Tesla Илон Маск намерен 10 октября озвучить планы по созданию роботакси, или беспилотного автомобиля для предоставления услуг по перевозке пассажиров. Он уже давно рассматривает возможность создания сети автономных такси с использованием автомобилей Tesla, принадлежащих частным лицам.
По словам 11 водителей, использующих Tesla Full Self-Driving (FSD), программное обеспечение, которое стоит $99 долларов в месяц, имеет определенные ограничения, но оно помогает снизить нагрузку на водителей и, следовательно, позволяет им работать дольше и зарабатывать больше денег.
Агентство Reuters первым сообщило об аварии в Лас-Вегасе и связанном с ней расследовании федеральных чиновников по безопасности, а также о широком использовании автономного программного обеспечения Tesla водителями, работающими по принципу ride-hail.
В то время как тестовые версии от операторов роботакси, таких как принадлежащая Alphabet Waymo и Cruise, которой владеет General Motors, строго регулируются законодательством, водители Tesla сами несут ответственность за свои автомобили, независимо от того, используют ли они программное обеспечение, помогающее водителю.
Waymo и Cruise используют тестовые версии программного обеспечения, относящиеся к категории полностью автономных, хотя в их автомобилях и присутствует водитель. Тогда как Tesla FSD относится к уровню, требующему контроля со стороны водителя.
Согласно полицейскому отчету, второй водитель, попавший в аварию в Лас-Вегасе 10 апреля и доставленный в больницу, был виноват в том, что не уступил право проезда. Водитель Tesla, Джастин Юн, заявил на YouTube, что программное обеспечение Tesla не смогло остановить автомобиль даже после того, как внедорожник выехал из слепой зоны, созданной другим автомобилем.
Юн, разместивший видео на YouTube под ником «Project Robotaxi», находился на водительском сиденье своей Tesla, убрав руки с руля, когда она въехала на перекресток в пригородной части Лас-Вегаса. Tesla с включенной системой FSD двигалась со скоростью 74 км/ч и не заметила спортивный автомобиль, пересекающий дорогу перед ней. Судя по видеозаписи, в последний момент Юн взял управление на себя и перевел автомобиль в режим столкновения с отклонением.
«Это программное обеспечение не идеально, оно совершает ошибки и, вероятно, будет совершать их и дальше», — сказал Юн в видеоролике, снятом после аварии. По его словам, он сам и его пассажир получили незначительные травмы, а автомобиль был полностью разбит.
Компания Uber, которая заявила, что находится в контакте с водителем и пассажиром, попавшим в аварию в Лас-Вегасе, и сослалась на инструкции Tesla, которые предупреждают водителей, использующих FSD, о необходимости держать руки на руле и быть готовыми в любой момент взять управление на себя.
У Маска грандиозные планы относительно программного обеспечения для автономного вождения на основе продукта FSD. Эта технология ляжет в основу ПО для роботакси, и Маск планирует создать службу беспилотных такси, использующую автомобили Tesla, принадлежащие частным лицам.
При этом водители, которые уже опробовали FSD, рассказали о серьезных недостатках технологии, включая внезапные необъяснимые ускорения и торможения. Некоторые отказались от ее использования в сложных ситуациях, таких как встреча в аэропорту, передвижение по парковке и в зонах, где проводятся строительные работы.
«Я использую эту систему, но мне она не совсем удобна», — говорит Серджио Аведиан из Лос-Анджелеса и автор YouTube-канала The Rideshare Guy, интернет-сообщества водителей, предоставляющих услуги по перевозке грузов, почти с 200 тыс. подписчиков.
Аведиан избегает использовать FSD при перевозке пассажиров. Однако, судя по его разговорам с коллегами-водителями на канале, по его оценкам, от 30% до 40% водителей Tesla ride-hail по всей США регулярно используют FSD.
FSD классифицируется федеральным правительством как тип частичной автоматизации, который требует от водителя полного участия и внимания, пока система осуществляет управление автомобилем. Эта технология стала объектом повышенного внимания со стороны регуляторов и юристов, поскольку с ее участием произошли как минимум две аварии со смертельным исходом. Однако использование этой технологии для поездок по городу не противоречит закону.
«Сервисы райдшеринга позволяют использовать такие системы частичной автоматизации в коммерческих целях, и это должно стать предметом пристального внимания», — сказал аналитик Guidehouse Insights Джейк Фуз.
Национальная администрация безопасности дорожного движения США заявила, что ей известно об аварии Юна и она обратилась к Tesla за дополнительной информацией, но не ответила на конкретные вопросы о дополнительных правилах или рекомендациях. Власти Калифорнии, Невады и Аризоны, которые контролируют работу компаний по перевозке пассажиров и роботакси, заявили, что этот вопрос вне их юрисдикции, поскольку FSD и другие подобные системы не входят в сферу регулирования роботакси. Они не стали комментировать аварию.
Недавно Uber разрешила своему программному обеспечению отправлять данные о месте назначения пассажира в навигационную систему на приборной панели Tesla. Этот шаг поможет пользователям FSD, пишет Омар Кази под ником @WholeMarsBlog, пользователь X с 515 тыс. подписчиков. Он часто получает публичные ответы от Маска на платформе. «Это еще больше упростит поездки Uber на FSD», — отметил Кази в сообщении на X.
Хотя почти все крупные автопроизводители имеют свою версию технологии частичной автоматизации, большинство из них ограничены в своих возможностях и не предназначены для использования на трассах. С другой стороны, Ride-share Tesla утверждает, что FSD позволяет автомобилю самостоятельно передвигаться практически в любом месте при активном контроле со стороны водителя, но с минимальным вмешательством.
Ранее акции Tesla выросли более чем на 6% после того, как производитель электромобилей подтвердил свои намерения запустить в Китае и Европе программное обеспечение для помощи водителю под названием Full Self-Driving (FSD), которое автоматизирует все аспекты управления автомобилем. При этом компания все еще ожидает одобрения со стороны регулирующих органов.