Поделиться • 21 декабря 2024

Эмоциональный ИИ: как он работает и где применяется

Эмоциональный ИИ: как он работает и где применяется

Текст: Игорь Никитин, основатель IT-компании WMT Group 

Фото: Katja Anokhina, Unsplash


Последние несколько лет системы, использующие искусственный интеллект, учатся обнаруживать и различать человеческие эмоции. Направление настолько перспективное, что, по прогнозам, к 2026 году объем рынка удвоится, достигнув $37,1 млрд. Как происходит обучение и для каких целей бизнес использует технологии распознавания эмоций, рассказал редакции «Инк» основатель IT-компании WMT Group Игорь Никитин.

Большая часть бизнес-процессов завязана на общении. Выстроить коммуникацию внутри компании, провести деловую встречу, добиться нужных результатов на переговорах — для этих и других задач и нужен эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI). По тону голоса, мимике, жестикуляции и даже тому, какие слова выбирает человек, он может распознать его настроение и подсказать, как лучше себя вести в конкретной ситуации.

Как это работает?

Технология Emotion AI основана на моделях машинного обучения, натренированных на огромных наборах данных с изображениями и видео разных состояний людей, образцах голоса и текста. Чем их больше, тем лучше. Данные проходят предварительную обработку, чтобы гарантировать их чистоту и пригодность для анализа. Например, удаляется фоновый шум из аудиозаписей. Дальше извлекаются определенные признаки, которые указывают на те или иные эмоции. Здесь к делу приступают глубокие нейросети:

  • сверточные нейронные сети анализируют визуальные данные, фото и видео, выражение лица, позу, жестикуляцию;
  • рекуррентные нейронные сети эффективны при оценке временных последовательных данных, например изменении тона и высоты голоса;
  • языковые модели разбирают по полочкам текст — определяют контекст, последовательность слов, а в результате и эмоциональную окраску.

Используя извлеченные признаки, модели машинного обучения классифицируют данные по определенным категориям. Одни относятся к базовым эмоциям: счастье, грусть, удивление, страх.  Другие — к сложным, таким как волнение, скука, замешательство. Чтобы распознавание работало точнее, на этапе обучения данные из разных источников часто комбинируют: видео с текстом, с аудио или и с тем, и с другим.

Когда модель обучена, Emotion AI можно использовать в режиме реального времени. Например, на видеоконференции или при работе с клиентом. Система постоянно принимает и анализирует входящие данные, мгновенно их обрабатывает, распознает эмоции и выдает отчет. Результат может быть представлен в виде графика или диаграммы, отображающей эмоциональные тенденции, — или сразу как автоматизированный ответ. То есть рекомендация по тому, как общаться с человеком прямо сейчас.

Для чего это нужно

Emotion AI помогает понять настроение человека во время взаимодействия. Анализируя выражение лица, тон голоса или ответы в переписке, бизнес может адаптироваться под текущую ситуацию и действовать эффективнее. Вот для чего эта технология может быть полезна.

  • Коммуникация внутри компании. С ИИ можно отслеживать эмоциональный фон докладчика во время презентации и подсказывать остальным участникам подходящие фразы, чтобы приободрить его и разрядить обстановку. Такое решение разработали в WMT Group. За сценарий с подсказками отвечает продукт, который подходит для всех видеозвонков и предлагает оптимальные ответы. Сервис собирает аналитику по всем онлайн-встречам, помогая руководителям быть в курсе психологического состояния сотрудников.

Инструменты Emotion AI позволяют обнаруживать конфликты на ранних стадиях и предотвращать их развитие, выявлять выгоревших сотрудников и помогать им, например, меняя график. Их также можно использовать при приеме на работу, как международная компания Unilever. ИИ оценивает видеоинтервью соискателей, по выражению лица, оттенкам голоса и языку тела определяя, подходит ли человек на должность.

  • Продажи. Emotion AI помогает увеличивать продажи, положительно влияя на лояльность клиентов. Например, «Энко», девелопер из Тюмени внедрил инструмент на базе речевой аналитики. Во время телефонных разговоров ИИ оценивает эмоции потенциальных покупателей, помогая менеджерам понять, в какое русло направить диалог, чтобы завершить сделку. Похожая опция есть у Zoom IQ for Sales. Решение анализирует настроение клиентов во время диалога и подсказывает продавцу подходящий скрипт.

Еще эмоциональный ИИ можно использовать, чтобы узнать мнение клиентов о продуктах и услугах, предлагая подходящие варианты во время общения. Чат-боты в интернет-магазинах могут также анализировать настроение клиентов через сообщения. Если кто-то из пользователей окажется недоволен, можно переключить его на общение с менеджером или сделать скидку.

  • Служба поддержки. Виртуальные помощники на базе ИИ улучшают взаимодействие с клиентами, адаптируя ответы под их эмоции. Например, если расстроенный покупатель пишет в техподдержку по поводу задержки доставки, чат-бот может отреагировать с сочувствием, предложив оптимальное решение и улучшив тем самым пользовательский опыт.

