Два года назад на экономическом форуме в Санкт-Петербурге тульский губернатор Алексей Дюмин договорился с госкорпорацией Ростех о создании в городе творческого кластера. Между Дюминым, генеральным директором Ростеха Сергеем Чемезовым и предпринимателем Михаилом Шелковым было подписано трехсторонее соглашение. Основой для площадки выбрали завод электроакустической продукции «Октава». Его микрофонами пользовались U2, Radiohead и Sting. Станки на предприятии износились, специалисты разбежались и уехали в Москву, а маркетинговой стратегией никто не занимался. Поначалу в Ростехе хотели перенести завод на окраину города, но поняли, что это невозможно. В июне 2017 года завод был передан в прямое управление Госкорпорации Ростех, на предприятии появилась новая управленческая команда, которая разработала новую стратегию развития. Обновленная заводская концепция должна увлечь сотрудников и остановить утечку мозгов, а кластер — и увеличить поток туристов в Тулу, которая ассоциируется только с ружьями, самоварами и пряниками, но не с музыкой. Для создания кластера пригласили специалистов, придумавших атмосферу Парка Горького в Москве. По задумке, тульские стартапы получат в аренду мастерские с дорогим оборудованием, лабораторию для прототипирования, а местные жители и туристы — культурные проекты. Завод «Октава» планирует выйти на 1 млрд рублей выручки уже к 2021 году. Задача кластера — к этому моменту выйти на операционную эффективность. Значительная часть помещений площадки начнет работать 23 апреля. Кураторы, сооснователи и члены команды кластера рассказали Inc., как вдохнут жизнь в целый город.
Когда мы приехали в Тулу в 2015 году, поняли: тут надо делать свой «Красный Октябрь». Тула — ближайший к Москве город, где можно было провести внутренний чемпионат Ростеха среди рабочих специальностей. «Октава» находится в центре города, и нам показалось, что это очень хорошее место для чемпионата: большая площадь, логистически хорошо расположено. Мы как-то разговаривали с совладельцем «ВСМПО-Ависмы» Михаилом Шелковым и обсуждали кластер, который можно сделать в центре Тулы. Его эта идея увлекла. Позже он вложил в площадку около 1 млрд рублей.
Мы хотели сделать продукт, который будет востребован в регионах, который не был бы искусственным. И привлекли для этого бюро Orchestra. Они провели глубокое социо-культурное исследование среди местных представителей малого бизнеса, власти, креативных направлений.
Первая проблема, о которой рассказывают местные жители, — это отсутствие формата досуга, который давал бы им дополнительную ценность. Так родились идеи лекций.
Какие-то идеи отсеивались, потому что подобных проектов существует уже много. Например, мы хотели сделать типографию, а потом поняли, что их много и это не особо-то и нужно. И теперь мы хотим в этом месте делать студию звукозаписи. Из интервью с жителями стало ясно, что такой спрос в Туле есть.
С другой стороны, в процессе мы познакомились с местными предпринимателями, которых можно было подключить к работе. Например, владелица клубного магазина детской литературы «Корней Иванович» Ира Рочева со своим книжным фестивалем. Она будет идеологом библиотеки промышленного дизайна. Ирина привлекла создателя и владельца магазина комиксов BWComics Владимира Апенова, который будет делать в кластере зин-редакцию.
Тульский завод «Октава» в цифрах
источник: данные компании
>400
ЧЕЛОВЕК — количество сотрудников сейчас
700
МЛН РУБЛЕЙ — планируемые инвестиции в завод
35%
ПЛАНИРУЕМЫЙ годовой рост выручки
231
МЛН РУБЛЕЙ — совокупная выручка «Октавы» по итогам 2017 год
1
МЛРД РУБЛЕЙ — план по выручке к 2021 году
Сначала убыточный завод планировалось разобрать. Но мы поняли, что это неправильно. «Все очень здорово, но вы о людях подумали? А то одной рукой вы сделаете добро, а второй — зло. Вот вы идите с людьми пообщайтесь — и узнаете их», — сказал нам президент Владимир Путин во время презентации проекта. До этого момента было непонятно, насколько спасаемо это предприятие.
Мы провели аудит, в результате которого стало ясно, что часть сотрудников низко загружена, а также не обладает ключевыми компетенциями. Средний возраст сотрудников составлял 57 лет. Мы разработали новую мотивационную программу направленную в том числе на привлечение молодых специалистов. У среднего звена выросла зарплата.
