Формально разница между туроператором и турагентом закреплена законом. Туроператор — это организация, которая формирует турпродукты: заключает договоры с отелями, перевозчиками и принимающими организациями. Базовый минимум турпакета — размещение и перевозка в составе одного договора.
Продавать такой продукт может розничный продавец-турагент, который работает с несколькими туроператорами, или по эксклюзивному договору с одним. Турагенты приносят туроператорам до 80% продаж по массовым направлениям, а сами они зарабатывают на комиссии — обычно это 5–10%, реже доходит до 15%. По эксклюзивным и сложным турам возможно до 20%.
В России по выездному туризму сейчас 380 туроператоров в едином федеральном реестре и еще около 30 тыс. турагентов, которых туроператоры вносят в реестр после заключения агентского договора. Туроператоров по выезду немного, ведь стать выездным оператором дорого — необходимо финансовое обеспечение, страховка или банковская гарантия с покрытием на 50 млн руб. Стоит такая страховка около 2 млн руб. в год, а страховые компании неохотно заключают новые договоры. Дополнительно туроператор платит взносы в обязательный резервный фонд «Турпомощь» и формирует обязательный фонд персональной ответственности в размере 1% от годовой реализации турпродукта.
На выездных направлениях вроде Таиланда, Турции или Египта туроператоры за счет своих финансовых возможностей и договоренностей получают эксклюзивные цены и условия. Такой продукт, как правило, дешевле, чем если его заказывать туристу самостоятельно через системы бронирования. Продается он как непосредственно туроператором, так и через турагентов, которые дают туроператору охват и устойчивые продажи.
Это работает и в обратную сторону: турагенты по выездному туризму самостоятельно формировать комплексные туры не могут, у них нет тех эксклюзивных условий, поэтому такие предложения обходятся путешественнику дороже. Кроме того, это запрещено законом. Поэтому на выездных направлениях туроператоры со своими агентами, как правило, активно сотрудничают.
Но сегодня спрос на путешествия изменился: произошел всплеск внутреннего туризма, и возникло множество новых направлений: Дагестан, Алтай, Карелия и другие. На рынке появились новые внутренние туроператоры, многие из которых ранее были турагентами, продающими туры за рубеж. Толчком для этого послужила пандемия и последующее закрытие границ. Когда выездной рынок резко сократился, спрос переместился на внутренний рынок и появилось большое количество туркомпаний, формирующих туры по России.
Туроператоры по внутреннему туризму имеют широкие возможности, в первую очередь, из-за разнообразия маршрутов, отсутствия виз и возможности ж/д перевозок. Денег для получения формального статуса туроператора по внутреннему туризму тоже нужно значительно меньше — обязательное страховое покрытие в 500 тыс. руб. обойдется около 20 тыс. руб. в год и нет дополнительных взносов в фонды. Также турпродукт по внутреннему туризму освобожден от НДС.
Сейчас в стране 4,5 тыс. операторов по внутреннему и въездному туризму, но рынок становится все конкурентнее: многие турагенты, чтобы зарабатывать больше, решаются перейти в операторский сегмент. Переход, как правило, обусловлен соображениями доходности. Если турагент понимает, что у него есть силы заниматься более серьезным видом туристической деятельности, самостоятельно формировать турпродукты и нести за них ответственность, он становится туроператором. Также на внутреннем рынке существует множество туристических компаний и сервисов, которые юридически не являются туроператорами и турагентами, а продают отдельные туруслуги, например, однодневные экскурсии.
Сегодня внутренний рынок продолжает расти: появляются новые направления, авторские туры и оригинальные маршруты. Пропорционально растет и конкуренция, особенно с крупными онлайн-агрегаторами. Многие начинающие проекты исчезают в первые год-два, поскольку не выходят на доходность, а привлечение кредитных ресурсов обходится им слишком дорого. Поэтому в этом сегменте нужно очень взвешено подходить к расчету проекта, оценивать экономику, спрос, клиентскую группу и дальнейшие перспективы.