В конкурсах Up Great по разработке водородных топливных элементов примут участие 12 команд
Заявки на участие в технологических конкурсах Up Great «Первый элемент», нацеленных на разработку водородных топливных элементов для наземного и воздушного транспорта, подали 12 команд. Призовой фонд соревнований, участников которого отбирали в Российской венчурной компании (РВК), фонде «Сколково» и Агентстве стратегических инициатив (АСИ), составит 200 млн рублей.
Участникам технологических конкурсов «Первый элемент. Земля» и «Первый элемент. Воздух» предстоит создать топливные элементы, которые по эффективности смогут сравниться с двигателями внутреннего сгорания и аккумуляторами. В рамках конкурса топливные элементы нужно будет протестировать на мультикоптерных и беспилотных автомобильных платформах. Проект победителя должен продержаться в воздухе и на трассе не менее трех часов. На победу в конкурсе «Первый элемент. Воздух» претендуют семь команд. Пять заявок поступили на участие в конкурсе «Первый элемент. Земля».
Александр Повалко
генеральный директор РВК
«Перед участниками конкурса стоит сверхсложная задача — разработать топливные элементы, по параметрам энергоемкости превосходящие все мировые аналоги. Если этот барьер будет взят, мы откроем совершенно новые возможности коммерческого использования водорода — прежде всего, в сегментах автотранспорта и беспилотной авиации. Сильнейшая из 12 команд определится в ходе открытых испытаний. Желаем всем претендентам удачного старта».
В конкурсе участвуют разработчики из Самарского НИУ им. академика С.П. Королева, СколТеха, УрФУ, РХТУ им. Менделеева, а также представители компаний «ИнЭнерджи», «Беспилотные вертолетные системы», «ЭкоТЭнергия» и «РусНовТех». Победителей соревнования назовут в 2019 году. Призовой фонд конкурса «Первый элемент. Воздух» составит 60 млн рублей, «Первый элемент. Земля» – 140 млн рублей.
По слвоам председателя правления Фонда «Сколково» Игоря Дроздова, перспективы, которые водородная энергетика открывает перед человечеством, трудно оценить даже в самых смелых предположениях. «Мы делали ставку не столько на количество, сколько на качество и квалификацию команд-участниц, для чего разработали высокие требования, а также непростые условия конкурса. 12 заявок — очень хороший показатель, подтверждающий интерес к тематике внутри научного, технического и бизнес-сообществ», — добавил Игорь Дроздов.
Дмитрий Песков
специальный представитель президента по вопросам цифрового и технологического развития
«Разработка автономных источников энергии — ключ к преодолению технологических барьеров. Возможно, мы найдем решение в водородных топливных элементах, и наши компании и разработчики смогут занять передовые позиции на международных рынках беспилотников. Ведь подписано уже правительственное постановление о проведении эксперимента по использованию на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей, в сельском хозяйстве начинают активно использовать беспилотные тракторы, а рынок авиабеспилотников, несмотря на нормативные ограничения, развивается».
По прогнозам консалтинговой компании Frost & Sullivan, к 2020 году мировые автопроизводители выведут на рынок более 20 новых моделей с водородными двигателями. К 2030 году общий объем продаж транспортных средств на водородном топливе достигнет 583 тыс. единиц в год.