Добро пожаловать в Матрицу: как ИИ меняет понятие видеоигры и в чем кроется опасность

Роботы • 1 декабря 2025

Добро пожаловать в Матрицу: как ИИ меняет понятие видеоигры и в чем кроется опасность

Добро пожаловать в Матрицу: как ИИ меняет понятие видеоигры и в чем кроется опасность

Автор: Григорий Щеглов

Обложка: Unsplash


Генеративный ИИ перевернул игровую индустрию. ChatGPT, Midjourney и Sora, о которых три года назад никто не слышал, сегодня стали неотъемлемой частью процессов крупнейших студий. Но дело не только в том, что проекты стало проще и быстрее реализовывать. Нейросеть меняет саму природу интерактивного опыта — стирает границу между игрой и реальностью. В рамках тематической недели «Инк» разбирался, почему мы наблюдаем не просто очередную технологическую революцию, чем может быть видеоигра и не вытеснят ли роботы душу.

Генеративный ИИ перевернул игровую индустрию. ChatGPT, Midjourney и Sora, о которых три года назад никто не слышал, сегодня стали неотъемлемой частью процессов крупнейших студий. Но дело не только в том, что проекты стало проще и быстрее реализовывать. Нейросеть меняет саму природу интерактивного опыта — стирает границу между игрой и реальностью. В рамках тематической недели «Инк» разбирался, почему мы наблюдаем не просто очередную технологическую революцию, чем может быть видеоигра и не вытеснят ли роботы душу.

Голосом Дарта Вейдера

Генеративные технологии помогают разработчикам писать код, создавать реалистичные ландшафты, автоматизировать моделирование 3D-объектов и даже генерировать динамические музыкальные партитуры, которые меняются в зависимости от игровых событий.

Николай Горелый

Николай Горелый

руководитель федерального ИИ-хакатона «Креативное поколение»

«Пока все обсуждают угрозы чрезмерного использования ИИ для художников и сценаристов, настоящая революция уже происходит в рутинной работе программистов. Инструменты вроде Claude и GPT генерируют качественный, функциональный код по простому описанию, что ускоряет разработку в разы. Что же касается творческих задач, нейросеть скорее выступает как мощный, но рискованный инструмент для прототипирования и придания живости виртуальному миру».

Создание виртуальных миров — одна из самых трудоемких задач в разработке. Раньше художникам приходилось вручную расставлять каждый объект в сцене, тратя недели на детализацию локаций. Сегодня системы вроде Promethean AI учатся напрямую у разработчиков и берут эту рутину на себя. Художник создает концепт полицейского участка, загружает модели, нажимает кнопку — а ИИ заполняет помещение мебелью и атмосферными деталями.

Вадим Булгаков

Вадим Булгаков

руководитель направления «Цифровой продукт и искусственный интеллект» и Лаборатории искусственного интеллекта в Школе дизайна НИУ ВШЭ

«За последний год заметно продвинулись нейросети, генерирующие 3D-модели, причем многие наработки изначально нацелены именно на игровые нужды. Игровая индустрия стала одной из первых, где начали появляться специализированные ИИ-инструменты».

Похожая трансформация происходит и в написании диалогов. Если раньше сценаристы вручную писали бесконечные вариации крика «Враг атакует!» для разных контекстов и персонажей, то теперь эту рутину можно автоматизировать. Например, в студии Ubisoft инструмент Ghostwriter генерирует черновики «барков» — коротких фраз NPC. Люди лишь «полируют» их финальные версии, что позволяет сосредоточиться на действительно важных сюжетных линиях.

Артем Головин

Артем Головин

CTO студии WATT

«Если опираться на независимые исследования, не ангажированные крупными корпорациями, то одно из них показало, что креативность текстов, написанных ИИ, значительно уступает тем, что созданы человеком. В нашей индустрии это особенно заметно. Работа сценариста (или нарративного дизайнера) — это не просто составление фанфика по входящим данным, а комплексный процесс, творческий путь конкретного автора».

Тем временем технологии идут дальше. Inworld AI создали движок, наделяющий персонажей настоящими когнитивными способностями: они видят мир, анализируют действия игрока и реагируют не по заранее прописанным скриптам, а динамически. Совместно с Microsoft компания работает над «нарративным графом» — системой, которая использует ИИ для создания разветвленных сюжетных линий. Кайлан Гиббс, исполнительный директор Inworld, называет это «новой парадигмой для сторителлинга».

Озвучка и анимация тоже меняются под давлением ИИ. Николай Горелый приводит в пример персонажа Дарта Вейдера в Fortnite. Герой разговаривает голосом актера оригинальной трилогии Джеймса Эрла Джонса, используя модель Gemini 2.0 Flash от Google для генерации ответов и Flash v2.5 от ElevenLabs для озвучивания. Он реагирует на действия игроков и общается с ними в голосовом чате в реальном времени.

