Поделиться • 26 декабря 2024

Корпоративные подарки: что российский бизнес дарит своим сотрудникам

Корпоративные подарки: что российский бизнес дарит своим сотрудникам

Текст: Роман Лещенко, операционный директор «Яндекс Go» для бизнеса

Фото: Anastasiia Chepinska, Unsplash


По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2024 году сотрудники 58,6% компаний в России работают удаленно. В таких условиях варианты «осязаемых» корпоративных подарков не отвечают современным требованиям бизнеса. Вместе с тем полностью отказываться от подарков нельзя: 80% работодателей по всему миру отмечают, что они укрепляют отношения с коллегами и партнерами. О том, как бизнес использует промокоды в качестве подарка и почему сегодня это востребованный инструмент, рассказал «Инк.» операционный директор «Яндекс Go» для бизнеса Роман Лещенко.

Даже самый креативный подарок может оказаться неуместным, если не учитывать индивидуальные предпочтения получателя. К примеру, эксклюзивная ароматическая свеча или фарфоровая чайная пара понравятся далеко не каждому.

Электронные подарки 

Под конец года заказ сувениров сотрудникам и партнерам — дополнительная нагрузка на бизнес и работников. Выбор и заказ подарков требуют существенной занятости бухгалтерии, финансового и других отделов, так как у небольших компаний нет отдельных менеджеров для этого. Во-вторых, встает вопрос хранения: если у дарителя небольшой офис, нужно арендовать отдельный склад под все коробки и пакеты. В-третьих, это дополнительная нагрузка на логистику.

Цифровые подарки — это промокоды, подарочные сертификаты на маркетплейсы или в офлайн-магазины, подписки на сервисы или доступ к образовательным платформам. Это универсальное решение, которое подходит для всех типов компаний, включая малый и средний бизнес.

Бум спроса на них пришелся на 2020 год, и на то было несколько причин:

  • пандемия и переход в онлайн. Ограничения на проведение очных мероприятий и удаленная работа вынудили компании искать новые способы поддержания связи и повышения лояльности сотрудников и партнеров;
  • развитие e-commerce. Современные сервисы значительно упростили создание и распространение электронных подарочных сертификатов;
  • популярность персонализированных решений. Промокоды на сервисы, которыми часто пользуются в жизни, наверняка будут соответствовать интересам получателей. Это делает подарки по-настоящему личными, полезными и поэтому запоминающимися.

Сегодня спрос на цифровые подарки сохраняется, особенно среди небольших компаний, где бюджет ограничен. Сотрудники ценят практичность, а не условный знак внимания со стороны работодателя в виде блокнота или календаря, которые точно есть в любом смартфоне.

Универсальный формат

Электронные подарки уже прочно закрепились в корпоративной культуре — 70% компаний по всему миру предпочитают радовать сотрудников сертификатами или промокодами. По прогнозам, к 2032 году мировой рынок e-gift вырастет на 15,2%. Многие специалисты отмечают повышение лояльности сотрудников с появлением цифровых подарков — получателям нравится возможность выбора, которую дают промокоды и сертификаты. Согласно данным «Яндекс Go» для бизнеса, интерес к промокодам среди компаний-клиентов за период с января по ноябрь 2024 года вырос больше чем в два раза по сравнению с предыдущим годом.

У промокодов и электронных сертификатов есть несколько преимуществ на фоне обычных презентов:

  • универсальность. Такие подарки подходят для партнеров, сотрудников даже в разных регионах. Вероятность промахнуться с выбором сервиса минимальна: многие смотрят фильмы на стриминговых сервисах, слушают музыку и ездят на такси;
  • гибкость и персонализация. Коллеги получают то, чем действительно воспользуются: возможность заказать продукты, купить товары на маркетплейсе, выбрать образовательный курс. Такой подарок не положат на полку;
  • технологичность. Комбинация букв и цифр в привычном приложении и плашки с напоминанием воспользоваться подарком – это ли не будущее?

