Чуть ли не каждую неделю мир узнает о новом революционном носимом ИИ-устройстве: брелке, подвеске, пин. «Яндекс» недавно анонсировал свои первые умные наушники с интегрированным ИИ-ассистентом. Правда, на презентации не дали ни характеристик, ни цены. Meta* в партнерстве с Ray-Ban выпустила умные очки, пожалуй, единственный более-менее внятный продукт в этой категории. Разбираемся, заменят ли все эти гаджеты привычный смартфон, что заставляет компании-гиганты вкладываться в ветвь, которую многие называют тупиковой, и почему ИИ пока никак не может найти свое «тело».
Чуть ли не каждую неделю мир узнает о новом революционном носимом ИИ-устройстве: брелке, подвеске, пин. «Яндекс» недавно анонсировал свои первые умные наушники с интегрированным ИИ-ассистентом. Правда, на презентации не дали ни характеристик, ни цены. Meta* в партнерстве с Ray-Ban выпустила умные очки, пожалуй, единственный более-менее внятный продукт в этой категории. Разбираемся, заменят ли все эти гаджеты привычный смартфон, что заставляет компании-гиганты вкладываться в ветвь, которую многие называют тупиковой, и почему ИИ пока никак не может найти свое «тело».
Как говорится, «все побежали, и я побежал»: OpenAI, по слухам, обсуждает с легендарным дизайнером Apple Джони Айвом возможность создания собственного AI-гаджета. Китайские TCL и Oppo уже представили свои версии умных очков.
Обещания везде одинаковые: упрощенное взаимодействие с GPT через голос вместо экрана и «контекст 24/7», когда устройство понимает, где вы находитесь и что видите, а также мгновенный доступ к информации. Но почти никто не объясняет, почему эти функции нельзя встроить в смартфон, который уже есть у каждого.

Александр Храмогин
Principal AI Engineer в LogicBoost
«Если честно, я склоняюсь к тому, что это, скорее, тупиковая ветвь. Каждый раз, когда я вижу новый продукт вроде Humane Pin, я задаюсь вопросом: «Зачем мне это, если у меня уже есть телефон, который делает то же самое, только лучше?». Попытка заменить смартфон, а не дополнить его — это борьба с гравитацией. Телефон для нас не просто устройство, это социальный и культурный феномен. Клипса и отдельное устройство — это дополнительный гаджет, который нужно заряжать, с которым нужно возиться».
Взять те же умные очки Meta*/Ray-Ban — самый успешный пример в категории с 2 млн продаж за 1,5 года. По сути, это более удобная камера с ассистентом, который мог бы спокойно жить в телефоне. 90% их функций — это то, что смартфон и так делает. Остальное — скорее приятный бонус, чем необходимость.
Наушники от «Яндекса» обещают поддержку схожего набора функций, но на базе «Алисы». Пользователь сможет попросить ИИ запомнить информацию, напомнить позвонить маме или выполнить действия через нейросетевых агентов. Функция «Моя память» позволит наговаривать идеи и заметки, которые «Алиса» сохранит и разобьет по темам.

Степан Гершуни
инвестор венчурного фонда Cyber Fund
«Я считаю, что отдельные устройства — это правильное направление, и причина здесь в том, что ИИ фундаментально меняет пользовательский интерфейс. То есть та парадигма, в которой мы пользовались интернетом и мобильными устройствами, в которой у нас есть веб-сайты, приложения, у каждого приложения есть свой какой-то интерфейс, какой-то дизайн, — она начала медленно, но неумолимо меняться. И для этого точно нужны новые типы устройств».
История специализированных ИИ-девайсов полна громких провалов. Humane AI Pin — брошь с лазерным проектором за $699 — был разгромлен критиками сразу после релиза в апреле 2024 года. Обозреватели называли устройство просто «нерабочим», а известный блогер Маркес Браунли посчитал его худшим продуктом, который он когда-либо обозревал. Гаджет оказался медленным, с плохой автономностью и множеством багов — даже базовые задачи вроде звонков выполнялись лишь в половине случаев.
К августу 2024 года текущие возвраты AI Pin стали превышать текущие продажи. Компания, которая в мае оценивала себя в $1 млрд, в итоге была продана HP за $116 млн. Уже в феврале 2025 года Humane отключила серверы проекта, и пользователи потеряли доступ к большинству функций устройства.
Более яркий и «народный» Rabbit R1 постигла схожая судьба. Компания продала 100 тыс. гаджетов, но столкнулась с волной критики: батарея умирала за 4 часа, ИИ с трудом справлялся с базовыми задачами, а система распознавания изображений допускала критические ошибки. Спустя пять месяцев после запуска лишь около 5 тыс. человек — примерно 5% от общего числа покупателей — продолжали пользоваться устройством ежедневно. Компания до сих пор живет, но, судя по новостям, уже полгода не платит сотрудникам зарплаты.
Специалисты Android Authority выяснили, что Rabbit R1 работает на базе Android, а его «уникальная операционная система» — по сути, обычное приложение.

