Поделиться • 20 ноября 2025
«Первый раз клиент приходит на красивую картинку, второй — к продюсеру»: стоит ли открывать видеопродакшн в 2026 году
«Первый раз клиент приходит на красивую картинку, второй — к продюсеру»: стоит ли открывать видеопродакшн в 2026 году

Когда я только начинал карьеру в съемках рекламы и кино, мой мастер, польский кинорежиссер, сценарист и продюсер Кшиштоф Занусси, сказал: «Если хотите жить без денег и очень долго идти к своей цели — вам сюда». Тогда его слова меня не остановили. Теперь, глядя на конкурентный рынок, где проект может не принести вообще никакой маржи, я иногда сомневаюсь. Расскажу, почему низкий порог входа в видеопродакшн — это ловушка, как построить в индустрии бизнес и кому это подходит.
Когда я только начинал карьеру в съемках рекламы и кино, мой мастер, польский кинорежиссер, сценарист и продюсер Кшиштоф Занусси, сказал: «Если хотите жить без денег и очень долго идти к своей цели — вам сюда». Тогда его слова меня не остановили. Теперь, глядя на конкурентный рынок, где проект может не принести вообще никакой маржи, я иногда сомневаюсь. Расскажу, почему низкий порог входа в видеопродакшн — это ловушка, как построить в индустрии бизнес и кому это подходит.
Основные запросы, с которыми клиенты приходят в видеопродакшн, — это рекламные, имиджевые, и анимационные ролики. Например, реклама лекарственного препарата, видеопрезентация возможностей компании для сайта, ролик о продукте или услуге, видеоотчет с мероприятия. Бывают и более комплексные проекты, когда нужно продумать креатив, стратегию или целую рекламную кампанию.
Например, у нас был клиент, который запускал новый продукт — гель для интимной гигиены для женщин. Мы работали над рекламным роликом, предназначенным для трансляции на телевидении и в интернете. Чтобы попасть в ЦА, нужно было провести глубинные интервью и найти цепляющие триггеры. Эту часть работы проделал сам клиент. Получив данные, мы отрисовали раскадровки, сделали два аниматика (черновых анимированных сценария будущего ролика), протестировали их на фокус-группе. Только после этого начались съемки, а затем монтаж по утвержденной концепции.
Такой процесс гораздо дольше и дороже съемок ролика о компании, для создания которого, по нашему опыту, не нужно привлекать топовых режиссеров или собирать аналитику. И если рекламный ролик может стоит от 5 до 25 млн руб., то бюджет фильма о компаниях редко превышает 5 млн. руб.
Видеопродакшн решает маленькую часть в маркетинговой цепочке клиента. В связи с этим у него низкая по сравнению с медиаагентствами и холдингами доходность и маржинальность — в среднем 10–30% (по нашим данным).
Иногда мы можем снизить маржу почти до 5% только ради того, чтобы получить хороший ролик в портфолио.
Кроме того, я много работаю с новыми продакшенами и вижу, как ребята вообще не зашивают никакой маржинальности в проект, только свои гонорары.
Ко всему прочему добавляется огромная конкуренция. Помню, на одном тендере очень крупного клиента мы были на тридцать пятом месте по цене и оказались даже не последними. Это говорит об огромной конкуренции на рынке и голодных творцах, которые готовы делать дешево.
В видеопродакшн часто приходят из любви к кино. Так было и у меня, я начал со студенческого ТВ в университете, потом учился в Польше, хотел снимать большое кино, но это оказалось очень сложно, а вот делать небольшие ролики на заказ — намного проще.
Несомненный плюс в том, что в этой сфере практически нулевой барьер входа:
Однако продакшн — это не только креатив и съемки, но и умение создать из этого реальный бизнес. Так что для старта нужен продюсер или управленец, который может организовать процесс.
Я запустил агентство в 2015 году, стал искать работников на Headhunter. Первым сотрудником стал продюсер, который забрал на себя процесс организации проектов. На мне сосредотачивались бизнес-процессы. Я искал единомышленников, которым было интересно снимать кино, что мы и делали, тратя почти все заработанные деньги. Мы до сих пор сохраняем небольшую команду-костяк, от пяти до 10 человек, балансируя между творчеством и расходами.
