Поделиться • 7 марта 2025
Несовершенные технологии: кому нужны чат-боты и почему они раздражают пользователей
Несовершенные технологии: кому нужны чат-боты и почему они раздражают пользователей
Текст: Дмитрий Блохин, владелец продукта «Конструктор сайтов „Рег.ру“»
Фото: Adrian Swancar/Unsplash
Согласно исследованию Juniper Research, объем глобального рынка чат-ботов к 2028 году достигнет $72 млрд. Активнее всего их используют ретейлеры: автоматизированные помощники интегрировали 75% онлайн-маркетплейсов. Почему чат-боты все еще не могут заменить живое общение и когда их внедрение действительно выгодно бизнесу, рассказал «Инк.» владелец продукта «Конструктор сайтов „Рег.ру“» Дмитрий Блохин.
Первые чат-боты появились еще в 1990-х годах и годились только для обмена сообщениями — на простые команды, число которых было ограничено, они присылали готовый ответ. Сегодня боты способны обучаться и вести диалог. Из-за растущей популярности «умных» программ сложилось мнение, что рано или поздно они отнимут хлеб у реальных консультантов.
В ретейле чат-боты помогают сократить количество брошенных покупателями корзин. Они освобождают треть времени операторов и менеджеров онлайн-магазинов, снимая с них рутинные процессы, — искусственному интеллекту можно доверить ответы на самые частые вопросы.
Вот главные перспективы развития ИИ-помощников.
Они будут становиться более «умными» и смогут лучше понимать намерения пользователей. Во многом помогает совершенствовать алгоритмы создание ИИ в облаке, где можно обрабатывать за минуты и даже секунды огромнейшие массивы информации, задействованные для обучения или самообучения моделей ИИ.
Виртуальные помощники отлично справляются с рутинными задачами, такими как:
И все же пока им сложно понимать тонкие нюансы общения, такие как сарказм, шутки или эмоциональную окраску речи, а эмпатия у них отсутствует. Оператор может проявить сочувствие и понимание, чтобы успокоить клиента; чат-боты же в минуты эмоционального напряжения только усиливают раздражение пользователя — так, по данным исследований, 78% людей недовольны помощниками в службах поддержки.
Хотя современные боты становятся все более интеллектуальными, им еще далеко до уровня человеческой логики и креативного мышления. В случае сложных вопросов или нестандартных ситуаций они могут оказаться бессильны.
Поэтому реального консультанта даже при значительных улучшениях алгоритмов полностью заменить невозможно. Но снять с него рутинные процессы и освободить время для решения более сложных и творческих задач — вполне.
В некоторых ситуациях присутствие живого специалиста необходимо.
Поэтому в любой компании должны быть консультанты — для решения сложных вопросов и конфликтов с клиентами. Владельцы малого бизнеса могут выступать в качестве таких консультантов самостоятельно, внедрив чат-бот на сайт, и отвечать через мессенджер. А среднему и крупному бизнесу необходимо формировать отдел поддержки.
Экономический эффект виртуальных помощников особенно заметен малому бизнесу — не все компании могут позволить себе содержать штат операторов, работающих 24/7. Помимо круглосуточной поддержки чат-боты помогут:
Например, туристическое агентство внедряет голосового помощника для бронирования авиабилетов и отелей. Клиентам достаточно позвонить или написать в чат, чтобы получить необходимую информацию и оформить заказ.
Например, в кафе можно внедрить чат-бота для приема заказов на доставку. Это уменьшает нагрузку на официантов и позволяет сконцентрироваться на обслуживании посетителей в зале.
Например, онлайн-школе английского языка можно применять чат-бота для регистрации новых студентов и распределения их по группам. Это помогает справиться с резким увеличением количества заявок без привлечения дополнительного персонала.
Такой сценарий удобен для салона красоты, где можно использовать чат-бота для проведения опросов после каждой процедуры. Это помогает понять, насколько довольны клиенты услугами, и внести необходимые изменения в работу салона.
Сегодня бизнесу доступны два популярных варианта:
1. Готовое решение, которое можно внедрить на сайт. Этот подход предпочтителен для небольших компаний. Уже существующий продукт можно интегрировать в бизнес без значительных затрат времени и ресурсов. Например, расположить в качестве модуля на сайте для быстрой связи с клиентами, — все сообщения менеджер или собственник бизнеса будет получать в любой удобный мессенджер.
Компаниям, которые пока не могут выделить бюджет на службу поддержки, готовые решения особенно выгодны — для работы с такими чат-ботами не понадобится нанимать сотрудников и операторов.
Готовый чат-бот можно внедрить буквально за несколько дней, для этого не потребуется тратить время на разработку и тестирование. А при наличии тестового периода или бесплатной версии такие боты помогут сэкономить средства предпринимателю.
Конечно, можно столкнуться и с ограничениями в настройке бота под специфические потребности бизнеса, но сервисы развиваются и предлагают все больше интеграций. Например, современные боты можно подключить к CRM, настроить автоответы и даже видеозвонки. При этом безопасность данных зависит от поставщика и в случае утечки информации ответственность будет лежать на нем. Поэтому следует выбирать сервис с учетом надежности компании.
2. Собственная разработка в облаке. Это создание уникального помощника, специально адаптированного под ваши бизнес-задачи.
Такую программу может настроить бот, учитывая особенности бизнеса, а данные остаются под контролем организации. Кроме того, можно добавлять любые функции и расширять возможности системы по мере роста бизнеса.
Но разработка — долгий и трудоемкий процесс, для которой понадобится команда квалифицированных специалистов. Поэтому данный сценарий обычно чаще подходит средним и крупным компаниям, готовым обучать собственную нейросетевую модель. Для этого подходящее решение — использовать облачные серверы с GPU, способным обрабатывать большие данные и ускорять обучение ИИ.