«У нас нет цели кого-то обогнать»: почему бизнес на самокатах сложнее, чем кажется

Роботы • 4 сентября 2025

«У нас нет цели кого-то обогнать»: почему бизнес на самокатах сложнее, чем кажется

«У нас нет цели кого-то обогнать»: почему бизнес на самокатах сложнее, чем кажется

Текст: Елизавета Пикулицкая

Фото: предоставлено Whoosh


Рынок кикшеринга в России начал формироваться совсем недавно в 2018 году. Первые шаги сделали «Делимобиль» и YouDrive, запустив проекты «Делисамокат» и YouDrive Lite. В том же году стартовал Whoosh и несколько других стартапов, но расстановка сил с тех пор изменилась. Сегодня Whoosh входит в «большую тройку» и делит рынок с крупными игроками «Яндексом» и «МТС». В беседе с «Инком» технический директор Whoosh Егор Баяндин рассказал, как компания решает проблему перебоев связи, зачем нужна функция СМС-бронирования и что изменилось для сервиса после введения возрастных ограничений.

Рынок кикшеринга в России начал формироваться совсем недавно в 2018 году. Первые шаги сделали «Делимобиль» и YouDrive, запустив проекты «Делисамокат» и YouDrive Lite. В том же году стартовал Whoosh и несколько других стартапов, но расстановка сил с тех пор изменилась. Сегодня Whoosh входит в «большую тройку» и делит рынок с крупными игроками «Яндексом» и «МТС». В беседе с «Инком» технический директор Whoosh Егор Баяндин рассказал, как компания решает проблему перебоев связи, зачем нужна функция СМС-бронирования и что изменилось для сервиса после введения возрастных ограничений.


Whoosh в цифрах:

2018 — Дата открытия

2022 — Дата выхода на IPO

30,5 млн — Количество аккаунтов

14,3 млрд — выручка в 2024 году

56,5 млн — Количество поездок

71 — Количество городов, обслуживаемых сервисом (в мире)

Источник: данные компании



Whoosh в цифрах:

Источник: данные компании


2018

Дата открытия


2022

Дата выхода на IPO


30,5 млн

Аккаунтов


14,3 млрд

руб. — выручка в 2024 году


56,5 млн

поездок


71

Количество городов-клиентов сервиса по миру

Рынок кикшеринга

С февраля в Москве действует обязательная верификация самокатов. Насколько это повлияло на спрос на услуги кикшеринга?

Изначально идея была в том, чтобы точнее подтверждать возраст пользователей для допуска к аренде. До введения обязательной верификации у нас уже было несколько разных способов как это сделать — мы проверяли возраст на разных этапах подключения к сервису. Например, в прошлом году запустили интеграцию с банками — «Альфа», «Сбер», «Т-Банк»: пользователь может авторизоваться через Банк-ID, что позволяет валидировать возраст. Эксперимент с авторизацией через сторонний сервис оказался успешным, и мы пошли в эту сторону дальше.

В межсезонье вели диалог с Департаментом транспорта Москвы, и они предложила решение о верификации. Мы и другие операторы аренды его поддержали.

Мы по своей статистике видим, что основная часть «рисковой» аудитории — сегмент младше 16 лет. Согласно данным, именно они чаще всего вызывают неприятные инциденты из-за отсутствия опыта и низкой скорости реакции на окружающую обстановку. Пользователи от 16 до 18 лет ездят так же аккуратно, как и те, кто старше 18. Поэтому этой зимой мы разрешили пользоваться нашим сервисом лицам от 16 лет. Сейчас это правило действует во всех городах, кроме Москвы, там аренда по прежнему разрешена только с 18 лет.

Также мы решили контролировать новый сегмент пользователей: с 16 до 18 лет разрешены только пониженные скоростные режимы — это значит, что разогнаться до максимальной скорости они не могут. Возрастное правило в нашем сервисе даже строже, чем ПДД, согласно которым электросамокатами могут пользоваться люди с 14 лет.

Unsplash

Отвечая на ваш вопрос, мы, конечно, заметили небольшой отток аудитории, ведь начали более строго отсекать нарушителей. Если пользователь верифицирован и он младше разрешенного возраста, мы не дадим ему совершить поездку до наступления совершеннолетия. Мы считаем, что делать деньги на неаккуратных поездках — неправильно.

