4 бизнес-урока из фудтеха, которые работают в любой сфере — делится Ozon fresh

Поделиться • 13 мая 2025

4 бизнес-урока из фудтеха, которые работают в любой сфере — делится Ozon fresh

4 бизнес-урока из фудтеха, которые работают в любой сфере — делится Ozon fresh

Алексей Подъяпольский

Текст: Алексей Подъяпольский, директор по маркетингу Ozon fresh

Фото: Unsplash


Проекты фудтеха научились делать рекламу как фешн-индустрия, находить новый подход к аудитории как Netflix и внедрять технологии как передовые IT-компании. Эксперименты и инновационные решения им необходимы, чтобы работать на высококонкурентном рынке. Рассказываю, какие стратегии использует фудтех и как их может применять бизнес из других сфер.

Рынок кажется насыщенным, но свободные ниши еще есть. Например:

  • производство качественных замороженных продуктов;
  • доставка диетической и здоровой пищи;
  • доставка готовой еды в удаленные и малонаселенные пункты.


Урок первый


Найти себя в узком направлении

Кейс успешного запуска в свободной нише: компания Grow Food, которая выбрала узкую специализацию — доставку здорового питания по подписке. Сервис появился в 2015 году, а первую прибыль получил через два года.

По данным Infoline на 2024 год, Grow Food занимает второе место на рынке доставки рационов питания, а его выручка в 2023 году составила 4,27 млрд руб.

Другой пример — доставка замороженных блюд. Такой сервис предоставляет компания IceYou. Бренд использует метод акустической заморозки, который позволяет сохранить структуру и сочность приготовленных блюд.


Казалось бы, это тоже узкое направление, но, на самом деле, выигрышное: у блюд длительный срок хранения, поэтому можно предлагать широкий ассортимент по доступной цене.

Совет

Чтобы найти свободную нишу на рынке, нужно проанализировать всю цепочку создания продукта или услуги — от закупки сырья до конечного потребителя — и подумать, какие звенья можно занять с вашим бизнесом. Для этого дополнительно можно изучить находящуюся в свободном доступе аналитику по конкретному рынку. Например, проанализировать поисковые запросы в сервисе «Яндекс Вордстат» и понять, много ли людей ищут необходимый продукт или услугу.


Урок второй


Посмотреть на аудиторию по-новому

В службах доставки еды появился новый тренд — борьба не за средний чек, а за количество калорий. По нашим наблюдениям, это связано с несколькими факторами:

  • потребители начали больше ценить питательные продукты, которые долго сохраняют чувство насыщения. Это особенно важно в условиях экономической нестабильности;
  • покупатели воспринимают еду с высоким содержанием калорий как более выгодную покупку;
  • калорийные блюда востребованы среди любителей спорта, которым важно получать достаточно энергии. Так популярность ЗОЖ повлияла на ритейлеров.

Например, акцент на калорийности еды делает компания Cross Food, которая работает в России и Сербии. Целевая аудитория сервиса — спортсмены, для которых на выбор есть несколько рационов с разной энергетической ценностью.

Выбор еды с учетом калорийности предоставляет и сервис My Food. Компания работает на российском рынке с 2019 года. По итогам 2023 года ее прибыль составила 1,17 млрд руб.

Аналогично свои приоритеты пересматривают и другие виды бизнеса, чтобы соответствовать новым запросам аудитории. Например, Netflix сместил фокус с числа подключенных абонентов на их свободные минуты. Для этого компания ввела систему персонализированных рекомендаций, внедрила функционал по созданию профиля на платформе и сделала доступной загрузку контента для оффлайн-просмотра.

Совет

Ищите такой же необычный фокус: может быть, это минуты клиента, когда он в дороге, свободное место в его шкафу или 28 дней отпуска в году? Это поможет лучше понимать «боли» ваших покупателей, захватывать их внимание и предлагать актуальные решения.


