В пандемию женщины оказались более эффективными руководителями, чем мужчины, пишет Harvard Business Review со ссылкой на исследование консалтинговой компании Zenger/Folkman.
Авторы исследования упомянули феномен «стеклянной скалы», который получил свое название по аналогии со «стеклянный потолком» — уровнем в карьерной иерархии, выше которого женщины практически не могут подняться. «Стеклянная скала» — это концепция, которая предполагает, что женщин чаще мужчин назначают на руководящие должности в переходные для компаний периоды. Авторы исследования решили выяснить, насколько женщины-лидеры эффективнее мужчин в кризис.
Чтобы оценить деловые качества 454 руководителей-мужчин и 366 женщин, исследователи использовали метод «360 градусов», опрашивая их начальников, коллег, прямых подчин`нных и клиентов в период с марта по июнь 2020 года.
Они просили оценить каждого руководителя по 16 компетенциям, которые больше всего влияют на бизнес-результат. К примеру, спрашивали, как часто руководитель проявляет инициативу, развивает других, вдохновляет, мотивирует и стремится к собственному развитию.
Оказалось, что женщин оценивали как более эффективных лидеров чаще, чем мужчин, на каждом уровне управления. Причём разрыв между мужчинами и женщинами в период пандемии оказался больше, чем в прошлогоднем исследовании, что может говорить о том, что женщины справляются с кризисом лучше, отмечают авторы.
Женщины получили более высокие оценки по 13 из 19 компетенций, которые отличают выдающихся руководителей. Они чаще «проявляют инициативу», «готовы учиться», «вдохновляют, мотивируют и развивают других». Как показало исследование, мужчины значительно превзошли женщин только в одной управленческой компетенции — «технической или профессиональной экспертизе».
Каждый руководитель из выборки также получил оценку вовлечённости сотрудников. В её основу легли ответы их подчинённых на вопросы о том, насколько они удовлетворены и преданы делу. Общий средний показатель как для мужчин, так и для женщин-лидеров — 51-й процентиль. Уровень вовлечённости тех, кто работал на лидеров-мужчин, был ниже среднего (49,2), а тех, кто работал на женщин, — значительно выше (55,2).
Чтобы понять, из-за чего возник разрыв в оценке вовлечённости, исследователи рассмотрели компетенции, которые респонденты назвали наиболее важными во время кризиса. Оказалось, что больше всего люди ценят лидеров, которые «вдохновляют и мотивируют других», «много общаются», «строят отношения», налаживают «сотрудничество/командную работу». Женщины превзошли мужчин в каждой из этих компетенций.