Российский венчурный фонд Zerno Ventures провел исследование о женщинах в венчурной индустрии страны. Аналитики изучили более 1,4 тыс. сделок, совершенных в 2021 году, и опросили 127 участников рынка, включая фаундеров, CEO и инвесторов. Inc. ознакомился с результатами исследования Zerno Ventures и публикует основные выводы.
2021 год стал рекордным по объему инвестиций и количеству сделок с женскими стартапами
- Инвестиции в стартапы, основанные женщинами, выросли в три раза и достигли $103 млн. Количество сделок также стало рекордным — 35.
- Доля женских стартапов стала максимальной за шесть лет и в общем количестве сделок выросла до 16%, что сопоставимо с мировым уровнем в 20%. Однако в объеме инвестирования доля снизилась до 7%, что в два раза меньше средней доли в мире.
- Количество сделок с полностью женскими проектами в 2021 году было минимальным за весь период исследования — восемь сделок.
- В среднем за последние шесть лет в России ежегодно совершались чуть менее 30 сделок с женскими стартапами, что в семь раз меньше, чем с мужскими.
- Средний чек инвестиций в стартапы, основанные женщинами, в России вырос в 2,7 раза, до $3,3 млн. Но это все равно в 2,5 раза меньше среднего чека стартапа, основанного мужчинами, и разрыв только увеличился. Для сравнения: в других странах разрыв в среднем составляет 1,7.
- Популярные среди предпринимательниц индустрии — традиционно Health, Medicine & Wellness и EdTech, в 2021 году к ним прибавилось направление Sharing.
- 40% основательниц успешно привлекли инвестиции после раундов Angel/Seed или сразу крупные суммы инвестиций.
Чего предпринимательницы ожидают от 2022 года
- 84% основательниц планируют поднимать раунд в ближайшие 12 месяцев, но только 43% из них уверены в успешном привлечении инвестиций.
- 51% женщин-фаундеров планируют привлечь менее $300 тыс.
- В пайплайне девяти из 10 российских инвесторов есть женские проекты: от 5% до 20% по количеству проектов в зависимости от инвестиционного фокуса инвестора.
Портрет основательницы стартапа в России
- 34% основательниц старше 30 лет. Чаще всего это женщины 31–35 лет.
- 98% основательниц имеют одно или несколько высших образований, 45% — имеют опыт организации собственного бизнеса, 49% — работали по найму в крупной компании.
- 53% основательниц замужем, у 58% есть дети.
- 52% основательниц получили образование в области экономики и менеджмента, 26% — в области IT и технических наук.
- Команда 69% основательниц не превышает пяти человек.
- Женщины чаще мужчин знакомятся с инвесторами в акселераторах (59% против 40%) и на профессиональных конференциях (51% против 38%).
- Одновременно основным каналом выхода мужчин-фаундеров на инвесторов остаются встречи через знакомых (88%). Женщины же находят инвесторов через знакомых существенно реже мужчин — 54%.