Исследователи обнаружили в 99% салонов автомобилей, выпущенных в США с 2015 года, опасные вещества. Эти материалы применяются в соответствии со стандартами пожаробезопасности, но, по мнению американских и канадских специалистов, проводивших новое исследование, их использование может принести больше вреда, чем пользы. Теперь они просят пересмотреть вопрос о применении этих веществ.
«Наше исследование показало, что материалы отделки салона выделяют вредные химические вещества в воздух, — говорит эколог Ребекка Хон из Университета Дьюка. — Учитывая, что среднестатистический водитель проводит в машине около часа в день, это серьезная проблема для общественного здоровья».
В воздухе 99% автомобилей из 101 прошедшего проверку исследователи обнаружили трис (1-хлор-изопропил) фосфат, или TCIPP. Этот антипирен также используется при производстве мебели и текстиля, и в настоящее время проводится расследование на предмет его возможной связи с развитием онкологических заболеваний.
В большинстве автомобилей также были обнаружены трис (1,3-дихлор-2-пропил) фосфат, или TDCIPP, и трис (2-хлорэтил) фосфат, или TCEP. Исследования показали, что эти материалы могут вызывать рак, а также наносить вред неврологической и репродуктивной системам.
Судя по всему, в теплую погоду из автомобильных сидений и фурнитуры выделяется еще больше этих потенциально вредных химических веществ. По данным исследователей, летом концентрация этих веществ была в два-пять раз выше, чем зимой.
«Это особенно важно для водителей, которым приходится дольше ездить на работу, а также для детей, которые вдыхают больше воздуха на килограмм, чем взрослые, — говорит Хон. — Что касается того, насколько опасна концентрация этих химических веществ в воздухе, то ответ прост: мы пока не знаем. Однако, учитывая вопросы безопасности, связанные с этими материалами, лучше, чтобы их вообще не было».
Специалист по охране труда и технике безопасности Патрик Моррисон из Международной ассоциации пожарных говорит, что эти антипирены на самом деле делают пламя более дымным и токсичным и что правила безопасности, лежащие в их основе, которые впервые были введены в 1970-х годах, должны быть обновлены как можно скорее.
Более того, это уже не первое исследование, в котором поднимается вопрос о химических веществах, воздействию которых мы подвергаемся каждый раз, когда садимся в автомобиль, что для некоторых людей составляет значительную часть времени каждый день.
«Что действительно необходимо, так это сократить количество огнестойких веществ, используемых в производстве автомобилей, — говорит Лидия Джахл, химик-эколог из Института зеленой научной политики в США. — Поездки на работу не должны быть сопряжены с риском заболевания раком, а дети не должны дышать химикатами, которые могут повредить их мозг по дороге в школу».
Что касается чистоты, то Южный океан славится самым чистым воздухом на Земле. Но точные причины этого до сих пор оставались загадкой. Дело не только в отсутствии там человеческой деятельности. Действительно, там меньше людей, использующих промышленные химикаты и сжигающих ископаемое топливо. Но есть и естественные источники мелких частиц, такие как соль из морских брызг или пыль, поднятая ветром.