Теперь к нам стоит очередь из молодых соискателей. Все хотят быть частью успешной истории, которую обсуждают и любят. А в самом начале на заводе был только один молодой парень, который руководил КБ.
«Октава» может выпускать беспроводные гарнитуры для диспетчерской и авиационной связи. У нас уже контракты с UTG aviation services (обслуживает Внуково), и S7 (обслуживает Домодедово). Полный цикл производства больше никто не делает. Теперь нам нужно частично обновить парк оборудования завода. Мы планируем делать также накладные наушники, системы связи и слуховые аппараты (традиционная продуктовая линейка завода — Inc.). Ну и, конечно, мы по-прежнему делаем одни из лучших микрофонов в мире — Radiohead иначе бы нас не выбрали.
Высшая техническая школа «Октавы»
В кластере будут готовить проектные команды, решающие задачи, нужные рынку. Для этого на базе «Октавы» планируют открыть Высшую Техническую Школу. «Существует спрос на кадры, на людей, обладающими актуальными компетенциями, понимающие мировые тенденции как в промышленности, так и в высоких технологиях, искусственном интеллекте. Мы создаем платформу с фокусом на людей для предприятий ОПК», — рассказывает директор по особым поручениям госкорпорации Ростех Василий Бровко. Для помощи таким командам будут задействованы созданное Ростехом совместно с ВЭБ НПО «Конверсия» и Корпоративная сетевая академия Ростеха.
Разрабатывается возможность оплаты обучения пополам: 50% — предприятие, 50% — государство. Рыночная стоимость программ для одного человека от 20 тыс. рублей до 250 тыс. рублей в зависимости от формата, специализации, приглашенного преподавательского состава или потребности в выездном учебном модуле, посещении производственных площадок. Чтобы выйти на выручку в 113 млн рублей через год, должно быть 4-5 команд учащихся ( 4 сессии по 50 часов).
Василий Бровко
Директор по особым поручениям госкорпорации Ростех, председателя совета директоров ПАО «Октава». Автор идеи создания в Туле творческого индустриального кластера.
Екатерина Гольдберг
Сооснователь архитектурного бюро Orchestra. Занималась проектированием и культурным программированием в Парке Горького, Стрелке и Британской школе дизайна. В «Октаве» создала концепцию развития.
Эдуард Моро
Принимал участие в разработке проекта кампуса University of Cergy-Pontoise (Франция), делал проекты (реставрировал центральные улицы) для Омска и Калининграда.
Дария Женихова
Учредитель и генеральный директор компании «Культура потребления», продюсер Музея станка.
Ольга Пивень
заместитель генерального директора по маркетингу Национального центра информатизации Ростеха, член совета директоров завода ПАО «Октава»
Благодаря «Октаве», Тула сохраняет традиции города мастеров и переходит к новой экономике. Завод по производству микрофонов всегда зависел от госзаказа, раньше он был закрытым предприятием, а теперь открывается для людей.
В первую очередь мы ждем стартапы, специализирующиеся на звуке, даже если они работают не в Туле. Также мы выбираем тульские b2c-компании, ориентированные на конечного потребителя, в том числе музыкантов. Мы обсуждаем производство мебели и объектов для уличных пространств, детских площадок. У нас были стартапы, которые работают над производством мотоциклов, велосипедов и кофемашин для кофеен.
Главная проблема стартапов, специализирующихся на звуке, — отсутствие оборудования. Кластер поможет ее решить. В Туле есть стартапы, специализирующиеся на звуке и звуковом оборудовании. Один из основателей такого стартапа работает на «Октаве» инженером. В распоряжении компаний будут столярная и электронная мастерские, мастерская по металлу и станки. Музыкантов можно будет приглашать к тестированию продукции с помощью звуковой студии.
Идея про мастерские пришла от сотрудников завода, многие мастерят в свободное время. Первые стартапы-претенденты на использование мастерской нашлись через СМИ, знакомства, рекомендации и завод. Производственных стартапов немного, потому что эта сфера развита слабо. Пока мы отбираем тех, кто соответствует духу кластера. То есть компания может и не заниматься именно звуком. Оценивать стартапы будет специальная комиссия. Всего в кластере обоснуются 5-6 начинающих компаний. Мы начали отбор в августе, посмотрели пять-шесть стартапов.
Мы хотим соблюсти баланс между коммерческими и некоммерческими проектами. Внешние инвесторы должны поддерживать эти стартапы. И Ростех может играть в этом большую роль. В мире нет примеров кластеров при заводах госкорпораций, которые еще и обладают технологиями по запуску новых продуктов. Все производство ушло в Китай, а в Европе и Америке новые мастерские делают в гаражах или на заброшенных территориях.