Урок третий


Вдохновиться примерами

Новые идеи для продвижения бизнеса можно найти в музеях, на выставках современного искусства, при просмотре церемонии «Оскар» или запуске космической ракеты. Выбор безграничен.


Например, наш маркетинг черпает вдохновение у представителей модной индустрии: они умеют вызывать нужные эмоции, их сообщения запоминаются и помогают выстраивать глубокую связь с клиентом.

В конце февраля мы запустили наружную рекламу по правилам фэшн-брендов: она содержит простое послание, которое эмоционально вовлекает, а также большой яркий визуал. На баннере, рекламирующем доставку за 15 минут, изображено картофельное пюре с котлетой и слоган «Пюрешка как в детстве».

Такие креативы помогают увеличить два показателя: осведомленность о бренде и намерение потребителей приобрести товар в обозримом будущем. Мы предполагаем, что эта кампания поднимет нам оба показателя на 8-10% в тех городах, где показываем рекламу.

Uber Eats в 2019 году пошла дальше и привлекла современных художников, чтобы создать ограниченное количество сумок для доставки. Компания заявила, что дизайнерские сумки приближают любителей доставки еды к местным художникам и одновременно привлекают внимание — настоящий wow-эффект. В 2019 году доход от заказов Uber Eats вырос на 73% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Аналогичные примеры можно найти и в других сферах бизнеса. Например, российский бренд молодежной одежды Befree ориентируется на тренды современных технологий и черпает там вдохновение: в 2022 году компания создала виртуальный образ для игровой онлайн-платформы Roblox, а в 2023 году бренд выпустил капсулу цифровой одежды совместно с молодыми дизайнерами.


Урок четвертый


Сделать ставку на технологии

Это актуально и для крупного бизнеса, и для стартапов. Однако преимущества у каждого свои. У зрелого бизнеса есть бюджет, чтобы внедрять технологии и тестировать новые идеи, а новичкам не нужно тратить время на долгие согласования внутри команды.

Например, мы провели эксперименты с созданием бьюти-боксов на базе рекомендаций ИИ. Нейронная сеть анализировала динамику спроса внутри сервиса и продукты, которые популярны по поисковым запросам и упоминаниям в медиа.


На основе этих данных ИИ составлял наборы косметики, после чего сотрудник доводил предложение до финального результата. Такой эксперимент помог внести вклад в финансовые результаты компании: в первом квартале 2025 года оборот категории «бьюти» вырос на 75% по сравнению с 2024 годом, а число заказов — почти в два раза.

А крупный американский доставщик еды DoorDash использует машинное обучение, чтобы искать курьеров, строить удобные маршруты доставки, создавать персонализированные рекомендации. Эти технологии стали одной из причин, почему DoorDash заняла лидирующие позиции в США.

Похожие функции ИИ использует индийский сервис Swiggy: алгоритмы помогают клиентам понять, что они хотят заказать, а компаниям — точно определять время доставки и выстраивать наиболее эффективные маршруты.

Еще одна американская служба доставки продуктов — Instacart — в сотрудничестве с разработчиком OpenAI встроила в свое приложение интеллектуального помощника, который отвечает на множество вопросов пользователей, в том числе, какие продукты купить для приготовления блюда или как лучше сочетать ингредиенты.

Для эффективного внедрения технологий стоит собрать небольшую команду из заинтересованных сотрудников. Мы для этого проводим «тест на инновационность». Например, предлагаем коллегам решить задачу по работе с чатом-GPT. Таким образом находим тех, кто разбирается в технологии и у кого есть желание с ней работать. Затем именно с этими коллегами разрабатываем решения и запускаем пилоты.


Только после этого следует презентовать остальным членам команды цифры и первые результаты: так будет проще их мотивировать.

Совет

Окружайте себя информацией про технологии, чтобы превратить ее изучение в рутину, даже если у вас завал по другим задачам. Например, можно подписаться на профильные телеграм-каналы.