Более 55% российского рынка онлайн-продажи еды в 2020 году разделили между собой пять компаний, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные «Infoline Russia Top Online Food Retail».
Самая большая доля рынка у X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») — оборот сервиса достиг 21,9 млрд руб. На второй строчке — «Сбермаркет» с 20,7 млрд руб., на третьем — «Утконос» с 16,4 млрд руб. Четвёртое место занял «Вкусвилл» с оборотом 14,9 млрд руб., на пятой строчке — Ozon, у которого на категорию пришлось 12,6 млрд руб.
Самым быстрорастущим в 2020 году стал «Сбермаркет», оборот которого вырос на 1019% по сравнению с прошлым годом. Росту способствовал выход сервиса почти во все регионы России. X5 увеличила онлайн-продажи продуктов питания на 347%, «Утконос» — на 66%, Ozon — на 128%.
«Сбермаркет» может удержаться на лидерских позициях и по итогам 2021 года, считает гендиректор Infoline Иван Федяков. По его словам, пока неясно, какая из существующих бизнес-моделей заказа еды онлайн окажется эффективнее в долгосрочной перспективе.
«Сбермаркет» — сервисная компания, агрегатор, который работает с супермаркетами и обеспечивает доставку, а, например, «Утконос» сам занимается закупкой, хранением и реализацией продуктов. Результаты «Вкусвилла» Федяков объясняет лояльной аудиторией и своевременным запуском собственной доставки до бурного роста рынка в 2020 году.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что конкуренция на рынке онлайн-заказа продуктов в 2021 году будет нарастать, так как компании будут стремиться стать у покупателей онлайн-ретейлером «первого выбора». При этом основная борьба будет идти между X5 и «Сбермаркетом».
Всего, по оценкам Infoline, онлайн-продажи продуктов питания в России в 2020 году выросли более чем в 3,5 раза и превысили 155 млрд руб. На десять крупнейших игроков пришлось около 80% рынка против 70% годом ранее.