Поделиться • 20 июля 2025
От доски к ИИ-системе за $2,3 млн: как работает российская онлайн-платформа для шахматных турниров
От доски к ИИ-системе за $2,3 млн: как работает российская онлайн-платформа для шахматных турниров


Текст: Петр Чернышев, основатель платформы для распознавания и трансляции шахматных партий idChess, CEO IT-компании Friflex
Иллюстрация: Unsplash
Руководитель компании похож на гроссмейстера: действует в ограниченном поле, есть ресурс, команда, время, а идеальных условий нет. Я занимаюсь шахматами с детства, достиг уровня кандидата в мастера спорта, написал три книги в соавторстве с гроссмейстером Игорем Глеком. Один из моих бизнесов связан с этим увлечением. Расскажу, как мы разработали онлайн-платформу для трансляции турниров и почему шахматы двигают вперед бизнес и технологический прогресс.
Руководитель компании похож на гроссмейстера: действует в ограниченном поле, есть ресурс, команда, время, а идеальных условий нет. Я занимаюсь шахматами с детства, достиг уровня кандидата в мастера спорта, написал три книги в соавторстве с гроссмейстером Игорем Глеком. Один из моих бизнесов связан с этим увлечением. Расскажу, как мы разработали онлайн-платформу для трансляции турниров и почему шахматы двигают вперед бизнес и технологический прогресс.
Шахматный мир довольно часто пересекается с корпоративным. Международная шахматная федерация (ФИДЕ) этому активно содействует. Например, в 2024 году экономисты, бизнес-лидеры и гроссмейстеры играли и участвовали в панельных дискуссиях на Wall Street Gambit в Нью-Йорке. У Goldman Sachs, Google, Microsoft, HSBC, EY и McKinsey есть регулярные корпоративные команды.
Есть нишевые бизнес-турниры. Один из них, FinChess, мы проводим сами, с 2018 года. Это командный блиц среди финансистов и айтишников. Он вырос из корпоративного вечера в отраслевое событие. Мы проводили корпоративные турниры в офисе и потом решили расширить формат и пригласить клиентов и партнеров. Например, на мероприятии в июне сыграли VK, «Дом РФ», «Банк России», «Газпромбанк» и другие компании финансового и IT-сектора.
Там мы и придумали платформу для трансляции партий. Вот как это было. На втором турнире в 2019 году мы арендовали электронные доски, чтобы транслировать партии. Было очень неудобно: сложный монтаж, высокая зависимость от оборудования, дорогая логистика. Восемь электронных досок занимают весь багажник легкового автомобиля, а для крупных турниров нужны сотни таких досок, необходим грузовой транспорт. Если это международный турнир, то проблемы с логистикой усугубляются авиадоставками, потому что не у всех федераций/организаторов есть нужное количество досок.
Тогда у нас и возникла идея: почему бы не оцифровывать шахматы с помощью обычного телефона? Это была интересная техническая задача и в то же время ответ на вполне конкретную «боль» организаторов.
Мой основной бизнес — компания Frifleх. На тот момент мы уже разрабатывали ИИ-продукты и мобильные приложения, например приложение для сети «Дикси», для страховой компании, работали в области ИИ и мобильной разработки.
Когда мы решали, как монетизировать нашу онлайн-платформу, у нас было два варианта: быстро выйти на массовый b2c через подписку в приложении или сосредоточиться на партнерствах с шахматными школами, образовательными учреждениями, федерациями. С точки зрения шахмат это классическая «ловушка тактического хода»: быстрый прирост не дает устойчивой позиции.
Запуская продукт, мы увидели интерес к нему со стороны b2b — организаторов турниров, шахматных федераций региональных, локальных. На Всемирной шахматной Олимпиаде в Индии в 2022 году платформа была представлена как официальное решение для цифровизации турниров. Это стало для нас началом нового направления — международной работы с b2b.