Автоматизированные кол-центры также могут использовать Emotion AI. Существуют решения, которые не просто находят ответы в базе знаний, но и озвучивают их с определенной интонацией, делая паузы и выделяя слова, имитируя человеческую речь. Если же ситуация сложная и настроение клиента ухудшается, виртуальный помощник переводит его на сотрудника, чтобы не обострять положение. Подобные решения уже используют крупные российские банки и телекоммуникационные компании, такие как «МТС».

  • Маркетинг. Эмоциональный ИИ используют, чтобы оценить реакцию аудитории на рекламные материалы и продукты. Это помогает брендам лучше понимать своих потребителей и корректировать предложения под них.

Emotion AI применяют на фокус-группах. Одной из первых ввела такую практику Coca-Cola: перед запуском видеороликов их показывают ограниченному количеству зрителей, в то время как ИИ отслеживает их эмоции. Система анализирует мимику, что позволяет компании выявить, какие элементы рекламы вызывают радость, недовольство, удивление. Платформа YouTube также применяет технологии распознавания эмоций для улучшения рекомендаций. В России похожими проектами занимается компания Neurobotics.

  • Здравоохранение. В медицине распознавание эмоций можно использовать, чтобы оценивать состояние пациентов. Приложения с Emotion AI быстро определяют признаки стресса и депрессии. На практике это позволило бы врачам общей практики направлять таких пациентов к специалистам за психологической помощью. Также существуют проекты, помогающие людям с аутизмом понимать эмоции окружающих, что облегчает их повседневную жизнь. Несколько лет назад появилось устройство, которое устанавливается поверх очков Google Glass и сообщает владельцу о настроении людей, находящихся поблизости.

  • Образование. В образовании есть несколько точек приложения эмоционального ИИ. Первая — оценка уровня концентрации учеников в классе или на онлайн-платформе. Используя Emotion AI, можно понять, на каком моменте ребенок (или взрослый) потерял нить и запутался. В России такое решение представил «Ростех». Оно представляет собой монитор с камерами, которые определяют эмоции ученика в начале урока и фиксируют изменения. На выходе программа выдает рекомендации для преподавателя.

За границей для определения уровня стресса учеников используют распознавание эмоций по голосу. ИИ сравнивает изменения с обычными значениями, давая учителям понять, если кто-то из подопечных перенапряжен. Наконец, Emotion AI находит применение в рекрутинге, о чем мы говорили выше. Оценивая преподавателей на собеседованиях и наблюдая за их взаимодействием с учениками, можно узнать, насколько они подходят для должности.

  • Безопасность. Распознавание эмоций используют, чтобы предупреждать насилие. Компании, специализирующиеся на безопасности, создают детекторы, которые различают агрессию в голосе человека. Эти устройства интегрируются с системами наблюдения в общественных местах и предупреждают охрану о конфликтах на ранних стадиях. Это позволяет предотвратить физическую агрессию.

Потенциал технологии

Несмотря на все возможности и потенциал, есть ряд нюансов, связанных с работой Emotion AI. В их числе:

  • законодательство. Чтобы использовать инструменты на базе ИИ — записывать голос и видео или фиксировать разговор в реальном времени, — нужно получить согласие пользователей. Иначе это может привести к юридическим проблемам. Разработчики таких технологий должны знать и соблюдать законы, чтобы защитить своих клиентов. Например, система Empany, которая измеряет уровень стресса у сотрудников, собирает ряд данных (записи переговоров и переписок). Согласие на эти действия каждый член команды дает при трудоустройстве. Работодатели имеют право анализировать переписку и переговоры сотрудников, если это прописано во внутренних правилах компании;
  • неточность распознавания. Эмоции — это сложная сеть, в которой выражение лица, тон голоса и контекст играют решающую роль. Обучить ИИ пониманию этих тонкостей — непростая задача. Она осложняется огромным количеством человеческих чувств, культурными особенностями и необходимостью адаптации к каждой конкретной ситуации;
  • вопрос эффективности. Кто отвечает за то, что продукт работает как нужно и выполняет свои задачи, — разработчики или организация, которая его использует? Клиенты не всегда готовы делиться информацией о своем опыте, что усложняет настройку и доработку решения. При этом остаются риски неточности распознавания, если продукт подключали в непривычных условиях.

Будущее эмоционального ИИ выглядит многообещающе, поскольку технологии продолжают развиваться. Достижения в области машинного обучения, обработки естественного языка и компьютерного зрения повысят точность распознавания эмоций, а значит, и возможности разных инструментов. Мы увидим более сложные программы и приложения, которые будут влиять на разные аспекты жизни и сделают взаимодействие с технологиями более интуитивным и осознанным.

Уже сейчас Emotion AI обеспечивает более эмпатичное и персонализированное общение, улучшает пользовательский опыт при покупках, обращении в техподдержку — и даже в стенах родного офиса. Легко представить, что он найдет новые точки применения и в других областях. Например, в рамках спортивных соревнований эмоциональный интеллект может оценивать состояние участников и предлагать тренерам разные подходы к подготовке и мотивации.

Возможно, скоро появится искусственный интеллект, который не просто понимает эмоции, но и может давать эмпатичные реакции. Представьте виртуального помощника, который поддерживает пользователя, определяя настроение просто по тембру его голоса. Это сделает ИИ еще более «человечным».