Степан Гершуни
инвестор венчурного фонда Cyber Fund
«Пока ни одно из этих устройств не получило Product Market Fit в отличие от iPhone или других телефонов, на которых люди активно используют ИИ, и таких сотни миллионов пользователей. И это нормально — до iPhone уже существовало множество сенсорных телефонов, которые так и не стали популярными. У нас есть технологии, теперь нужен правильный продукт».
Оба провала объединяет одно: устройства были выпущены слишком рано. Они обещали стать «заменой смартфонам», но не смогли предложить ничего, чего не умеет делать сам смартфон.
Любой ИИ-гаджет все равно привязан к телефону — для интернета, уведомлений, синхронизации. Носимые устройства страдают от ограничений автономности, качества микрофонов и камер, фрагментированного софта.
Но, возможно, дело вообще не в железе. Смартфон стал революцией благодаря не самому устройству, а экосистеме приложений.
ИИ уже встроен в то, что у нас есть: камеры, заметки, навигация, поиск. Мы стоим на пороге софт-революции — модели становятся контекстными, персонализированными, учатся работать без постоянной связи с облаком. Возможно, нам нужны не новые устройства, а ассистент, который живет везде: в мессенджерах, почте, камере, браузере.
Но значит ли это, что всё направление с носимыми ассистентами тупиковое? Не обязательно. Есть сценарии, где постоянная доступность ИИ действительно полезна. Например, перевод разговоров в прямом эфире может пригодиться путешественникам. Профессионалы на выезде — ремонтники, курьеры, медики — получат руки, свободные от гаджетов, при сохранении доступа к информации.

Степан Гершуни
инвестор венчурного фонда Cyber Fund
«Моя ставка — очки, потому что это очень понятный форм-фактор. Многие люди их уже носят в том или ином виде, в них легко встроить дисплей. Очки находятся рядом с ухом, поэтому не нужны отдельные наушники. У Meta* здесь больше шансов, чем у других, но это не значит, что с ними никто не будет конкурировать. Посмотрим, что покажет Apple в следующем году. У OpenAI тоже есть несколько козырей в рукаве, но выходить на hardware-рынок с чем-то новым всегда непросто».
Еще есть помощь людям со специальными нуждами. Новое поколение носимых ИИ-устройств, таких как Bee AI и Omi, постоянно слушают разговоры, обрабатывают их и создают персонализированные списки задач, резюме встреч и напоминания. Для людей с проблемами памяти или самоорганизации это может быть действительно полезно.

Александр Храмогин
Principal AI Engineer в LogicBoost
«Рынок показывает, что очки Ray-Ban Meta* Glasses продаются гораздо лучше, чем брошь Humane Pin или мини-гаджет Rabbit R1. Потому что они дополняют, а не заменяют. Я считаю, что специализированные форм-факторы имеют право на жизнь. Например, умные кольца для здоровья или AR-очки для конкретных профессий. Но это нишевые продукты, а не массовый рынок».
Если ИИ уже рядом через смартфон, зачем ему быть еще ближе — в оправе очков или в ухе? Возможно, ответ кроется в новом софте. ИИ станет действительно полезен, когда будет работать в фоне на уже существующих устройствах.
Недостаточно создать гаджет с модной наклейкой «ИИ» на упаковке. Нужно ответить на простой вопрос: зачем? Пока что большинство производителей носимой ИИ-электроники этого сделать не смогли. Поэтому «Яндекс» выходит на этот рынок с осторожностью — анонс без деталей, релиз без конкретных дат. Возможно, это разумно. За это время индустрия успеет понять, нужны ли вообще эти устройства, или нам достаточно того, что уже есть в кармане.
*Meta признана в России террористической организацией, ее деятельность запрещена.