Российский онлайн-ретейлер Wildberries начал продажи во Франции, Италии и Испании. Сайты и мобильные приложения в этих странах работают на национальных языках. Доставкой товаров займутся логистические партнёры компании, узнал Inc.
Впервые за пределами стран бывшего СССР Wildberries заработал в прошлом году — в Польше, Словакии и Израиле. В январе 2021 года компания вышла на рынок Германии. В новых странах Wildberries придётся напрямую конкурировать с Amazon — крупнейшим онлайн-ретейлером в мире, который в России не работает, отметил Bloomberg.
В интервью изданию гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук рассказала, как два года назад была поражена, узнав, что косметическая марка L’Oreal, один из ведущих поставщиков компании, продаёт через Amazon в 400 раз больше товаров.
«Я знала, что мы работаем в другом масштабе, но когда я увидела эти цифры, я поняла, что мы на самом деле никто. Есть так много всего, к чему нужно стремиться», — вспоминает Бакальчук. По её словам, с тех пор разрыв между компаниями сократился до 70 раз.
Одно из преимуществ Wildberries перед западными конкурентами — тесные связи с мелкими поставщиками, возникшие после кризиса 2014 года, добавила Бакальчук. С тех пор число партнёров маркетплейса выросло с нескольких тысяч до почти 100 тыс., а ассортимент достиг 5 млн позиций, пишет Bloomberg.
По словам предпринимательницы, технологии и подход Wildberries легко адаптировать к новым рынкам. «Наша сильная сторона в том, что мы работаем с малым бизнесом, и страна здесь уже не имеет значения», — сказала она.
Wildberries — крупнейший онлайн-ретейлер в России. В 2020 году его оборот вырос почти в два раза — до 437 млрд руб. ($5,9 млрд). «Прошлый год дал нам большой толчок, побудив двигаться в том направлении, в котором мы планировали в конечном итоге развиваться. Но нам пришлось ускориться», — сказала Бакальчук.
В результате компания получила 14% рынка электронной коммерции в России, что вдвое превышает долю Ozon, её ближайшего конкурента. Wildberries не сообщает никаких финансовых показателей, кроме объёма продаж, но утверждает, что год был прибыльным. Бакальчук, владеющая 99% компании, увеличила собственный капитал до $10,9 млрд и стала самой богатой женщиной России по версии индекса миллиардеров Bloomberg.
По её словам, в России Wildberries тоже столкнется с серьёзной конкуренцией. «Рынок вырос, и на него входят серьёзные игроки. Гонка в России только начинается», — добавила она. У соперников хватает финансовых возможностей, но догнать Wildberries будет сложно из-за «мощной логистики», сказал Bloomberg Борис Овчинников, основатель исследовательской компании Data Insight .
Когда рынок успокоится, Wildberries может перерасти модель семейного бизнеса, но пока что Бакальчук занимает наиболее выгодную позицию, считает директор исследовательской компании Infoline Иван Федяков.