С 18 по 21 августа 2022 года в арт-парке Никола-Ленивец в шестой раз прошел фестиваль Signal. Крупнейший электронный фестиваль, объединивший наравне с актуальной музыкой эко-архитектуру, современное искусство, перформанс и поэзию, посетили 16 тыс. человек. Тема Signal 2022 — Over the Horizon.
В этом году на фестивале почти круглосуточно работали сразу семь сцен (в прошлом году их было пять, а еще годом раньше — четыре): главная, Signal, концертная, Meadow, привычные Möbius и Prizma, а также Rodnya, которую открыли в прошлом году, Pop-up, обосновавшаяся в арт-объекте Александра Бродского «Ротонда», и новая, Flower.
Более 180 артистов приехали в этом году на Signal в Никола-Ленивец. Среди хедлайнеров — AOKI takamasa из Японии, Lalalar из Турции, Dubtil и Matei Tulbure из Румынии, Dist из Аргентины, Domenico Crisci из Италии, Gotshell из Колумбии, Bruno Curtis из Германии и Gezender из Бразилии. Локальные артисты: Lena Popova, Kirill Shapovalov, Simple Symmetry, Sofia Rodina, Roma Zuckerman, Hipushit, Kito Jempere Orchestra, OID, Séxtasy, Kovazin D, Yung Acid и многие другие.
Открыли фестиваль по традиции участники Signal Music Residency на сцене Möbius — шесть музыкантов и четыре видеохудожника представили в ходе живого выступления 8-канальную аудиовизуальную инсталляцию. На главной сцене Signal среди заявленных артистов выступили Gotshell, Lena Popova и Séxstasy в субботу, проект «Механический пес», Domenico Crisci и Sofia Rodina — в воскресенье.
Расписание сцен Prizma и Rodnya между собой разделили многочисленные и многочасовые саб-ивенты — «Гост звук», Applique, Popoff Kitchen, Flammable Beats, Simach и Bravers на первой, на Rodnya — Monasterio, WIP, Haze, Transponanse и Private Persons, в программе которого выступили Locked Club.
Pop-up силами команды декораторов диско-клуба «Радуга» превратилась в «дворец лучшей жизни», где прошли две дневные вечеринки с диджеями-резидентами и необычными лайвами близких по духу музыкантов. Так, Cream Soda и Mashkov впервые сыграли бэк-ту-бэк, MC Сенечка представил работы из нового альбома, а петербургская супер-группа из 11 человек Kito Jempere Love Orchestra провела большую музыкальную сессию с привлечением того же MC Сенечки, Mirèle и рэпера Кассета. Здесь же прошел и «секретный» концерт, первыми о котором узнали все обладатели МТС Live Pass, — на сцене Pop-up сыграл самобытный Антоха МС.
На сцене Flower работали сразу два диджейских пульта, которые попеременно переходили в распоряжение фронтменов музыкальных сообществ Odyssey, Radi Mira i Lubvi и Leveldva.
На концертной сцене Meadow при поддержке МТС выступили «Дельфин», «Интурист», Kedr Livanskiy, «Электрофорез», «тима ищет свет», The OMY, Azamat, Soft Blade, «Всадники ЖКХ» — всего более 20 концертов. Драматургия сцены — от вдумчивой дзен-электроники на грани с тишиной до оглушающего диджитал-хардкора в самом финале.
Окунуться в искусство можно было даже не отходя от музыкальных сцен — каждая была оформлена в своем ключе и выглядела как арт-объект. Например, главная сцена Signal переливалась в лучах масштабной световой инсталляции Perspicere, подготовленной студией Dreamlaser, а декорации сцены Prizma менялись в соответствии с настроением каждого саб-ивента. В центре сцены Rodnya возвышалась 15-метровая параметрическая инсталляция Digital Noise с генеративным визуальным наполнением, а знаменитая сцена Möbius приняла работу художников студии figura•fon — четырехметровый зеркальный арт-объект в форме ленты Мебиуса. Новую сцену Flower оформили в эстетике эпохи хиппи — деревянный павильон в березовой роще, где было много искусства, расписанный автобус и огромные качели.
Главным местом притяжения стала большая космическая поляна с аэростатами, летающей тарелкой и серебристыми шарами, парящими в тумане, пронизанном лучами лазеров. В районе сцены Meadow студия Sila Sveta представила инсталляцию UFO, вдохновленную темой Over the Horizon и созданную при поддержке партнера фестиваля, компании МТС.
Кроме того, в парке можно было увидеть проекты, победившие в открытом творческом конкурсе: «Бар-Горизонт», возвышающийся над землей и реализованный при поддержке E-ON Energy Drink; «Сарай-Градиент», постепенно врастающий в природу, — оба проекта от арт-группы Nonfrozenarch. А также необыкновенной красоты Portal от студии Radugadesign — музыкально-световое произведение вокруг моста над живописным лесным болотом. Локация объекта была призвана символизировать транзит из внешнего мира в фестивальное пространство, а зеленый цвет — отсылать к временам зарождения рейв-культуры. Музыку, сопровождающую световую инсталляцию, писали прямо на месте для максимального соответствия общей атмосфере.
Школа Contented представила инсталляцию «Узы/Суперпозиция» о децентрализованной макросистеме, объединяющей живые и неживые объекты в единую сеть, а студенты Британской высшей школы дизайна — портал Entrance, позволяющий увидеть альтернативную версию реальности.
