Журнал

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнёров и 10 млн руб. Что было дальше?

«Healthy Food — это не Дима Пронин». Он потерял клиентов, партнеров и 10 млн рублей. Что было дальше?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Новости

Delivery Club и «Яндекс.Еду» ругают за высокие комиссии для ресторанов. Мы спросили, почему они не снижают их в карантин

Фото: iStock

Чтобы выжить в карантин, многие небольшие заведения начали работать на доставку. Подключившись к «Яндекс.Еде» и Delivery Club, они обнаружили высокие комиссии — в то время, когда для них важен каждый рубль.


Когда в России объявили «нерабочую неделю», основатель Sky Food Cafe Валентин Наумкин решил подключить свое кафе к агрегаторам доставки еды. Сначала он подключился к Delivery Club.

«В своей рекламной компании Delivery Club обещали отсутствие комиссии новым подключившимся, не сетевым, локальным, все как у нас. После подключения выяснилось, что это только при доставке нашими курьерами и в радиус не менее 6 км, за все остальное стандартная комиссия 30-35% От них мы отказались сразу и с матом», — рассказал он в Facebook.

Представитель Delivery Club заявил Inc., что слова Наумкина про зону доставки не соответствуют действительности, и предложил ему обратиться к Delivery Club за разъяснениями и помощью.

«Программа поддержки никак не связана с зонами доставки. Если ресторан соответствует требованиям и доставляет заказы своими силами, то он работает с нами по комиссии 0%. Если это новый локальный ресторан, который хочет использовать курьеров Delivery Club, то комиссия для него будет 25% (вместо стандартной 35%)», — заявили в Delivery Club.

После Delivery Club Наумкин подключился к «Яндекс.Еде» — агрегатор не обещал скидок, но давал 100 первых заказов без комиссии для новых небольших заведений. Тем не менее, по словам Наумкина, в первую же неделю с него сняли комиссию 20% «без комментариев».

Представитель «Яндекс.Еды» заявил Inc., что сервис возместит Наумкину 20% комиссию. «Программу поддержки локальных ресторанов запускали в ускоренном режиме, понадобилось некоторое время, чтобы доработать систему расчетов. В этот понедельник все рестораны, которые попали в программу поддержки, получат возмещение, и со следующей недели учет льгот уже будет автоматическим. Программой воспользовались уже тысячи ресторанов», — заявили в «Яндекс.Еде».

«Резюме: агрегаторы на таких условиях никому не помогут, а лишь создадут иллюзию успеха, в лучшем случае. 35% чистых денег — это очень много. Это все деньги заведения, которых не остаётся. Ни один ресторан не сможет работать на одной доставке агрегатора, а доставка будет только тянуть на дно», — написал он.

На комиссию «Яндекс.Еды» обратила внимание и основательница сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова. «Агрегатор доставки „Яндекс.Еда“ — это те кто берут с ресторанов и тех самых МСП в эти чёрные дни 28% комиссии», — написала она в Facebook.

Другие пользователи соцсетей, поддерживающие маленькие независимые заведения, призвали делать заказы у заведений напрямую, а не через агрегаторы.

«Не заказывайте через Яндекс.Еду. Этот агрегатор никому не снизил комиссию и гребёт деньги лопатой. Он цинично наживается на беде, потому что ресторанам деваться некуда», — написала Ануш Манасян.

17 апреля руководитель департамента предпринимательства Москвы Алексей Фурсин призвал агрегаторы снизить комиссии для малого бизнеса. Еще 14 апреля департамент предпринимательства Москвы предложил заведениям компенсацию части затрат на использование сервисов доставки еды, но при условии, что комиссия агрегатора не будет превышать 20%. Учитывая, что комиссия «Еды» и Delivery Club выше, воспользоваться этой субсидией практически никто не сможет.

Мы спросили у «Яндекс.Еды» и Delivery Club, почему они не снижают комиссии.


Ответ «Яндекс.Еды»

«Для подключающихся к сервису независимых ресторанов и небольших сетей, включающих до трех заведений, сейчас действует программа поддержки «Яндекс.Еды». Первые 100 заказов сервис доставит для них за свой счет. На время пандемии новые рестораны вновь могут начать работать с «Яндекс.Едой» по модели маркетплейса: получать заказы через сервис, но доставлять их собственными силами. Если независимые заведения выбирают такой способ доставки, до 15 июня они могут работать с «Яндекс.Едой» без какой-либо комиссии сервиса.

Рестораны, которые уже были подключены к сервису до пандемии, также могут начать доставлять часть заказов своими силами — в дополнение к доставке курьерами «Яндекс.Еды». Это дает ресторану возможность расширить свою зону доставки — например, при желании он может доставлять по всему городу. Если при этом заведение не является частью крупного холдинга или сети, оно автоматически попадет под действие программы поддержки «Яндекс.Еды» и будет доставлять заказы своими силами без комиссии сервиса.

Доставлять самостоятельно без комиссии или использовать 100 бесплатных доставок от сервиса рестораны могут до 15 июня 2020 года. В течение трех месяцев мы потратим на эти меры около 50 млн рублей».


Ответ Delivery Club

«Delivery Club уже снизил комиссию для несетевых ресторанов. Несетевые партнеры, которые подключились к платформе после 15 марта и доставляют заказы своими силами, до конца июня будут работать с нами без комиссии вообще. Также Delivery Club выделяет дополнительный маркетинговый бюджет для новых ресторанов. Каждый клиент сервиса сможет сделать первый заказ из каждого нового ресторана со скидкой 20%. Эти меры приняты в рамках пакета помощи малому и среднему бизнесу общей оценкой в 1 млрд рублей от Mail.ru Group.

Мы поддерживаем дополнительные меры помощи ресторанам вне зависимости от того, какой вариант организации доставки они выбрали: самостоятельно или с нашей помощью. При этом обращаем внимание, что и программа поддержки Delivery Club, и обсуждаемое сейчас поручение президента адресовано малому и среднему бизнесу. Как правило, такие игроки ресторанного рынка чаще выбирают работу с агрегаторами, поскольку считают неэффективной организацию собственной логистики и не имеют маркетинговых бюджетов, сопоставимых с крупнейшими ресторанными сетями. Более того, сегодня агрегаторы — это наилучший способ организовать доставку в период коронавируса для тех ресторанов, которые не занимались ей раньше».


В конце марта глава Mail.ru Group Борис Добродеев попросил государство субсидировать доставку еды из ресторанов в пропорции 50 на 50.

«Мы хотели предложить государству 50 на 50 с нами субсидировать заказы онлайн-доставки для среднего и малого бизнеса, для ресторанов, так, чтобы мы брали с ресторанов как агрегаторы нулевую комиссию, а для пользователей стоимость доставки была бесплатной», — сказал Добродеев на встрече с Путиным.

После этого Путин поручил правительству рассмотреть такую возможность до 15 мая. Сколько заведений доживут до 15 мая — неизвестно.