Какой процент пользователей потерял сервис?

Небольшой. Речь о десятых долях процента.

Сейчас на рынке самокатов три основных игрока. Какой процент рынка занимает Whoosh?

Согласно исследованию прошлого года — около половины.

Сложно ли конкурировать с такими компаниями, как «Яндекс» и «МТС»?

Есть несколько аспектов. Во-первых, рынок кикшеринга очень молодой. Мы начали в 2018, «Делимобиль» — примерно тогда же. Здесь как на рынке телекома: в кикшеринге три крупных игрока и несколько локальных. Мы рады, что есть другие участники: это помогает развивать рынок и держать темп.

Наша сильная сторона — фокус именно на самокатах и микромобильности. Мы развиваем городской транспорт и решаем задачи краткосрочных поездок на 5–7 км. На машине такие расстояния невыгодны, на общественном транспорте — долго. У «Яндекса» и «МТС», вероятно, тоже есть концентрация, но она другая.

Наша цель — стать лучше для пользователей и упростить им жизнь. Часто это звучит как фантастика, но после обсуждений с командой разработки мы находим решение. Пример — функция Wkey: пользователь подходит к самокату, зажимает тормоза и сразу же начинает поездку без необходимости доставать телефон и открывать приложение. Идея появилась после анализа пользовательского опыта: поездки короткие, и терять минуту на запуск — это много. Эта функция вдохновлена системой электронных ключей у Tesla. Еще пример — карта «Тройка». В Москве многие ей пользуются, поэтому мы подумали: можно ли запускать поездку через «Тройку»? И реализовали это. В этом году запустили поездки по региональным картам и в других городах, например, в Новосибирске, Владивостоке и в Томске.

Самокат — технологически простая штука, но с множеством нюансов, без знания которых построить бизнес не получится. Нет одной «серебряной пули», но есть множество мелких деталей, которые каждая компания настраивает по-своему.

Технологии и сервис

Самокаты это продукт про скорость и пользовательский путь. Как вы моделируете последний?

Проводим тесты. Есть идеи от себя, но перед запуском на аудиторию в 30 млн человек мы проводим интервью, анкетирования и тесты. Хотя иногда решения принимаются волевым образом, когда уверены, что они правильные. Например, тот же WKey, о котором мы уже говорили. Чаще это опциональные решения, которые должны сделать пользовательский путь лучше, а сервис — удобнее.

Unsplash

Что происходит с самокатами вне сезона?

Мы используем этот период для технического обслуживания: перевозим все самокаты в восстановительно-ремонтный центр. Там они проходят полное обслуживание в зависимости от пробега, года выпуска и состояния. Это может быть легкий ремонт, а может быть полная разборка. На выходе — де-факто новый самокат.

Какие изменения планируете дальше?

Предпочитаю говорить о том, что уже реализовано. Сейчас у нас две основные новинки. Зимой работали над железом: с начала года запустили новую версию IoT-модуля. Это не доработка, а полная переработка на основе накопленного опыта.

Для тех, кто не знает, что такое IoT-модуль можно ли сравнить его с «мозгом» самоката?

IoT-модуль — это элемент, который делает самокат «умным». Он выполняет две задачи: обеспечивает взаимодействие с облачной платформой и обрабатывает часть функций прямо на самокате. А платформа отслеживает все, что с ним происходит.

Что еще изменили в сравнении с предыдущей версией?

Мы добавили расширенные возможности для звукового и светового сопровождения. Раньше мы использовали «базер» — в просторечии — пищалку. Сейчас поставили полноценный динамик. Весной к этому событию была приурочена акция: самокат при запуске издавал звуки пения птиц. Функция работает и сейчас.

Также улучшили параметры связи и геопозиционирования. Переработали антенный тракт — у новой антенны лучше соотношение сигнал/шум, она лучше принимает сигналы со спутников и быстрее рассчитывает координаты.

Также мы добавили инерциальную систему позиционирования. Принцип простой: если известна начальная точка, можно рассчитать путь по направлению и расстоянию. Это как инструкция — пройди пять шагов прямо, потом поверни направо. Модуль также отслеживает перемещения и может определить координаты даже без спутников, например, в туннелях.

Это помогает при перебоях связи, которые стали частой проблемой при использовании геосервисов в России?

