Поделиться • 26 декабря 2024
Корпоративные подарки: что российский бизнес дарит своим сотрудникам
Корпоративные подарки: что российский бизнес дарит своим сотрудникам
Текст: Роман Лещенко, операционный директор «Яндекс Go» для бизнеса
Фото: Anastasiia Chepinska, Unsplash
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2024 году сотрудники 58,6% компаний в России работают удаленно. В таких условиях варианты «осязаемых» корпоративных подарков не отвечают современным требованиям бизнеса. Вместе с тем полностью отказываться от подарков нельзя: 80% работодателей по всему миру отмечают, что они укрепляют отношения с коллегами и партнерами. О том, как бизнес использует промокоды в качестве подарка и почему сегодня это востребованный инструмент, рассказал «Инк.» операционный директор «Яндекс Go» для бизнеса Роман Лещенко.
Даже самый креативный подарок может оказаться неуместным, если не учитывать индивидуальные предпочтения получателя. К примеру, эксклюзивная ароматическая свеча или фарфоровая чайная пара понравятся далеко не каждому.
Под конец года заказ сувениров сотрудникам и партнерам — дополнительная нагрузка на бизнес и работников. Выбор и заказ подарков требуют существенной занятости бухгалтерии, финансового и других отделов, так как у небольших компаний нет отдельных менеджеров для этого. Во-вторых, встает вопрос хранения: если у дарителя небольшой офис, нужно арендовать отдельный склад под все коробки и пакеты. В-третьих, это дополнительная нагрузка на логистику.
Цифровые подарки — это промокоды, подарочные сертификаты на маркетплейсы или в офлайн-магазины, подписки на сервисы или доступ к образовательным платформам. Это универсальное решение, которое подходит для всех типов компаний, включая малый и средний бизнес.
Бум спроса на них пришелся на 2020 год, и на то было несколько причин:
Сегодня спрос на цифровые подарки сохраняется, особенно среди небольших компаний, где бюджет ограничен. Сотрудники ценят практичность, а не условный знак внимания со стороны работодателя в виде блокнота или календаря, которые точно есть в любом смартфоне.
Электронные подарки уже прочно закрепились в корпоративной культуре — 70% компаний по всему миру предпочитают радовать сотрудников сертификатами или промокодами. По прогнозам, к 2032 году мировой рынок e-gift вырастет на 15,2%. Многие специалисты отмечают повышение лояльности сотрудников с появлением цифровых подарков — получателям нравится возможность выбора, которую дают промокоды и сертификаты. Согласно данным «Яндекс Go» для бизнеса, интерес к промокодам среди компаний-клиентов за период с января по ноябрь 2024 года вырос больше чем в два раза по сравнению с предыдущим годом.
У промокодов и электронных сертификатов есть несколько преимуществ на фоне обычных презентов:
Помимо этого, электронные подарки дополняют привычные сувениры. Идеальный подарок может получиться, если при его выборе учитывать личные вкусы адресата. Также лучше подбирать что-то практичное, тематическое (например предметы декора к Новому году) или дополнить сет брендированной продукцией. К примеру, в «Яндекс Go» для бизнеса сотрудникам дарят мерч и промокоды: сочетание традиционного и цифрового подарка нравится коллегам — в нем есть и что-то на память, и что-то полезное.
Компании приобретают промокоды и используют их в качестве подарков сотрудникам, партнерам или для проведения промоакций среди клиентов. Существует множество сервисов, в которых их можно приобрести, к примеру, на доставку продуктов или поездки на такси. Решение популярно — это доказывает статистика платформы «Яндекс Go» для бизнеса: в 2024 году промокоды приобрели 225 самых разных компаний, от маленьких турагентств до крупных холдингов. Самая крупная закупка составила 90 млн руб.
Промокоды бывают разные, формат определяет даритель. Один вариант — с ограниченным сроком или определенным количеством активаций. Другой — с предоплаченным номиналом, где получатель сам решает, на что и когда потратить сумму.
Всего за 2024 год на платформе купили около 4,5 млн промокодов с разным функционалом и номиналом. В топе самых частых запросов компаний — услуги такси, заправки, доставка еды, покупки на маркетплейсах и развлечения.
С растущей популярностью промокодов все больше компаний переходят на цифровые решения. В одних отраслях электронные презенты уже стали привычным делом, а в других к ним только начинают присматриваться.
В сферах, тесно связанных с информационными технологиями, e-gift — уже часть корпоративной культуры.
В то же время эксперты отмечают, что в некоторых сферах, где промокоды раньше были не особенно распространены, в последнее время спрос на них растет.
Спрос на промокоды, как разновидность корпоративного подарка, будет расти, а с этим будут внедряться технологии, чтобы упростить выбор. В будущем делать подарки более персонализированными позволит искусственный интеллект.
С его помощью можно будет анализировать интересы и потребности каждого конкретного человека (например, через социальные сети или разные анкеты), а на основе этих данных генерировать подходящие варианты для промокодов. Так, любителя спорта порадует скидка на билеты на соревнования, а киномана — промокод для подписки на стриминговый сервис. Виртуальный помощник позволит делать каждый подарок индивидуальным и по-хорошему запоминающимся.