Поделиться • 22 октября 2025
После пяти лет работы над глэмпингом нам с командой стало тесно в отельной нише, и мы решили сделать еще и баню. Оказалось, что это в 8 раз дороже, но идея отнюдь не безумна. Мы рассчитали, что продажа пяти слотов в день вместо одного арендованного номера в отеле меняет всю экономику проекта. Расскажу, почему мы разместили свой пилот в парке, как пережили рост затрат на 30% и зачем баням голосовые ассистенты.
После пяти лет работы над глэмпингом нам с командой стало тесно в отельной нише, и мы решили сделать еще и баню. Оказалось, что это в 8 раз дороже, но идея отнюдь не безумна. Мы рассчитали, что продажа пяти слотов в день вместо одного арендованного номера в отеле меняет всю экономику проекта. Расскажу, почему мы разместили свой пилот в парке, как пережили рост затрат на 30% и зачем баням голосовые ассистенты.
В 2024 году, когда выручка глэмпинга «Под небом» достигла 85 млн руб., мы стали искать новую рыночную возможность, которая позволила бы использовать наш опыт в сегменте HoReCa, индустрии гостеприимства и СПА. Через год мы запустили новый проект.
Обычно баня ассоциируется с деревянным срубом, древнерусской эстетикой или, наоборот, чем-то коллективно-советским. Сейчас все меняется, и молодежь заново открывает для себя банные практики. Поэтому мы предположили, что нашим клиентам захочется попробовать баню, но эстетичную и уединенную.
Мы посчитали, что для входа на рынок необходимо около 100 млн руб. Половина от этой суммы должна была уйти на стройку, еще 40% — на инфраструктуру и коммуникации, а 10% составили бы расходы на предзапуск, чтобы подготовить аудиторию. Инвестиции помог найти нетворкинг, за нашими плечами уже был успешный опыт инвестиционных проектов.
Уверенности добавляло и то, что по данным экспертов Nikoliers, в ближайшие 3–4 года рынок термальных комплексов ждет настоящий бум: планируется ввод более 60 новых объектов. Их совокупная площадь превысит 490 тыс. кв. м., что почти в 2,5 раза больше, чем все мощности, работающие сегодня. Мы поняли, что успеваем войти в рынок на подъеме.
Изначально мы присматривались к московским крышам, чтобы расположить наш термокомплекс там. Это казалось достаточно необычным, и мы протестировали такую гипотезу — разработали лендинг с описанием продукта, уложились в 50 тыс. руб. Далее оценили спрос — люди действительно переходили по ссылкам, интересовались, звонили. Но эту идею мы так и не реализовали.
Несмотря на то, что спрос был, найти подходящую крышу для терм оказалось очень сложно.
Мы думали, что без проблем сможем арендовать удобное пространство на крыше одного из высотных зданий. Мы уже выбирали удачную локацию с транспортной доступностью и высоким трафиком посетителей в районах, популярных среди горожан. Но проверку гипотеза не прошла.
Ключевая сложность заключалась в том, что не получилось получить необходимые разрешения для монтажа. Мы пошли дальше и нашли рабочий вариант.



Мы подумали, что бани можно сделать прямо в парках. У такой локации есть ряд преимуществ.
Это, возможно, самое главное для нашего бизнеса. В парке «Ходынское поле» мы расположились рядом с открытым бассейном, недалеко находится искусственная волна для серфинга. Цифры по посещениям комплекса соответствуют ожиданиям, которые заложены в бизнес-план: в первые месяцы загрузка была 25%.
Среди наших постоянников есть большая компания, которая после первого посещения попросила нас забронировать за ними слот на ближайшие 2 месяца в определенный день недели.

Изначально за основу мы взяли нашу прежнюю бизнес-модель в глэмпинге — продажа услуг в розницу. Номер в глэмпинге мы сдаем один раз в сутки. Но у терм и глэмпингов разная себестоимость. В нашем случае термальный комплекс дороже в 8 раз. Но зато и возможностей больше, поскольку в термальном комплексе мы можем продавать до 5 возможных слотов для посещения, а не один.
Мы внимательно изучали рынок, посещали различные комплексы, например «Термоленд» в Лужниках, анализировали стоимость и набор услуг. Но в случае с «Термолендом» это был совсем другой формат, другой объем инвестиций — кратно выше.
Мы построили подробную финансовую модель, стараясь учесть все детали, но все равно реальность от планов сильно отличается. Например, на этапе строительства задержали модули для бань, и мы запустились не в полном объеме. Но банный сезон начинается с ноября, поэтому к пиковому спросу будем готовы. Также мы полагали, что утренние слоты будут самыми непопулярными, а сейчас на утренний слот в 9 часов самая большая нагрузка — люди занимаются спортом в парках, а потом идут в баню.
Себестоимость строительства тоже оказалась выше ожидаемой — на целых 30%.
Стройматериалы и рабочая сила существенно подорожали за время разработки предпроекта и финансовой модели. Подробный анализ переменных и постоянных расходов позволил спрогнозировать маржинальную прибыль, EBITDA и чистую прибыль. По нашим расчетам, срок окупаемости проекта составит 3 года. Первый месяц работы показал, что наши прогнозные оценки были близки к реальному положению дел.
Комплекс в «Хорошевском лесопарке» — пилотный проект. Как только подтвердятся наши экономические расчеты, показатели будут соответствовать плановым или даже лучше плановых — мы будем рассматривать и открытие в других локациях.
Костяк нашей команды составляют около 10 человек. Наша управляющая компания переносит успешные решения, реализованные на одном проекте, на другой, масштабируя их. Уже не первый год на рынке труда отмечается общий дефицит кадров, что осложняет поиск и привлечение квалифицированных сотрудников. Сейчас очень трудно найти и хороших администраторов, и даже хороших клинеров. Такое положение приводит к росту заработной платы, которая только за последний год выросла по разным позициям на 25–30%. Из-за этого растет стоимость услуг: за год мы подняли цены на 10%.
Наш комплекс не соответствует классическим представлениям о том, что баня должна быть обязательно в виде сруба и с другими традиционными атрибутами. Тем не менее, мы используем природные материалы, например, глину и бионические формы в дизайне. Наша цель — показать, что банные процедуры могут быть современными и технологичными. Поэтому в комплекс мы внедрили возможности умного дома.
Вместо классической дровяной печи — электрическая, полностью автоматизированная система. Не требуется что-то делать вручную — достаточно задать температуру, и система сама ее поддерживает. Подача пара осуществляется по команде: с кнопки в парной или через голосового ассистента. Есть и готовые банные программы, которые подсказывают алгоритм действий: сколько сидеть, когда открыть окно, когда использовать веник, когда окунуться в купель.


Мы видели статистику, которая показывает, что сейчас каждый пятый россиянин раз в неделю ходит в баню. Данные свидетельствуют о том, что расходы населения на услуги бань и саун стабильно растут, что говорит о высоком потенциале российского рынка.
В ближайшие четыре года в России планируется открытие термальных комплексов в 25 регионах, где ранее таких проектов не было. И хотя мы еще не достигли такой регулярности посещения бань как в Финляндии, например, 3–4 раза в неделю, но движемся в этом направлении.