Поделиться • 23 декабря 2024
Что такое pre-IPO и как оно поможет бизнесу
Что такое pre-IPO и как оно поможет бизнесу
Текст: Антон Утехин, CEO инвестиционной платформы Rounds
Фото: Morgan Housel, Unsplash
По данным инвестиционной платформы Rounds, оборот ценных бумаг на инвестиционных платформах вне биржи в России в прошлом году составил 5,5 млрд руб. Однако с появлением стандартизации процедуры IPO инвесторы начнут искать доходность на более ранних этапах, что приведет к росту интереса к pre-IPO. CEO Rounds Антон Утехин рассказал редакции «Инк», что такое допубличные сделки и какие выгоды от участия в них для бизнеса.
Pre-IPO — это сделка, которая предшествует будущему публичному размещению компании, обычно она проходит за один-два года до IPO. В рамках этой сделки продаются акции дополнительного выпуска, действующих акционеров или опционы на акции. Цель — привлечь инвестиции для улучшения финансовых показателей и выхода на публичный рынок в наиболее выгодном свете.
Главным образом рост популярности первичного размещения и pre-IPO связан со снижением инвестиционной активности традиционных венчурных фондов и стратегических инвесторов. Первое полугодие 2024 года продемонстрировало явную тенденцию: было проведено 15 IPO, что свидетельствует о растущем интересе к данному инструменту как со стороны компаний, так и со стороны инвесторов.
Традиционно стартапы и быстрорастущие компании полагались на привлечение инвестиций от венчурных и стратегических инвесторов на ранних стадиях развития. Однако наблюдаемое в последнее время сокращение сделок слияний и поглощений (M&A) в частном секторе, а также уменьшение количества сделок со стратегическими инвесторами создало дефицит источников финансирования для многих перспективных проектов. В этой ситуации IPO и Pre-IPO выступают в качестве привлекательной альтернативы.
При развитии этого сегмента у имеющихся инвесторов появится возможность зафиксировать свою прибыль, которую они могут реинвестировать, а у новых инвесторов появится мотивация инвестировать на более ранних стадиях, потому что они видят успешные кейсы. Рынок отвечает на это спросом на проведение подобных сделок, по прогнозам «ВТБ», ожидается от 15 до 20 IPO в 2025 году.
На первый взгляд может показаться, что рост числа первичных размещений, наоборот, должен тормозить pre-IPO. Но это не совсем так, потому что, во-первых, многие компании хотят подрасти до публичного размещения, чтобы получить более высокую оценку в ходе листинга. Таким примером является, например, pre-IPO CarMoney в январе этого года на 230 млн руб., после которого компания в июле провела IPO на Московской бирже. Во-вторых, они не всегда готовы к этому моменту — с точки зрения корпоративных процедур и структуры. И для них способ проведения pre-IPO — это способ получить дополнительный капитал для роста перед публичным размещением.
Благодаря pre-IPO компании могут получить свою первую оценку стоимости, сравнить ее с имеющимися ожиданиями и протестировать предложение. Размещение акций происходит по закрытой подписке, что позволяет компании протестировать предложение на IPO без риска публичной огласки в случае неудачного кейса. После этого компания может внести необходимые корректировки перед IPO. Помимо этого, допубличная сделка — это возможность для перспективных компаний малого и среднего бизнеса получить необходимые инвестиции для роста в три и более раза за три года.
Также допубличное размещение акций позволяет научиться правильно работать с акционерами. Этот этап важен, потому что он позволяет компаниям сформировать первичный пакет документов, а также сформировать структуру совета акционеров, который поможет выстроить открытую коммуникацию с инвесторами.
Для инвесторов, в свою очередь, pre-IPO является возможностью получить долю в перспективных проектах, из которых они могут выйти уже во время первичного размещения акций на бирже и тем самым зафиксировать доходность. Однако компании не всегда выполняют обещания по дальнейшему проведению IPO и вкладчики могут рассчитывать только на то, что компания сдержит слово и станет публичной. Так как pre-IPO проходит по закрытой подписке, то у инвесторов появляется возможность протестировать предложение на IPO без риска публичной огласки.
Главная проблема рынка — это низкая осведомленность о возможностях pre-IPO. То есть компании не рассматривали такой способ проведения докапитализации. В связи с увеличением числа сделок по первичному размещению акций на бирже увеличивается и интерес со стороны эмитентов к предыдущему раунду, что в перспективе увеличит и число сделок в сегменте pre-IPO.
На популярность допубличных сделок с акционерными обществами также будет влиять и качество их проводящих эмитентов. За крупными игроками неизбежно последуют и менее популярные компании. В этом плане знаковыми сделками для сегмента OTC стали размещение «Бери заряд» и «Самолет+», который планирует в 2025 году уже IPO.
В целом, тенденцией текущего года является увеличение «громких» имен. Если ранее сделки проводились в сегменте стартапов, то сейчас к сегменту допубличных сделок на Rounds присматриваются дочерние компании или подразделения, а то и головные компании — лидеры сегмента.
При этом на рынке уже намечается сегментация, в рамках которой инвестиционные платформы сосредоточены на разных сегментах. Rounds ориентирован на предоставление сервисов для синдикаторов венчурных сделок и pre-IPO, проводимые в связке с брокерами, а, например, «Финмастер», «Запуск» и Brainbox.vc, наоборот, работают в сегменте небольших компаний с размером сделки 5–10 млн руб., что сопоставимо с чеками ранних стадий. Именно они будут прогревать рынок со стороны ранних стадий, что по итогу даст рынку новых эмитентов.
При оценке pre-IPO важно обратить внимание на несколько ключевых аспектов.