Поделиться • 21 декабря 2024
Эмоциональный ИИ: как он работает и где применяется
Эмоциональный ИИ: как он работает и где применяется
Текст: Игорь Никитин, основатель IT-компании WMT Group
Фото: Katja Anokhina, Unsplash
Последние несколько лет системы, использующие искусственный интеллект, учатся обнаруживать и различать человеческие эмоции. Направление настолько перспективное, что, по прогнозам, к 2026 году объем рынка удвоится, достигнув $37,1 млрд. Как происходит обучение и для каких целей бизнес использует технологии распознавания эмоций, рассказал редакции «Инк» основатель IT-компании WMT Group Игорь Никитин.
Большая часть бизнес-процессов завязана на общении. Выстроить коммуникацию внутри компании, провести деловую встречу, добиться нужных результатов на переговорах — для этих и других задач и нужен эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI). По тону голоса, мимике, жестикуляции и даже тому, какие слова выбирает человек, он может распознать его настроение и подсказать, как лучше себя вести в конкретной ситуации.
Технология Emotion AI основана на моделях машинного обучения, натренированных на огромных наборах данных с изображениями и видео разных состояний людей, образцах голоса и текста. Чем их больше, тем лучше. Данные проходят предварительную обработку, чтобы гарантировать их чистоту и пригодность для анализа. Например, удаляется фоновый шум из аудиозаписей. Дальше извлекаются определенные признаки, которые указывают на те или иные эмоции. Здесь к делу приступают глубокие нейросети:
Используя извлеченные признаки, модели машинного обучения классифицируют данные по определенным категориям. Одни относятся к базовым эмоциям: счастье, грусть, удивление, страх. Другие — к сложным, таким как волнение, скука, замешательство. Чтобы распознавание работало точнее, на этапе обучения данные из разных источников часто комбинируют: видео с текстом, с аудио или и с тем, и с другим.
Когда модель обучена, Emotion AI можно использовать в режиме реального времени. Например, на видеоконференции или при работе с клиентом. Система постоянно принимает и анализирует входящие данные, мгновенно их обрабатывает, распознает эмоции и выдает отчет. Результат может быть представлен в виде графика или диаграммы, отображающей эмоциональные тенденции, — или сразу как автоматизированный ответ. То есть рекомендация по тому, как общаться с человеком прямо сейчас.
Emotion AI помогает понять настроение человека во время взаимодействия. Анализируя выражение лица, тон голоса или ответы в переписке, бизнес может адаптироваться под текущую ситуацию и действовать эффективнее. Вот для чего эта технология может быть полезна.
Инструменты Emotion AI позволяют обнаруживать конфликты на ранних стадиях и предотвращать их развитие, выявлять выгоревших сотрудников и помогать им, например, меняя график. Их также можно использовать при приеме на работу, как международная компания Unilever. ИИ оценивает видеоинтервью соискателей, по выражению лица, оттенкам голоса и языку тела определяя, подходит ли человек на должность.
Еще эмоциональный ИИ можно использовать, чтобы узнать мнение клиентов о продуктах и услугах, предлагая подходящие варианты во время общения. Чат-боты в интернет-магазинах могут также анализировать настроение клиентов через сообщения. Если кто-то из пользователей окажется недоволен, можно переключить его на общение с менеджером или сделать скидку.
Автоматизированные кол-центры также могут использовать Emotion AI. Существуют решения, которые не просто находят ответы в базе знаний, но и озвучивают их с определенной интонацией, делая паузы и выделяя слова, имитируя человеческую речь. Если же ситуация сложная и настроение клиента ухудшается, виртуальный помощник переводит его на сотрудника, чтобы не обострять положение. Подобные решения уже используют крупные российские банки и телекоммуникационные компании, такие как «МТС».
Emotion AI применяют на фокус-группах. Одной из первых ввела такую практику Coca-Cola: перед запуском видеороликов их показывают ограниченному количеству зрителей, в то время как ИИ отслеживает их эмоции. Система анализирует мимику, что позволяет компании выявить, какие элементы рекламы вызывают радость, недовольство, удивление. Платформа YouTube также применяет технологии распознавания эмоций для улучшения рекомендаций. В России похожими проектами занимается компания Neurobotics.
За границей для определения уровня стресса учеников используют распознавание эмоций по голосу. ИИ сравнивает изменения с обычными значениями, давая учителям понять, если кто-то из подопечных перенапряжен. Наконец, Emotion AI находит применение в рекрутинге, о чем мы говорили выше. Оценивая преподавателей на собеседованиях и наблюдая за их взаимодействием с учениками, можно узнать, насколько они подходят для должности.
Несмотря на все возможности и потенциал, есть ряд нюансов, связанных с работой Emotion AI. В их числе:
Будущее эмоционального ИИ выглядит многообещающе, поскольку технологии продолжают развиваться. Достижения в области машинного обучения, обработки естественного языка и компьютерного зрения повысят точность распознавания эмоций, а значит, и возможности разных инструментов. Мы увидим более сложные программы и приложения, которые будут влиять на разные аспекты жизни и сделают взаимодействие с технологиями более интуитивным и осознанным.
Уже сейчас Emotion AI обеспечивает более эмпатичное и персонализированное общение, улучшает пользовательский опыт при покупках, обращении в техподдержку — и даже в стенах родного офиса. Легко представить, что он найдет новые точки применения и в других областях. Например, в рамках спортивных соревнований эмоциональный интеллект может оценивать состояние участников и предлагать тренерам разные подходы к подготовке и мотивации.
Возможно, скоро появится искусственный интеллект, который не просто понимает эмоции, но и может давать эмпатичные реакции. Представьте виртуального помощника, который поддерживает пользователя, определяя настроение просто по тембру его голоса. Это сделает ИИ еще более «человечным».