Все на завод: как бизнесу заработать на промышленном туризме

Поделиться • 22 июля 2025

Все на завод: как бизнесу заработать на промышленном туризме

Все на завод: как бизнесу заработать на промышленном туризме

Ольга Захарова

Текст: Ольга Захарова, заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив (АСИ), директор дивизиона «Городская экономика»

Иллюстрация: Unsplash (Фото 1, фото 2)


«Кому интересно мое производство?» вопрос, который я слышу очень часто. Ответ вас удивит: многие даже не подозревают, насколько их бизнес может быть привлекательным для туристов. Да! Цеха, производственные линии и мастерские вызывают не меньший интерес, чем исторические достопримечательности. Расскажу, как бизнес может заработать на промышленных экскурсиях и иногда даже больше, чем на основной продукции.

«Кому интересно мое производство?» вопрос, который я слышу очень часто. Ответ вас удивит: многие даже не подозревают, насколько их бизнес может быть привлекательным для туристов. Да! Цеха, производственные линии и мастерские вызывают не меньший интерес, чем исторические достопримечательности. Расскажу, как бизнес может заработать на промышленных экскурсиях и иногда даже больше, чем на основной продукции.

В рамках программы АСИ «Открытая промышленность» мы обучаем участников тому, что при запуске экскурсионных проектов на предприятиях важен ряд показателей.

  • Объем первоначальных вложений — затраты на адаптацию производственной площадки под туристов (инфраструктура, безопасность, навигация, персонал). Подчеркну, что у многих предприятий нет этих расходов, потому что они изначально строились с учетом проведения промышленных экскурсий. Так, большинство металлургических и труболитейных предприятий обладают «галереями» — смотровыми площадками внутри цехов.
  • Постоянные и переменные издержки, в том числе зарплаты экскурсоводов, затраты на маркетинг.
  • Выручка от посещений, включая плату за экскурсии, продажу сувениров и продукции собственного производства.
  • Средний чек на одного посетителя и показатель загрузки (турпоток по дням/месяцам).

Зачем бизнесу экскурсии

Некоторые компании, особенно ориентированные на профориентацию школьников и студентов, проводят экскурсии бесплатно. Вот в чем может помочь промышленный туризм.

  • Расширять кадровый потенциал — благодаря промышленной экскурсии будущий абитуриент сможет выбрать карьерную траекторию. Так, студенты выпускных курсов проходят стажировки на промышленных предприятиях и, согласно опросам, треть стажеров готова продолжить работу.
  • Привлекать партнеров (покупателей продукции, дистрибьюторов, торговых агентов, поставщиков) через байерские туры.
  • Повышать престиж предприятия, которое спокойно показывает «закулисье».

В то же время есть предприятия, где высокий спрос на посещения требует более тонкой ценовой настройки — вплоть до использования стоимости экскурсии как инструмента регулирования потока. Предприятие самостоятельно устанавливает дни посещений. Где-то проходит по несколько экскурсий в день, где-то — одна экскурсия в месяц. Основная задача производственных площадок  — выпуск продукции, а экскурсионная деятельность для них всегда остается вторичной.

Даже внутри одного предприятия ценовая политика может отличаться: так, например, на Магнитогорском металлургическом комбинате разработано восемь маршрутов с ценовым диапазоном от 357 до 2 380 руб. за человека в зависимости от программы.

Интересная особенность наблюдается у предприятий, выпускающих сезонную продукцию, таких как фабрики елочных игрушек, производство валенок или мороженого. Многие из них отмечают, что в пиковые месяцы туристического интереса доходы от экскурсионной деятельности превосходят выручку от основного производства.

Производство — это интересно

Практически любое предприятие может стать привлекательным объектом для туристов. Главное — увлекательно и доступно о нем рассказать.

Многие предприятия недооценивают собственный туристический потенциал. Часто мы слышим сомнения.: «Разве кому-то интересно смотреть на наше производство?» Это один из самых распространенных вопросов, который возникает у компаний, которые рассматривают участие в нашей программе.

Но цифры говорят сами за себя: если в 2022 году российские предприятия приняли около 800 тыс. посетителей, то в 2023 — уже 1,4 млн, а по итогам прошлого года этот показатель превысил 2 млн человек.

Когда мы только запускали программу «Открытая промышленность», для выстраивания структуры и координации установили определенные рамки: от каждого региона в проект могли войти от пяти до 10 предприятий.

Однако по мере вовлечения субъектов мы осознанно отказались от этих ограничений. Сегодня регионы сами определяют, какие и сколько предприятий готовы открыть свои двери для туристов.

Чего хотят туристы

Наибольшей популярностью пользуются предприятия пищевой промышленности и агропромышленного комплекса. Кондитерские фабрики, производства мороженого и винодельни ежегодно привлекают десятки тысяч туристов, ведь там можно не только увидеть производственный процесс, но и попробовать продукцию на вкус.

Второе по востребованности направление — предприятия народно-художественных промыслов и легкой промышленности: гончарные мастерские, ткацкие фабрики, производства валенок или художественного стекла. Туристов привлекает атмосфера ручной работы, традиций.

Особенно хочу выделить предприятия металлургии и машиностроения. По нашим наблюдениям, масштаб, мощь, производственные процессы вызывают у посетителей восторг.

Креативный подход

Сегодня промышленные туры публикуются на региональных туристических порталах. Создаются и отдельные сайты с описанием маршрутов, например «ТурМикрон» (экскурсии на предприятие по производству микроэлектроники) и «Металлоинвест» (промышленный туризм на горнодобывающих предприятиях).

Предприятия все чаще прибегают к креативным форматам продвижения:

  • съемкам документальных и художественных фильмов;
  • иммерсивным шоу — от модных показов до театральных постановок в цехах. Проведение событий на производстве  — это один из наиболее неожиданных форматов, появившихся у наших участников.

Подготовка проекта

Часто предприятия начинают водить гостей по производству без четкого плана, сценария или понимания, кто их целевая аудитория. Это может привести к хаотичности, несоблюдению норм безопасности и потере интереса у туристов.

Также важно с самого начала выстраивать кооперацию с туроператорами, гидами, региональными администрациями и профильными ассоциациями. Такая связка помогает привлечь поток, упаковать маршрут и получить поддержку в продвижении.

Помните, что посетители приходят не просто посмотреть на станки или линии, — они хотят узнать историю, прикоснуться к процессу, услышать «живой голос» производства. Добиться этого поможет искренняя вовлеченность сотрудников и правильно подобранный рассказ.

По всей России

Не так давно открылся для туристов Космодром Восточный в Амурской области.

Очень интересные форматы разрабатывают также предприятия, связанные с экологией. Например, компания «Ситиматик» в Новочебоксарске проводит познавательные экскурсии по переработке отходов, чтобы сформировать у аудитории экологическую осознанность и бережное отношение к ресурсам.

«Оренбургские платки» — семейный бизнес, дает возможность туристам увидеть процесс создания легендарных платков, прочувствовать ценность ручного труда и преемственности поколений.

И это лишь малая часть. В каждом регионе России есть предприятия, которые не только производят продукцию, но и создают истории.