Действуй по ситуации

Но технологии за кулисами — лишь половина истории. Будущее игр — в персонализации: динамичные миры с «живыми» персонажами, где игрок может найти город, которым никто другой не интересовался, и построить уникальные отношения с его жителями.

Игра AI Dungeon стала одним из первых экспериментов в этом направлении. Она построена по принципу старых текстовых квестов, но с одним отличием: вместо заранее придуманных разработчиками поворотов сюжета, ИИ динамически решает, что происходит дальше, делая возможным любое действие. Первая версия, запущенная в 2019 году, за неделю привлекла 100 тыс. игроков.

Эксперименты выходят за рамки новых проектов. Моддеры уже интегрируют языковые модели в классические игры. В Skyrim появились моды, где персонажи общаются через GPT-подобные системы: разговор больше не ограничен деревом диалогов, а развивается органически, в зависимости от того, что вы говорите и делаете. В итоге отметившая десятилетие игра обретает новую жизнь.

Процедурная генерация существует давно — от Rogue (1980) до No Man’s Sky (2016). Но новое поколение ИИ генерирует больше, чем просто коридоры и планеты. Системы анализируют ваш стиль игры — осторожный, умеренный или безрассудный — и подстраивают под него не только сложность, но и тональность повествования, мотивацию персонажей, даже моральные дилеммы.

Представьте RPG, где каждое ваше решение не просто открывает одну из заранее написанных веток, а запускает целую цепочку событий, которую ИИ «дописывает» на лету, сохраняя логику мира и драматургию.

Реальная трансформация видеоигр может прийти от масштаба: огромное количество людей, играющих одновременно в мирах, где ИИ управляет не только отдельными персонажами, но и целыми экосистемами событий. В таком будущем искусственный интеллект может стать не просто противником или помощником, а «вторым режиссером», который балансирует драматическое напряжение, подбрасывает сюрпризы и следит, чтобы вам не было ни слишком легко, ни слишком сложно.

Уволят ли разработчиков

Вопрос авторства встает ребром: если текстуры созданы Midjourney, диалоги — GPT-4, а музыка — Suno AI, кто владеет правами на игру? Юридическая система большинства стран еще не готова к этому. Более того, многие ИИ-модели обучены на контенте, полученном без разрешения авторов.

Художники и писатели справедливо возмущены, что их работа используется для создания систем, которые вытесняют их с рынка. Это подкрепляется заявлениями руководства крупнейших студий. Например, генеральный директор EA Эндрю Уилсон в прошлом году заявил, что около 60% процессов разработки компании могут быть затронуты инструментами ИИ, после чего EA уволила 5% персонала — около 670 человек.

Рынок труда жесток. Если один художник с ИИ-ассистентом может делать работу пяти — пятерых уволят.

Вадим Булгаков

Вадим Булгаков

руководитель направления «Цифровой продукт и искусственный интеллект» и Лаборатории искусственного интеллекта в Школе дизайна НИУ ВШЭ

«Уже сейчас видно, как внедрение ИИ влияет на рынок труда: во-первых, действительно сокращается спрос на младшие позиции, во-вторых, повышаются требования к навыкам».

Однако Эндрю Максимов из Promethean AI не считает, что ИИ заменит людей — скорее, вернет разработчикам «творческое достоинство», утраченное в крупных издательствах, где им поручают однообразные задачи. Он приводит пример: многие разработчики, вдохновленные «Гарри Поттером» и «Властелином колец», мечтали создать что-то великое, а теперь годами расставляют камни вокруг замка.

Николай Горелый

Николай Горелый

руководитель федерального ИИ-хакатона «Креативное поколение»

«Я уверен, что в ближайшие 3–5 лет ИИ окончательно эволюционирует из простого инструмента в соавтора. Это будет подобно союзу композитора и исполнителя-виртуоза. Человек как режиссер будет задавать тему — “мрачный подземный город в стиле био-панк”. ИИ в ответ генерирует ему десятки вариаций: эскизы архитектуры, концепты существ, варианты реплик. Таким образом, человеческий творческий диапазон будет расширен, но роль стратега, носителя замысла и души проекта останется за ним».

Убивает ли ИИ душу игры

Есть опасение, что автоматизация творчества приведет к его обезличиванию. Если диалоги пишет алгоритм, а персонажи действуют по одной выверенной модели, не превратятся ли игры в типовой безвкусный фастфуд?

Между инновациями и потерей креатива — тонкая грань. Нам остается только ждать и смотреть, куда приведут сегодняшние изменения.

Артем Головин

Артем Головин

CTO студии WATT

«Ключевой вопрос заключается в культурной и художественной ценности сгенерированного контента. Этим его может наделить только человек, который привносит интерпретацию и контекст. В ближайшем будущем мы не предвидим, что это изменится».

И все же, если отбросить антиутопические страхи, впереди нас ждет нечто по-настоящему интересное. Искусственный интеллект сможет расширить опыт, сделать миры персональными, диалоги — отзывчивыми, а сюжет — непредсказуемым.