Фаблаб «Октавы»
Мастерская «цифрового» производства. Посетители смогут научиться работать на современных станках или создать на них собственные продукты.
Здесь будут работать кружки для детей 5-7 лет, курсы и практические занятия с мастерами для школьников.
Подростки 16-18 лет смогут арендовать здесь оборудование для собственных проектов.
Для взрослых будут работать курсы по техническим специальностям.
Стартапы смогут наладить мелкосерийное производство или создать рабочий прототип.
Алиса Прудникова
Комиссар Уральской индустриальной биеннале, автор концепции музея станка
Павел Гнилорыбов
Историк, автор программы «МосПешком». Готовил контент для музея
Степан Лукьянов
Один из создателей и арт-директор Московского музея дизайна. Арт-директор проекта музея станка
Борис Куприянов
Автор текстов для музея станка
Для нас индустриальность – это не только наследие, модная тема джентрификация, но и взаимодействие художников и работающих предприятий. «Октава»– это пример регенерации индустриального объекта, завода, который производит микрофоны с советского времени. Идея музея родилась из стратегического партнерства Уральской Биеннале и Ростеха.
Любому музею техники невозможно выжить из-за быстрого развития отраслей. Он просто не может позволить себе купить огромный станок – это самоубийство. Мы хотели обойти эту преграду и нам удалось: для нашей экспозиции нужно только электричество, она не может устареть.
Нас вдохновляли два музея: Музей Мирайкан в Токио и его истории с лабораториями и совместными программами с университетами и Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро – это попытка создать музей ответственности перед завтрашним днем. Вот ты бросил бумажку, и тебе показывают, что это поменяло для глобальной экологии. Или вот ты вылил столько-то литров воды, и это так изменило ситуацию с глобальным потеплением.
У нас получился спектакль, сеансный музей. Станки окружены прозрачными экранами, на которых показан видеоконтент с историей станкостроения и историей страны. На открытиии мы за три с половиной минуты покажем историю промышленности на карте России от Петра Первого до современных предприятий.
Музей станка
Цифровой музей в интерактивной форме будет рассказывать историю мировой промышленности и Тулы, как города мастеров. На площадке можно будет проследить историю России 19-20 века сквозь индустриальную призму и с помощью виртуальной реальности управлять современной машинерией. Музей займет 700 кв. м на втором этаже кластера. На площадке будут объединены пространство постоянной экспозиции (8 станков: самый старый выпущен в 1879 году (пресс для патронов), а новый – токарный станок ЧПУ 1991-ого года; еще 10 станков будет представлено в форме инсталляций), а также временных выставок. Первой выставкой на площадке станет экспозиция фоторабот, поэтизирующих руины. Куратором выступила преподаватель Британской Школы Дизайна Светлана Тэйлор. Идея музея принадлежала директору по особым поручениям Ростеха Василию Бровко. Музей откроется вместе с кластером.
Тула слишком близко к Москве, и для творческого человека – это сильный соблазн. Но есть люди, которые не хотят уезжать, они любят свой город. Они останутся в любом случае.
Мы хотим показать местным жителям их город с новой стороны, чтобы удержать их в городе. Мы будем делать для «Октавы» пешеходную экскурсию — «Тула для туляков». Тула находится в двух часах езды от Москвы, но проигрывает по содержанию и инфраструктуре Владимиру, и Твери, которые на таком же расстоянии от мегаполиса.
В городе есть молодые инженеры, которые хотят учиться и развиваться, но не хотят идти на завод, а «Октаве» нужны именно молодые идеи. Зато на заводе есть инженеры, которые всю жизнь проработали там, они носители знаний и компетенций. Кластер поможет создать синергию между молодыми идеями и опытом.
Когда мы искали людей в команду, то не резюме читали, а выбирали тех, кто уже делает проекты. Например, фаблабом занимается Алексей Давлетшин, у которого в Туле есть детский клуб «Экспериментория». Группа «Барабан» единственная в Туле делает документальный театр. Они учились в других местах, но вернулись назад.
Кластер «Октава» в цифрах
1
МЛРД РУБЛЕЙ — вложения частного инвестора Михаила Шелкова, владельца «ВСМПО-Ависма».
5-6
СТАРТАПОВ будут работать на территории кластера.
13 240
М2 — площадь кластера.
20
ТЫС ЧЕЛОВЕК — ожидаемое число посетителей до конца года