Поделиться • 7 декабря 2024

Аутсорсинг, аутстаффинг или инхаус в IT: что выбрать и как извлечь максимальную пользу

Аутсорсинг, аутстаффинг или инхаус в IT: что выбрать и как извлечь максимальную пользу

Текст: Екатерина Кудряшова, тимлид WMT Group

Фото: Скриншот из к/ф «Волшебник страны Оз»


Информационные технологии развиваются все быстрее, задач становится больше, и потребность в талантах растет во всем мире. У каждого бизнеса при этом свои цели, а потому им нужны специфические компетенции и форматы работы с айтишниками. Высококлассные профи, в свою очередь, тоже аудитория не простая: в условиях кризиса на рынке труда соискатели справедливо диктуют свои условия, создавая сложности для рекрутеров. Здесь на помощь приходят аутсорсинг и аутстаффинг. Когда и зачем бизнесу стоит задействовать эти методики, обращаться к инхаус-найму или же комбинировать стратегии, разобралась для «Инк» HR тимлид WMT Group Екатерина Кудряшова.

Представим, что семья решила поужинать. Можно приготовить самим, заказать еду из ресторана или пригласить домой повара. Любое из этих решений имеет причины, плюсы и минусы в зависимости от ситуации. Похоже, но в другом масштабе, IT-бизнес выбирает модель взаимодействия с командами или отдельными специалистами.

Дело выбора

При инхаус-модели компания самостоятельно нанимает сотрудников в штат и координирует их работу. Она полностью отвечает за разработку, поддержку и развитие своих систем и приложений. На бизнес ложатся расходы на содержание сотрудников, юридическая ответственность и административная нагрузка.

Почему это удобно:

  • тесная коммуникация специалистов,
  • навыки персонала ориентированы на требования организации,
  • прямой контроль и управление задачами,
  • поддержка высокого качества работ и оперативное реагирование на возникающие проблемы,
  • наращивание экспертизы внутри компании.

Но вот и минусы (очевидные и не очень):

  • значительные расходы на содержание штата,
  • трудная масштабируемость: поиск, наем и обучение новых сотрудников занимает много времени,
  • отсутствие рыночной мотивации у команды,
  • риск простоя, когда один проект закончился, а другого для этой команды пока нет,
  • юридическая и административная ответственность,
  • риск потери ключевых для проекта специалистов.

Аутстаффинг и аутсорсинг подразумевают использование услуг сторонних IT-организаций. Но у каждой модели есть свои особенности. 

Аутстаффинг — наем специалиста, официального сотрудника другой организации, без оформления в свой штат. Заказчик платит за время его работы, полностью контролирует и координирует действия. Подрядчик выполняет в этом случае роль агента и остается работодателем — платит все налоги.

Преимущества такие:

  • гарантированная замена специалиста, если выбранный заболел, не справляется, не нашел контакт с командой,
  • возможность дотянуться до редкой экспертизы,
  • ускорение разработки,
  • быстрое решение вопроса с кадровым дефицитом,
  • нет трат на зарплаты сотрудников, соцпакет и налоги,
  • возможность быстро найти и привлечь необходимых специалистов под конкретные задачи проекта,
  • отсутствие юридической и административной ответственности.

Однако…

  • Специалист иногда отчужден от основной команды, ему сложнее вовлекаться в проект.
  • Заказчик не наращивает экспертизу внутри.
  • Управление действиями сотрудника — на заказчике.

Аутсорсинг — это предоставление услуг, а не конкретных работников. Например, когда компания передает разработку IT-сервиса или контроль над всей IT-инфраструктурой стороннему подрядчику. Руководит выполнением поставленной задачи аутсорсер, который действует в соответствии с контрактом.

Стоимость привлечения на аутстафф зависит от сроков выполнения работ, размера и сложности проекта, количества специалистов, нужной специализации и экспертизы. Часы работы каждого сотрудника оплачиваются по факту через подрядчика.

Выгодно:

  • снижение затрат на заработную плату, налоги и льготы, связанные с содержанием штата,
  • концентрация на основной деятельности: освобождает от решения нестратегических задач,
  • возможность быстрого решения задач,
  • минимальные риски,
  • быстрая масштабируемость.

Но не идеально:

  • риск потерять контроль над задачами и процессом в целом,
  • необходимость контролировать работу исполнителя,
  • зависимость от внешних исполнителей.

Чек-лист для предпринимателя. Чтобы выбрать модель, оцените семь факторов:

  • имеет ли компания необходимое количество сотрудников с нужной квалификацией,
  • есть ли у них опыт и экспертиза в конкретной области,
  • нуждается ли организация в дополнительных компетентных сотрудниках, которые начнут работать быстро, или есть ресурсы на поиск и обучение нового персонала,
  • сроки реализации проекта,
  • бюджет проекта,
  • какой риск простоя сотрудников после окончания проекта,
  • есть ли ограничения на расширение штата.

Чем плох инхаус-наем

Организации, которые не имеют внутреннего отдела разработки ПО или не хотят тратить ресурсы на создание и поддержание собственной IT-команды, чаще выбирают модель аутсорсинга. Она подходит для компаний, которые не имеют экспертизы для разработки конкретного проекта и времени на поиск сотрудников. Например, когда нужно быстро создать MVP для тестирования идеи стартапа. В этом случае нанимать целую команду в штат на начальном этапе нецелесообразно и затратно — эффективнее привлечь аутсорсера.

Инхаус-модель подойдет для разработки небольшого продукта, когда необходимы одна-две команды. При этом позже его поддержку и развертывание можно отдать на аутсорс. Также инхаус часто выбирают компании, для которых критична защита данных или нужен очень строгий контроль. Для крупных игроков на рынке IT очень важно сохранять экспертизу внутри компании, поэтому они нанимают достаточно массово специалистов инхаус, но чаще всего используют все-таки гибридные модели.