На Signal-2022 была запущена большая образовательная программа. Партнерами Signal Academy выступили дизайн-школа Contented, Московская школа музыки, студия светового дизайна «СЕТАП» и фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. Все четыре дня фестиваля в лектории шли встречи с профессионалами в сфере музыки, архитектуры, дизайна и медиаискусства. Можно было узнать, как устроен свет на главной сцене, посмотреть фильм «Лоран Гарнье: Электрошок» Габена Ривуара или The Doors Оливера Стоуна до официального проката, узнать историю транса на лекции Ника Завриева. Для тех, кто не любит сидеть на месте, были организованы экскурсии по территории арт-парка, а также джем-сессии с синтезаторами и вокальный воркшоп Татьяны Степановой. Пообщаться с российскими артистами Signal можно было на открытой встрече, которую модерировал куратор музыкальной программы Signal Андрей Морозов.
В этом году фестиваль также возобновил и расширил работу театральной программы Signal Play. Совместно с платформой современного искусства «Форма» при участии Sila Sveta прошел масштабный перформанс Panhorama.
Идею соединить древнегреческое дионисийское действие с современными технологиям реализовали известный театральный режиссёр, лауреат Золотой маски Юрий Квятковский, хореограф Марат Казиханов, композитор Sasha Dza, видеохудожник Илья Старилов и известный художник по свету Елена Перельман. Перформанс об истории электронной музыки готовили заранее, а репетировали в течение недели в кэмпе на территории парка — участники занимались медитацией, йогой и телесными практиками на природе под руководством режиссерско-постановочной группы. В итоге 20 августа более ста артистов собрались из разных уголков парка к месту кульминации — сцене Meadow на Акустической поляне. Полуторачасовое действо развивалось в пяти локациях, побуждая аудиторию к перемещениям.
Поэтическая сцена расположилась в шатре Signal Academy. Каждый день после лекций и кинопоказов можно было прийти на поэтические чтения клуба «Липа» и молодых авторов (Павел Архипов, Ерог Зайцве, Никита Бобков, Марк Лукьянов) или театральные постановки: спектакль по пьесе Владимира Сорокина «Dostoevsky-trip» и оперу «Белоснежка» режиссёра Василия Березина от Binary Biotheatre.
На фестивале можно было найти развлечения на любой вкус. 15 комьюнити открыли свои кемпы, где показывали иммерсивные спектакли, устраивали коллективные медитации и лекции, учили апсайклингу, катали на арт-каре и помогали набираться сил в мобильной бане.
Полевой лагерь возле инфоцентра открыл также «Яндекс Маркет». Каждый гость мог отдохнуть на удобных пуфиках и в гамаках, украсить себя в make-up корнере или протестировать спортивный инвентарь — от привычного фрисби до экзотических игр из разных стран мира.
Отдельное пространство и программа были и у детей — в кемпе Signal Kids, расположенном в тихом месте вдалеке от основных фестивальных активностей, работали творческие мастерские, музыкальная лаборатория от Svoboda Zvuka, показывали кино и играли в подвижные и настольные игры. С профессиональными кураторами оставить ребенка можно было на целый день, на ночь или календарные сутки.
На протяжении всего фестиваля работали более 30 участников дизайн-маркета: здесь продавали одежду, книги, аксессуары, украшения и косметику.
На фудкорте — более 40 участников: фуд-траки, молодые кафе и популярные рестораны. Выбор — от вегетарианской до национальной кухни.
В этом году Signal, как обычно, был eco-friendly — организаторы отмечали, что им было важно показать пример правильного отношения к сортировке и утилизации отходов как во время фестиваля, так и после него. Раздельный сбор осуществлялся совместно с экопроектом Тайга. На территории было четыре точки сортировки: в кемпинге «Новая земля», на «Масляничной поляне», у «Футбольного леса» и в «Заречье». Возле каждой точки работали консультанты, помогающие разобраться в маркировке пластика. Фракции отходов, для которых возможна переработка, были собраны в отдельные емкости и отправились на предприятия по переработке.
Кроме того, многие участники фестиваля пришли с эко-идеями, которые Signal поддержал: в кемпах p2p.rovesnik и Svalka работали апсайкл-станции, где кастомизировали старые вещи. В лагере Garden of Beatriz шли мастер-классы и лекции по ресайкл-арту, где посетители создавали инсталляции из отходных материалов и пластика.
В этом году Signal вложил много сил в развитие инфраструктуры и распределение потоков людей. Организаторы открыли новый фестивальный центр «Новая земля» — уединенный и спокойный кемпинг на расстоянии 1,5 км от всех сцен. Были расширены территории под палатки, добавлены новые душевые и туалеты, проложены дополнительные 600 м фестивальной тропы, соединившей в кольцо маршруты между сценами Signal, Meadow и Rodnya. Важное отличие этого года — значительное расширение фудкорта, что позволило избежать очередей. Кроме основной площадки в Кольцове, новые точки работали между сценами Möbius и Meadow, в Заречье, на пруду у кафе «Угра», на «Версале» у новой сцены Flower и у фермы Морозовых. Кроме того, подъезд к арт-парку стал комфортнее — новая асфальтовая дорога теперь ведет от деревни Острожное почти до КПП Звизжи. Также открылась новая парковка рядом с «Новой землей», а старые были расширены.