Улучшения помогают справляться со спуфингом — когда координаты скачут. В такой момент включается инерциальная система, которая удерживает текущие координаты до восстановления сигнала.

С перебоями связи несколько сложней. Устройство умеет работать в сетях «большой четверки», но при полной потере сигнала модуль отключается. Мы стараемся противостоять проблемам со связью с помощью всех доступных инструментов.

Верно ли, что проблему пока не удалось устранить полностью?

Недавно мы придумали новинку как раз для таких случаев — запустили аренду самокатов по СМС. Открывать само приложение не требуется, это делает поездку возможной даже при отсутствии мобильного интернета. Нужно лишь убедиться, что СМС отправляется с номера, привязанного к аккаунту в приложении Whoosh. Технология сейчас работает, мы присылаем пуш-уведомления жителям городов, где наблюдаются сбои в работе интернета.

В самокате аккумулятор и его компоненты ключевые и самые требовательные к качеству детали. Некоторые из них в России не производятся, поэтому их покупают за границей. Как в этом случае компании решают эту проблему? Ведете ли собственные разработки?

Под аккумулятором понимается сборка, которая состоит из ячеек. Ячейки — это, по сути, батарейки определенного формата. Массового производства ячеек в России пока нет. Есть несколько компаний, которые планируют начать. Но пока закупаем в Китае.

Unsplash

Если говорить шире, аккумуляторные сборки в России делают многие. Есть компании, которые производят накопители энергии для домов и переоборудуют аккумуляторы для автомобилей.

Мы сотрудничаем с Ninebot больше пяти лет и закупаем у них самокаты с аккумуляторами. Но в прошлом году мы начали разработку собственной аккумуляторной сборки и тогда же выпустили тестовую партию.

Какой процент самокатов сейчас с вашими аккумуляторами?

Около 10%.

Это результат за два года?

По факту за год. Разработка железа занимает много времени: цена ошибки высокая. Поэтому сначала была тестовая партия, затем — выпуск десятков тысяч штук.

Самокат и город

Какие данные о городе вы используете, чтобы выбрать места для размещения самокатов, и как их получаете?

У нас есть отдел геоаналитиков. Они изучают города, где мы работаем: анализируют численность населения, типы зданий, дорожную сеть, точки притяжения — магазины, офисы. На основе этих данных формируется модель использования самокатов.

Мы также отслеживаем динамику: где находятся самокаты, куда они едут, где находятся пользователи. Эти данные помогают операционной команде корректировать и размещение.

Есть ли у вас технологии или методики для анализа конкурентной среды определенных точек? Например, чтобы понимать, не заняты ли они конкурентами.

Мы не анализируем это в реальном времени. Это требует больших ресурсов и не всегда имеет смысл.

Мы следим за действиями конкурентов, но не воспринимаем это как соревнование. Задача — удовлетворить спрос. Если посмотреть на внедрение новых функций, чаще другие повторяют за нами. Например, технология «Антитандем», которая анализирует поездку и на основе данных делает предположение, что на самокате едут одновременно два и более человека. Сначала запустили мы, а потом — «Яндекс». Мы также первыми из большой тройки запустили аренду электровелосипедов, после чего эту идею подхватили остальные.

Unsplash

Часто самокат лишь один из этапов маршрута. Как сегодня ваши самокаты вписываются в систему городского транспорта?

У нас есть мультимодальные поездки, интеграция с московским метро. Недавно запустили продвинутую прокладку маршрутов. Карты вроде «Яндекса» и «2ГИС» строят маршруты для машин, пешеходов или транспорта. Самокат — отдельный тип транспорта, и мы создаем маршруты именно для них: используем данные о реальных поездках пользователей, собираем дорожный граф и на его основе строим маршрут. Учитываем, например, подземные переходы — с самокатом это неудобно, лучше проехать поверху. Мы также исключаем маршруты через участки с ремонтом, шлагбаумами или слишком узкими проходами — эти данные получаем от пользователей.

Какие у компании планы на следующий год?

Идей много. Пока об этом рано говорить.

Мы продолжаем улучшать технические составляющие самокатов — как электроники, так и механической техники. У нас есть большой трек по импортозамещению. Цель остается прежней — давать удобный и современный транспорт для коротких перемещений по городу.