Реформа контрольно-надзорной деятельности и мораторий на проверки — как это выглядит
Реформа контрольно-надзорной деятельности состоит из нескольких блоков: это обязательные требования, процедура и форма контроля их соблюдения и возможность обжалования решения надзорного органа.
В соответствии с поручением Президента РФ, в 2019 году был реализован механизм, который получил название «регуляторная гильотина». В начале 2021 года весь комплекс обязательных требований к бизнесу был пересмотрен и для реализации реформы сформировались 43 отраслевые рабочие группы, состоящие преимущественно из представителей предпринимательского сообщества.
В основе всей надзорной деятельности теперь лежит риск-ориентированный подход. То есть чем выше риск, тем больше возможность назначения проверки. В результате количество проверок в 2021 году с 1,5 млн снизилось в два раза по сравнению с «доковидным» 2019-м. Для малого и среднего бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года обернулось четырехкратным сокращением проверок к концу года — с 243 тыс. в первом полугодии до 62 тыс. во втором. В 2022 году снижение продолжилось.
Надзорная нагрузка — важный элемент развития бизнеса в любой стране. Поэтому Правительство РФ последовательно снижает эту нагрузку: сегодня контрольные процедуры не только минимизированы, но и значительно упрощены. При решении этой задачи Правительство исходило из того, что не может контрольная процедура быть комфортной и простой, если правила для бизнеса сложные и во многом устаревшие.
Текущая ситуация в экономике заставила принимать экстренные меры. 10 марта был введен мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок по всей стране. Исключение составили отдельные виды проверок социально значимых объектов (например школ и детских садов) по вопросам соблюдения санитарных и пожарных требований, а также опасных производственных объектов. При введении моратория Правительство исходило из необходимости обеспечить баланс между снижением нагрузки на бизнес в сегодняшних условиях и минимизацией рисков угрозы вреда жизни и здоровью граждан, а также безопасности страны.
Оспорить результаты проверки стало проще. Если ранее для этого нужно было идти в суд, привлекая профессиональных юристов, то теперь работает процедура досудебного разрешения споров с бизнесом.
Жалобу можно подать буквально в три клика через портал госуслуг — для этого создан сервис «Жалоба на решение контролирующих органов». В среднем жалоба рассматривается 12 дней. А если жалоба касается нарушения моратория на проверки, то ее рассмотрят вообще за сутки. Такие жалобы находятся на особом контроле Правительства.
«Когда формировалась логика сервиса жалоб, мы в первую очередь ориентировались на интересы малого и среднего бизнеса. Сервис максимально простой, удобный, интуитивно понятный, жалобу можно подать буквально в пару кликов, заполнение формы через портал Госуслуг занимает не более минуты. Таким образом, Правительство получает корректную обратную связь от бизнеса о проверках, так как контролеры на систему влиять не могут», — отметил заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко.
По опросам представителей бизнеса, которые проводит Аналитический центр при Правительстве РФ, мораторий на проверки бизнеса — одна из наиболее востребованных и действенных мер, которые предприняло Правительство РФ по поддержке экономики в связи с недружественными действиями ряда стран.
До текущего года действует мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок бизнеса. После окончания срока его действия, в соответствии с поручением президента, большинство проверок бизнеса, работа которого не связана с высокими рисками причинения вреда, на постоянной основе проводиться не будет. Правительство продолжит реформировать надзорную сферу, делая упор на развитии риск-ориентированного подхода, как поручил Президент. Это позволит с начала 2023 года полностью освободить бизнес с низкими рисками от административной нагрузки в виде проверок.