Мы усовершенствовали административную панель организатора турниров. По сути это личный кабинет, где организатор управляет турниром, хранит данные. Доступ организатору предоставляется бесплатно. Но для проведения турниров и использования всего функционала платформы понадобятся подписки на приложение. Одна подписка работает на одном устройстве и оцифровывает одну доску. Стоимость — 499 руб. за месяц или 2 990 руб. за год.
А в 2023 году на базе idChess мы разработали видеопомощник арбитра в шахматах. На турнирах одного арбитра могут закрепить за двадцатью досками одновременно и физически невозможно уследить за каждой ситуацией. Система дает пересматривать спорные моменты по видеозаписи и принимать взвешенные решения.
Самый частый кейс — нарушение правила «тронул — ходи». Если игрок коснулся фигуры, он обязан ею пойти. Но что делать, если один участник утверждает, что соперник дотронулся, а тот отрицает этот факт? В случае спорных ситуаций судья смотрит запись и принимает решение на основе факта, а не догадки.
Интересно, что именно с шахматами связаны ранние публичные эксперименты в области машинного интеллекта. Самый яркий, наверное, матч гроссмейстера Гарри Каспарова против суперкомпьютера Deep Blue в 1997 году. Машина обыграла чемпиона мира, и шахматы стали символом технологического рубежа.
Аналитические движки появились еще раньше, они помогали игрокам готовиться к партиям, анализировать позиции и искать сильнейшие продолжения. В этом смысле шахматы с самого начала стали пространством для развития и тестирования новых когнитивных систем.
Еще была эра онлайн-шахмат, когда миллионы людей по всему миру вдруг смогли в любой момент играть с ботами уровня гроссмейстера. Но интереснее, мне кажется, когда технологии в шахматах стали применять для более широких задач.
Когда мы начали развивать нашу платформу, мы исходили из практической задачи и четко видели, как меняется спрос. Трансляции партий были доступны лишь на крупных турнирах, потому что оборудование дорогое (одна электронная доска стоит около $1 тыс.), устанавливать и поддерживать его сложно. Мы сделали трансляции доступными для всех. Поэтому в фокусе было точное и устойчивое распознавание шахматных партий в офлайне. ИИ должен был справляться с тенями, руками игроков, разными типами досок, плохим светом и сохранять точность на уровне 99,99%.
ИИ для платформы мы обучали на миллионах шахматных партий. В приложении нейросети отвечают за уменьшение размерности исходных данных:
В открытых источниках было не так много готовых размеченных датасетов с шахматами. Поэтому собирали собственный датасет. Основными источниками данных были видеозаписи шахматных партий, снятых на разные модели телефонов, которые мы крепили на штативы над доской. Съемки проходили на нашем турнире и на соревнованиях в шахматных школах-партнерах.
Чтобы еще увеличить точность распознавания, мы создали синтетический датасет. В качестве приложения для генерации выбрали Blender.
На разработку всего продукта ушло около $2,3 млн. Это были деньги моей IT-компании и реинвестиции доходов в продукт (сторонние инвестиции не привлекались).
Практика показала, что самая лояльная и вовлеченная аудитория — родители, тренеры, друзья и организаторы локальных соревнований. Люди хотят видеть, как играют их дети, как проходит турнир в школе или на сборах.
Родителям интереснее и важнее следить за партией своего ребенка, чем за матчем топового гроссмейстера. В итоге общее число болельщиков на любительских турнирах может быть в разы больше, чем на профессиональных, за счет огромного количества небольших нишевых турниров. Это так называемая модель длинного хвоста (the long tail), описанная Крисом Андерсеном в одноименной книге-бестселлере.
Мы видим интерес к нишевым турнирам по отзывам, по аналитике, по числу загрузок партий. Поэтому в 2025 году запустили медиаплатформу media.idChess.com, где можно смотреть трансляции шахматных турниров со всего мира. Не только огромные супертурниры, но и локальные события.
Вместо одной большой аудитории, которая смотрит матч за титул чемпиона мира, мы видим сотни маленьких аудиторий, и каждая хочет следить за своими. Шахматы становятся зрелищным видом спорта.