Поделиться • 25 июля 2025
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку


Текст: Лиза Блинова, главный гид в «Кинопарке Москино»
Фото: предоставлено Лизой Блиновой
Мы начали разрабатывать экскурсии в январе 2024 года. Как руководителю проекта, мне в первую очередь важно было понять, с каким впечатлением уходят наши гости. Решено было попробовать раскрыть суть кинопроизводства через личный опыт профессионалов. Расскажу, как мы организовываем экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу.
Мы начали разрабатывать экскурсии в январе 2024 года. Как руководителю проекта, мне в первую очередь важно было понять, с каким впечатлением уходят наши гости. Решено было попробовать раскрыть суть кинопроизводства через личный опыт профессионалов. Расскажу, как мы организовываем экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу.
Кинопарк был молодой, у нас не было никакой информации для организации экскурсий, кроме официальных пресс-релизов. Поэтому я обратилась к профессионалам киноиндустрии, чтобы они рассказали о своей работе изнутри.
Я спрашивала экспертов, как приходят работать в кино, с чего начинается день, с какими сложностями они сталкиваются, какие забавные и порой нелепые ситуации происходят на съемочных площадках.
На основе нескольких интервью я создала контрольный текст, а после каждой мини-беседы вносила дополнения. Даже короткие встречи с операторами, художниками-постановщиками, помощниками по площадке, актерами и строителями кинопарка порой «переворачивали» экскурсионный рассказ.
Это единый документ, который мы передаем всем гидам. Они адаптируют его под себя, потому что подача материала у каждого своя, но суть, цифры и данные — одни и те же. Кинопарк строится и расширяется, появляется много новой информации, поэтому мы периодически проверяем все данные.
Кино создается трудом большой команды, и мне хотелось бы, чтобы посетители кинопарка узнали, как сложно снимать сцены в полях, в жару и при атаке комаров, а также поняли, сколько усилий и нервов требуется, чтобы отснять всего несколько секунд сцены в тесной квартире, где актер размешивает сахар в чашке. Хотелось, чтобы после нашей экскурсии даже самый простой сериал зритель начал воспринимать иначе.
Так была найдена ключевая идея проекта — дать гостям почувствовать то, что испытывают настоящие кинематографисты.
Помимо обзорных экскурсий, мы запустили программы с мастер-классами по пластическому гриму и работе операторского цеха. Например, на мастер-классе по гриму гости изучают, как гримеры создают синяки и шишки, а также пробуют искусственную кровь. Это позволяет прикоснуться к профессиям, которые обычно скрыты от глаз публики.
Самой большой популярностью у нас пользуется обзорная экскурсия, которая дает понять, как устроен парк. Мы показываем не менее 7 локаций: какие именно это будут точки, узнаем лишь за день до экскурсии, так как зависим от съемок.
Посещаем только натурные площадки под открытым небом. Павильоны не входят в маршрут — в них кипит работа, поэтому в плохую погоду укрыться негде. На натурных площадках нет ливневок (это портило бы декорации). Поэтому помимо сумок с кинореквизитом, экскурсоводы берут с собой зонты, резиновые сапоги, солнцезащитный крем.
Мы проводим экскурсии ежедневно, кроме понедельника (это — технический день). В группе — максимум 34 человека. Каждому туристу дают радиогид с наушниками, чтобы экскурсовода было слышно на расстоянии. Значительная часть экскурсии проходит в автобусе.
Кинопарк — это, в первую очередь, рабочая локация, действующая съемочная площадка. Кинопроизводители и туристы практически не пересекаются. Это стало возможным благодаря четкому разделению зон ответственности.
Экскурсионная программа гибкая — если какие-то локации закрыты для съемок, мы корректируем маршрут, показываем гостям альтернативные объекты, чтобы не нарушать рабочие процессы кинопроизводителей.
Из-за плотного графика работники киноиндустрии не могут уделять должного внимания туристам. Для них не очевидно, почему важно привлекать зрителей на съемки. А между тем, их будничные моменты могут стать интересным материалом для наших рассказов.
Пока представители киноиндустрии неохотно делятся информацией о проектах. И в этом заключается сложность создания контрольного текста экскурсий. Первый, кто поймет, что экскурсоводы — друзья кино, а экскурсанты — это будущие зрители фильмов, получит серьезное преимущество на рынке.
Вот, по моему мнению, главные тренды в экскурсионном бизнесе.
1. На экскурсии идут не за знаниями, а за впечатлениями. Ушли в прошлое «лекции на ногах», когда туристы стояли по 30 минут у одного дома, а гид рассказывал все, что знает (и даже про бабушку, которая видела Наполеона). Туристы хотят быть частью интерактивного процесса: вовлечено слушать, играть роль, влиять на сюжет экскурсии.
2. На мой взгляд, туристы менее охотно ходят пешком. Еще 5–6 лет назад двухчасовая пешеходная экскурсия не была проблемой, но сегодня многие отказываются от экскурсии, если не предусмотрен автобус или, как минимум, перерыв на кофе. Я склонна винить сидящий образ жизни и сервисы доставки.
3. Внимание аудитории удержать все сложнее. Поэтому мы стараемся менять обстановку на экскурсии — вид деятельности, интонацию или настроение. Также на каждой экскурсии демонстрируем кинореквизит: кинохлопушку, тейп, пленку или другие артефакты кино.
4. В индустрии все чаще используют ИИ. Для новогодней тематической экскурсии мы спрашивали у ИИ, как он представляет старые советские фильмы. Готовые картинки мы оформили как почтовые открытки с загадкой: нужно было отгадать, к какому фильму относится иллюстрация. А для ольфакторной экскурсии с помощью ИИ мы создали видеоролик, который передает атмосферу старого кинотеатра. Иногда я «прогоняю» через ИИ большие тексты про киносъемочный процесс с обилием терминов, которые надо объяснить простым языком.
Если говорить о гидах, которые работают в городах, они пользуются нейросетями, чтобы искать идеи для новых маршрутов, анализировать тренды и писать анонсы своих экскурсий.