Лидеры отрасли, где в инхаус-командах работают тысячи разработчиков, часто используют гибридные варианты сотрудничества для снижения расходов, рисков и при необходимости ускорить разработку на конкретных проектах. Такую стратегию выбирают в «ВТБ», «Сбере», «Яндексе», «МТС» и других BigTech-компаниях.

Решения извне

Аутстаффинг является отличным решением, когда бизнесу нужны сотрудники, но:

  • есть ограничения на расширение штата;
  • среди внутреннего персонала отсутствуют специалисты необходимой квалификации;
  • проект краткосрочный.

Модель позволяет минимизировать риски простоя сотрудников, снять с себя административную нагрузку и снизить расходы на содержание персонала. Однако заказчик должен обладать экспертизой на своей стороне: уметь оценить хард-скиллы привлекаемых людей и управлять проектами.

В России закон запрещает заемный труд (ст. 56.1 Трудового кодекса), но разрешает отправлять персонал на работу в сторонние компании и к физическим лицам. Для этого направляющая персонал компания должна иметь аккредитацию в Роструде, а сотрудники — работать максимум девять месяцев и дать письменное согласие.

Нельзя привлекать аутстафферов в некоторых случаях (ст. 18.1 ТК РФ):

  • во время забастовки штатных сотрудников;
  • на период простоя предприятия;
  • когда компания проходит процедуру банкротства;
  • для замены сотрудников, которые отказались работать из-за невыполнения работодателем своих обязательств, – к примеру, он не выплачивает зарплату более 15 дней;
  • для работы на вредном и опасном производстве;
  • для работы в качестве членов экипажей морских кораблей.

Если все критерии соблюдены, то модель аутстаффинга абсолютно законна.

Опыт WMT Group показывает, что к аутстафф-компаниям часто обращаются высокотехнологичные лидеры, у которых есть свои IT-подразделения. С помощью внешнего персонала бизнес получает возможность найти новые решения, расширить экспертизу, а также ускорить разработку. Подключение аутстафф-персонала нередко требует меньших затрат, чем наращивание инхаус-подразделения.

Гибридный подход

Комбинирование моделей дает гибкость в решении разнообразных задач, повышая эффективность бизнеса. Поэтому гибридный подход распространен среди большинства компаний.

Самая частая комбинация — инхаус + аутстаффинг: «арендованные» сотрудники работают в одной команде со штатным персоналом. Они усиливают инхаус-команду или обладают узкими компетенциями под проект, которые не требуются бизнесу на постоянной основе.

Инхаус + аутсорсинг. Распространенный случай такой комбинации: менеджер проекта или тимлид – сотрудник заказчика, а остальная команда — от аутсорс-провайдера. Другой вариант — когда привлекают внешнюю команду для решения узкой задачи внутри продукта. Допустим, компания разработала и поддерживает собственную платформу, но в нее потребовалось внедрить ИИ-систему. Если создание высокоэффективного алгоритма выходит за рамки внутренних компетенций, то логично привлечь внешних экспертов.

Три в одном: инхаус + аутстаффинг + аутсорсинг. Например, компания разрабатывает мобильное приложение для управления умным домом. Внутренняя команда отвечает за разработку базовой функциональности, безопасность, облачные сервисы и пользовательский интерфейс. В процессе становится ясно, что для интеграции с новыми устройствами и тестирования на разных платформах внутренней команде не хватает специалистов. Благодаря аутстафф-сервису к проекту временно подключаются QA- и IoT-инженеры. А задачу по созданию системы голосового управления бизнес делегирует — аутсорс-команда полностью ее разрабатывает и интегрирует в приложение.

Топ-8 ошибок — и как их не совершить

Вне зависимости от того, какая модель подходит вашей компании, очень важно найти надежного партнера. Вот основные ошибки, которые совершают заказчики при выборе внешнего подрядчика:

  • уделяют мало внимания подбору компании,
  • сравнивают предложения исключительно по цене,
  • не спрашивают и не изучают отзывы клиентов,
  • не проверяют наличие соглашения о конфиденциальности,
  • не запрашивают типовые документы (договоры, SLA),
  • не понимают, кого нужно нанимать,
  • не определились, какие процессы передавать аутсорсеру/аутстафферу,
  • некорректно оценивают время на задачу.

Если вы ищете аутстаф-специалиста, помните, что у добросовестного подрядчика всегда есть подготовленные резюме кандидатов, а согласие на собеседование покажет открытость компании. Правильная стратегия — это выдерживать баланс между штатными и внешними специалистами, тогда бизнес защищен от потрясений. Обычно применяют пропорцию 50% на 50% или 60% (инхаус) на 40% (аутстаффинг).

При передаче IT-функций на аутсорсинг бизнес может частично потерять контроль над процессами. Как правило, при использовании аутсорс-модели есть менеджер со стороны заказчика, который курирует разработку проекта. Ему стоит присутствовать на встречах с командой, участвовать в планировании спринтов и принимать работу после каждой итерации разработки — контролировать качество работ. По договору ответственность за результат полностью лежит на аутсорс-компании, поэтому крайне важно постараться учесть все риски при его заключении.

Все три модели — инхаус, аутстаффинг и аутсорсинг — жизнеспособны и будут работать и дальше. Но в последние годы наблюдается скачок развития IT-аутстаффинга: за 2024 год количество вакансий аутстафф-специалистов выросло на 25%, и это стабильная тенденция последних трех лет. Подход помогает бизнесу быстрее начинать и завершать работу над проектами, а значит — получать прибыль и окупать инвестиции. И все больший интерес проявляют крупные технологичные игроки.