Атлант расправил плечи: как Московская агломерация стала неизбежным настоящим

Фото: Wikimedia/Artem Svetlov

Новые экономические модели крупных городов трансформируют бизнес-связи и повседневные запросы их жителей. Сессия «Экономика мегаполиса будущего. На что делать ставку?» пройдет на Московском урбанистическом форуме в этом году. Департамент экономической политики и развития Москвы и ведущие международные и российские эксперты обсудят, с какими вызовами сталкиваются современные мегаполисы, и определят необходимые условия для их успешного экономического развития. Из этого материала вы узнаете, как функционирует Московская агломерация и каким образом ее рост влияет на каждого из нас.


Вызов принят


Время крупных городских образований пришло. По прогнозам экспертов, к 2030 году четверть мирового населения будет жить в мегаполисах с населением более 1,5 млн человек.

Агломерационное развитие сегодня является главным сценарием экономического роста московского региона. И как бы мы ни противились тому, что Москва давно перестала быть просто городом, а стала страной в стране, цифры говорят об обратном. Де-факто, Московская агломерация прямо сейчас является одним из крупнейших образований в мире и самым крупным в Европе как по площади, так и по численности населения. Каждый день почти 20 млн человек образуют единую инфраструктурную и социальную цепочку на ее территории.

По оценкам аналитиков PwC, вклад Московской агломерации в ВВП страны составляет 25%, а благодаря высокому уровню потребления (товарооборот с остальными регионами РФ — $38,9 млрд) и экономическому потенциалу Московская агломерация создает около 3,5 млн рабочих мест в других российских городах. Сложно поверить, но каждые 10 жителей агломерации обеспечивают 2 рабочих места за ее пределами.


Акцент на полицентричность


Агломерационное развитие предполагает формирование ядра образования и периферийных районов агломерации — ядер второго порядка, которые благодаря трудовым потокам и инфраструктурной интеграции связаны с центром. Авторы официального исследования Московского урбанистического форума «Агломерации. Мир — Россия — Москва» с помощью анализа данных мобильных операторов о перемещениях людей, прибывающих в Москву на работу, обнаружили, что Московская агломерация — это не только столица и область, но также и территории приграничных районов Тверской, Ярославской, Владимирской, Тульской, Смоленской и Калужской областей.

Источник: официальное исследование Московского урбанистического форума 2017 «Агломерации. Мир — Россия — Москва».

Большие территории требуют больших инфраструктурных инвестиций.

Одной из ключевых проблем развития московской агломерации является централизация бизнес-процессов, в том числе так называемых мест приложения труда — локальных центров производств и притяжения рабочей силы. При нынешней степени развития информационно-коммуникационной инфраструктуры — это вполне реализуемая задача.


Для сбалансированного развития необходимо предусмотреть механизмы развития ядер второго порядка, включая механизмы межрегионального инвестирования и подготовки инвестиционных площадок на базе территорий субъектов и земель в федеральной собственности. В качестве целевой метрики успешности развития полицентричности экспертами предлагается время, затрачиваемое на дорогу до работы, а именно — полчаса. Поэтому безусловно важно развивать транспортный каркас агломерации, сфокусировав усилия прежде всего на хордовой связности, усиливая связь локальных центров.

Партнер УК «Спутник», один из авторов официального исследования Московского урбанистического форума 2017 «Агломерации. Мир — Россия — Москва».


В Москве сегодня строительство коммерческой недвижимости и развитие соответствующей инфраструктуры происходит в основном за пределами центра города. Но все еще сохраняется высокая плотность рабочих мест в ЦАО.


Работай рядом с домом


Успешные агломерационные образования характеризуются отсутствием дисбаланса между качеством и уровнем жизни населения.

В наиболее развитых агломерациях (прежде всего Шанхае, Токио и Сеуле) территориальное развитие происходит исходя из формирования новых центров экономической активности. Такая локализация рабочих процессов и одновременно с этим развитие жилищной и транспортной инфраструктуры позволяет создавать локальную идентичность территорий и одновременно повышать привлекательность пространства.

В мире сегодня происходит смена организации рабочих мест за счет изменений в структуре занятости, которые предполагают новый тип обустройства территорий. Как отмечают эксперты, одним из главных вызовов развития агломерации для Москвы в ближайшее время станет удержание жителей городов-ядер второго порядка на местах при помощи создания профильных высокотехнологичных рабочих мест и инфраструктурного роста. Здесь особая роль отводится повышению качества городской среды, которая, в свою очередь, определяет предпринимательский климат на территории.


В транспорте не больше 30 минут


Несмотря на то что Московская агломерация уже существует в некоторых формах, одним из наиболее актуальных вопросов для властей все еще остается развитие транспортной инфраструктуры. Время доступа с периферийных территорий до центральной части города и вопрос транспортной связанности является критерием успешности развития агломераций. Если транспорт не успевает за территориальным расширением — вся система дает сбой.

По мнению экспертов стратегической сессии «Экономика столицы будущего», как только в Москве будут обеспечены необходимые транспортные условия для высокого уровня мобильности внутри агломерации, процесс развития будет запущен с двойной силой. В качестве индикатора полицентричности и сбалансированности структуры жилья и рабочих мест они предложили простой показатель. Это время от дома до работы. Целевое состояние и оптимум — средняя продолжительность движения человека от дома до работы должна занимать не более получаса. Выполнение этого критерия будет являться индикатором того, что агломерация имеет сбалансированную структуру рабочих мест и жилья.

За последнее время для этого сделано не так мало: строится ЦКАД, новые станции метро, запущена МЦК, развивается локальная дорожная инфраструктура. Однако в контексте агломерационного развития важным здесь до сих пор является объединение усилий между субъектами агломерации. Связанность центра и ядер второго порядка, находящихся за пределами города Москвы, сможет дать шанс на становление в качестве экономических центров для периферийных территорий.

Сегодня эти вопросы в Москве курирует Координационный совет по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области (под председательством Министра транспорта Российской Федерации) и АНО «Дирекция Московского транспортного узла», поддерживающая деятельность Координационного совета.


Мастер-план


Сегодня у Москвы нет долгосрочных программ развития Московской агломерации, как и юридического подтверждения ее статуса, что является недостающим компонентом динамичного развития территорий. По мнению экспертов стратегической сессии «Экономика столицы будущего», приоритетом для властей должно стать формирование единого стратегического видения развития агломераций и реализация механизмов координации субъектов, входящих в нее. Во-первых, речь идет не только о взаимодействии Москвы и МО, но и о юридическом регулировании развития на муниципальном уровне. Здесь стоит сделать акцент на смежные территории Москвы и МО. Ситуация, когда, в частности, муниципалитеты разных субъектов не придерживаются единого контура развития и, как следствие, тормозят экономический и инфраструктурный рост агломерации, знакома многим.

Во-вторых, для того чтобы эффективно продолжить интеграционный процесс, важно организовать единую статистическую базу по Московской агломерации: представление и сбор данных по всем компонентам является большим вызовом, способным существенно улучшить и качество аналитики, и эффективность предлагаемых решений.

В действительности же для Московской агломерации важно осознать и признать, что она есть и уже существует. Более того, ее нужно качественно планировать. Иначе, борьба за качественные человеческие ресурсы, инвестиции и проекты будет проиграна в ближайшем будущем.