Поделиться • 21 ноября 2025
«Маркетинг никому не нужен»: 4 бизнес-ошибки, без которых не было бы компании с оборотом в 80 млн. руб.
«Маркетинг никому не нужен»: 4 бизнес-ошибки, без которых не было бы компании с оборотом в 80 млн. руб.

После работы в найме мне казалось, что я понял, как нельзя вести бизнес. Тем не менее, на пути от стартапа до компании с оборотом под 80 млн руб. я успел наступить на все возможные грабли: от полного игнорирования маркетинга («наш продукт и так все знают») до болезненных провалов с закупками и работой с госзаказчиками. Поделюсь своим опытом и расскажу об ошибках.
После работы в найме мне казалось, что я понял, как нельзя вести бизнес. Тем не менее, на пути от стартапа до компании с оборотом под 80 млн руб. я успел наступить на все возможные грабли: от полного игнорирования маркетинга («наш продукт и так все знают») до болезненных провалов с закупками и работой с госзаказчиками. Поделюсь своим опытом и расскажу об ошибках.
В выпускных классах мое представление о будущей работе было очень абстрактным, как и у многих в 17 лет. Поэтому я поступил в «проверенный» РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина — там учились мои родители и брат. Но о выборе никогда не жалел. Инженерные науки помогли мне развить системное мышление, умение концентрироваться и вникать в детали. Это очень пригодилось в бизнесе. А благодаря знаниям в области химии я могу разбираться в нюансах производства.
Еще с первых курсов я стал работать в компании, которая занималась поставками импортного лабораторного оборудования. Начинал помощником менеджера по продажам и дорос до руководителя отдела. Почти за 10 лет работы хорошо изучил российский рынок лабораторного оборудования и расходных материалов. Проходил обучение по продажам в иностранных компаниях-партнерах — ездил в Англию, Италию и Испанию. А в командировках по России прокачивал практические навыки — презентовал лабораторное оборудование и расходные материалы потенциальным клиентам.
Но был важный минус. Генеральный директор и собственник фирмы придерживался жесткой модели управления и единолично принимал все ключевые решения в организации. План продаж ставился исключительно на основе его субъективного понимания рынка и «хотелок». Аналитика продаж за предыдущие годы не проводилась, прогнозирование будущих доходов было больше по наитию, чем на основе расчетов и анализа прошлых периодов. Положительный финансовый результат компании достигался благодаря личным заслугам отдельных специалистов по продажам.
Это был сложный, но полезный опыт. И именно тогда я понял, как точно делать не нужно. Вместе с изучением отрасли я узнавал, как вести бизнес: следил за другими компаниями-импортерами, которые то появлялись, то исчезали, выявлял сходства и различия нашей с ними работы и формировал видение, как мне хотелось бы строить свое дело. И в 2016 году вместе с братом открыл свою компанию «АйдоЛаб».
Старт в лабораторном бизнесе дался мне легче, потому что у меня уже была «насмотренность», но все равно начинать было нелегко. Самое первое и самое трудное — найти стартовый капитал для покупки первой партии товара. Мы вкладывали личные накопленные средства (каким был стартовый капитал компания не раскрывает. — Прим. ред.), чтобы создать оборот, сами выстраивали бизнес-процессы и формировали клиентскую базу с нуля.
На старте мы продавали лабораториям небольшие партии пробоотборных пакетов американской компании Whirl-Pak. Стоимость заказов редко превышала 10–15 тыс. руб. Отпускная цена включала в себя одну или две коробки пакетов для отбора проб, а также доставку до транспортной компании или до клиента.
Мы не участвовали в тендерах и не брались за масштабные проекты, потому что думали, что сначала необходимо заслужить доверие клиентов и сформировать положительную репутацию на простых, понятных продажах.
Такой подход дал результаты — на второй год мы начали расти, благодаря, в том числе, простой email-рассылке. На старте работали по базе контактов из 7 тыс. потенциальных клиентов.
Возможно, мы бы продолжали двигаться в этом направлении, если бы в середине первого года ко мне не обратился знакомый с запросом на полное оснащение лаборатории вытяжными шкафами и их подключение ко всем необходимым коммуникациям. Этот контракт оказался значительно крупнее наших обычных сделок и стоил больше 2 млн руб.
Большую часть расходов составили сами вытяжные шкафы и расходные материалы для подключения ко всем коммуникациям: вытяжка, водоотведение, электричество, сжатый воздух. Изначально коммуникации проложили не по техническому заданию, и при подключении вытяжных шкафов оказалось, что трубы и кабели нужно тянуть из новых точек.
Но в итоге мы сделали даже сверх изначального запроса — бесплатно подключили два вытяжных шкафа из соседней лаборатории. Предыдущий поставщик подвел, а у нас оставался необходимый материал, поэтому мы смогли выполнить эту работу бесплатно.
Клиент рассказал о нас своим коллегам, и благодаря «сарафанному радио» мы почти сразу получили предложение об оборудовании еще одной лаборатории.
До весны 2022 года американский производитель морем или самолетом самостоятельно поставлял нам пробоотборные пакеты. Однако в марте компания сообщила, что вынуждена прекратить поставки из-за санкций: грузы с продукцией могли заблокировать.
Нам пришлось полностью перестроить цепочку поставок. Продолжили закупать продукцию у прежнего американского поставщика, но стали работать с российским перевозчиком, у которого есть партнеры в Европе. Это значительно усложнило логистику и увеличило сроки.
На создание новой схемы поставок — по сути, параллельного импорта — у нас ушло 8 месяцев. Из-за дополнительных расходов на обход санкций отпускная цена на продукцию в России выросла почти на 30%. Организация этих закупок потребовала около 20% всех операционных затрат компании.
Первую партию товара по новой схеме мы получили только в январе 2023 года. Но перебоев с поставкой заказов клиентам удалось избежать, так как мы храним годовой запас самых востребованных позиций на складе в Москве.
Кризис отчасти сыграл нам на руку:
В итоге в 2023 году наша выручка выросла более чем в два раза — с 22,5 до 50,8 млн руб., а в 2024 году увеличилась на 10%.
Что касается текущих показателей: оборот компании за октябрь 2025 года составил 64 млн руб. По итогам года мы ожидаем оборот в районе 75–80 млн руб.
В планах — расширение ассортимента расходных материалов и оборудования, которое мы поставляем из США и Евросоюза с учетом действующих санкционных ограничений.
Поделюсь ошибками, которые мы допустили в процессе развития бизнес:
Мы не занимались продвижением, так как были уверены, что наш продукт и так всем известен.
К третьему году мы осознали ошибку и начали системно работать над своим имиджем. В результате наш сайт теперь находится на первых строчках в поиске, мы постоянно делимся экспертными статьями в СМИ и ведем рекламу основных товаров.
В самом начале работы с госзаказчиками не учли, что оплаты могут серьезно задерживаться. Из-за системы постоплаты расчеты откладывались до двух месяцев, что создавало риск нехватки денег и нарушало нашу финансовую модель. Впоследствии мы стали учитывать это при планировании.
Ориентировались на прежний опыт и статистику продаж, однако со временем спрос на товар снизился, его заменили другие позиции. Остатки до сих пор лежат на складе — реализуем их со скидкой.
Сейчас, чтобы избежать проблем, работаем только с одним проверенным китайским поставщиком.