Помимо этого, электронные подарки дополняют привычные сувениры. Идеальный подарок может получиться, если при его выборе учитывать личные вкусы адресата. Также лучше подбирать что-то практичное, тематическое (например предметы декора к Новому году) или дополнить сет брендированной продукцией. К примеру, в «Яндекс Go» для бизнеса сотрудникам дарят мерч и промокоды: сочетание традиционного и цифрового подарка нравится коллегам — в нем есть и что-то на память, и что-то полезное.

Где применяются e-gifts

Компании приобретают промокоды и используют их в качестве подарков сотрудникам, партнерам или для проведения промоакций среди клиентов. Существует множество сервисов, в которых их можно приобрести, к примеру, на доставку продуктов или поездки на такси. Решение популярно — это доказывает статистика платформы «Яндекс Go» для бизнеса: в 2024 году промокоды приобрели 225 самых разных компаний, от маленьких турагентств до крупных холдингов. Самая крупная закупка составила 90 млн руб.

Промокоды бывают разные, формат определяет даритель. Один вариант — с ограниченным сроком или определенным количеством активаций. Другой — с предоплаченным номиналом, где получатель сам решает, на что и когда потратить сумму.

Всего за 2024 год на платформе купили около 4,5 млн промокодов с разным функционалом и номиналом. В топе самых частых запросов компаний — услуги такси, заправки, доставка еды, покупки на маркетплейсах и развлечения.

Где промокоды уже работают, а где все только начинается

С растущей популярностью промокодов все больше компаний переходят на цифровые решения. В одних отраслях электронные презенты уже стали привычным делом, а в других к ним только начинают присматриваться.

В сферах, тесно связанных с информационными технологиями, e-gift — уже часть корпоративной культуры.

  • IT-сектор. В этой сфере цифровые решения — «классика». Поэтому сотрудники технологичных компаний, особенно на удаленном формате работы, ценят промокоды в качестве подарка.
  • Банки. В финансовом секторе делают выбор в пользу универсальных решений, которые не требуют сложной логистики. Промокоды на маркетплейсы, образовательные платформы или стриминговые сервисы — оптимальный вариант.
  • Туризм. Отели, авиакомпании и туроператоры активно используют промокоды, чтобы порадовать своих сотрудников скидкой на популярные сервисы, например на такси.
  • Ретейл. Продавцы всех масштабов, от маленького цветочного в жилом комплексе до федеральных сетевых гипермаркетов, давно поняли, что электронные сертификаты — практичный вариант.

В то же время эксперты отмечают, что в некоторых сферах, где промокоды раньше были не особенно распространены, в последнее время спрос на них растет.

  • Госучреждения. Здесь принято внимательно анализировать тренды и выбирать оптимальные и практичные решения. Многие государственные компании начинают включать в корпоративные программы цифровые подарки. Такой формат дарения пока распространяется не на всех, но госсектор идет в ногу со временем и постепенно меняет традиционную культуру поздравлений.
  • Компании, работающие с людьми старшего поколения. Для аудитории или коллективов преимущественно старшего возраста следует использовать промокоды ограниченно. При этом цифровая грамотность и осведомленность пенсионеров растет и многие из них с удовольствием принимают в подарок электронные сертификаты и промокоды.

Спрос на промокоды, как разновидность корпоративного подарка, будет расти, а с этим будут внедряться технологии, чтобы упростить выбор. В будущем делать подарки более персонализированными позволит искусственный интеллект.

С его помощью можно будет анализировать интересы и потребности каждого конкретного человека (например, через социальные сети или разные анкеты), а на основе этих данных генерировать подходящие варианты для промокодов. Так, любителя спорта порадует скидка на билеты на соревнования, а киномана — промокод для подписки на стриминговый сервис. Виртуальный помощник позволит делать каждый подарок индивидуальным и по-хорошему запоминающимся.