Когда мы вышли на насыщенный рынок, а здесь довольно большая конкуренция, стало ясно, что без четкой специализации не обойтись. Основным продуктом стали готовые видеорешения, которые можно сразу использовать для продвижения бренда. Это было что-то вроде пакетов работ, собранных в условные тарифы. Нам казалось это перспективным, так как мало кто раскрывал на своем сайте цены на работы продакшена. Такое позиционирование помогло: за первые шесть месяцев работы мы выпустили семь видеороликов.
Совет для тех, кто хочет прийти в индустрию: если вы хотите создать свой видеопродакшн, подумайте еще раз, точно ли вам это нужно, — есть сферы, где можно заработать больше и быстрее.
Первый раз клиент приходит на красивую картинку, второй — к продюсеру. В нашей сфере все завязано на коммуникации. Сначала приходится хвататься за любую возможность, много и бесплатно участвовать в тендерах, цепляться буквально за все: отчетный видеоролики, обзоры продукта и любые заказы от 50 тыс. руб.
Основные способы поиска и привлечения клиентов:
Мы используем одновременно по два-три инструмента, на одном лучше не зацикливаться. Когда о проекте начинают говорить люди, писать СМИ, когда он выигрывает фестивали, приходят интересные целевые лиды.
Стартовать удобно с контекстной рекламы — она помогает заполнить воронку лидами, но это это не дешево: стоимость конверсии в заказ может доходить до 100 тыс. руб.
Цикл сделки в нашем бизнесе может доходить до полугода, поэтому приходится постоянно балансировать между стратегией на будущее и желанием получить результат здесь и сейчас. Репутационные каналы, такие как сарафанное радио и PR, помогают привлечь лояльную аудиторию, но требуют времени и хороших работ в портфолио.
На SEO ежемесячно уходит около 40 тыс. руб. Этот инструмент дает ощутимый и стабильный поток заявок, но на горизонте в один-два года. Сейчас у нас около 20 «теплых» лидов в месяц.
Неплохо показывают себя email-рассылки и активные продажи через менеджеров. Их эффективность оцениваем по CAC (англ. customer acquisition cost — стоимость привлечения клиента). По последним замерам, этот показатель при коммуникации через онлайн-почту составил около 55 тыс. руб. при сумме контракта в 2–4 млн. руб.
Нашим первым большим клиентом стал Bayer в 2016 году. Позвали опытного режиссера — ему было за 40, а мне — вдвое меньше. Он тогда удивился, что нам доверили такой проект. Мы же просто попали в потребности клиента, ему понравилась идея для ролика.
Потом выиграли тендер и заключили контракт с Coca-Cola. Я лично вел клиента: общался, решал проблемы, выстраивал отношения в течении 2,5 лет. За это время на стороне заказчика сменилось три команды, так как средний срок работы маркетолога в компании составлял всего восемь месяцев.
В итоге пришли менеджеры, с которыми у наших продюсеров не сложился контакт. Они захотели работать с другим агентством, на рекламном рынке это норма, потому что работа с новой командой позволяет освежить взгляд. Но клиента мы потеряли.
С крупными компаниями легко работать, потому что у них выстроены бизнес-процессы и понятно, кто несет ответственность за результат: бренд-менеджер отвечает за продукт, над ним — маркетинг-директор.
Но есть нюансы. Например, маленькие компании могут не пройти проверку службой безопасности, ведь у них нет финансовой подушки безопасности. А еще налоговая может счесть сотрудничество с маленькой фирмой попыткой отмывания денег.
Тем не менее можно попробовать договориться. Когда мы презентовали идею ролика «Ашану», служба безопасности сказала нам нет. Но менеджер, с которым мы работали, настояла, взяв нас на свой страх и риск. В итоге мы выпустили пять роликов, все остались довольны.
Был еще один кейс: мы предложили идею для ролика Bosch, она им понравилась, нас утвердили. Однако при детализации сметы выяснилось, что для съемок именно такого ролика нужно на 1,5 млн руб. больше, чем мы изначально указали в смете. Я пришел и честно сказал, что придется поднять цену или мы не сможем реализовать проект. И они согласились, потому что я успел «продать» идею.