Поделиться • 18 декабря 2024

Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL

Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL

Текст: Артем Журавлев, директор продукта Method в финтех-компании Paygine

Фото: Fabian Blank, Unsplash


Жители крупных городов России вовсю применяют передовые платежные методы: оплату по биометрии, qr-коду и через стикеры, при этом используют не только привязанные банковские карты, но и электронные кошельки, а также системы оплаты частями. Однако за пределами мегаполисов платежное поведение пока отличается, а сервисы еще не развиты так сильно. Своими рассуждениями о потенциале платежных систем и развитии финтеха в российских регионах поделился с «Инк» директор продукта Method финтех-компании Paygine Артем Журавлев.

Наличные и безналичные формы денег в России все еще находятся между собой в конкуренции, несмотря на то что в этом году доля наличных средств в обращении опустилась до минимума за все время наблюдения. По статистике ЦБ, она впервые составила менее 17% в общей структуре денежной массы. Безналичные платежи в розничном обороте достигли доли 84%. В свою очередь, объем наличных в обращении пока только увеличивается — в июле этого года он составил 17,9 трлн руб.

В сельской местности без банковских карт обходятся 19% россиян. Пенсию и пособия можно получать на банковские карты, а ЖКХ оплачивать по QR-коду на платежных квитанциях, но больше полутора тысяч населенных пунктов России пока остаются без интернет-покрытия.

Без наличных — никуда

По разным данным, без постоянного доступа к интернету может обходиться 10–20% населения России. Как государство, так и телеком-компании предпринимают меры, чтобы покрыть большую часть территории стандартным покрытием, подключая к нему все больше отдаленных населенных пунктов.

При этом возможность подключения к сети не означает постоянное ее использование, так как здесь речь идет не только о качестве связи, но и о привычках конкретного потенциального пользователи сети. Кроме того, даже в регионах, где нет проблем с интернетом, жители могут предпочитать наличные. Так ситуация обстоит, например, на Кавказе и даже частично в центральной России: Чеченской республике, Ставропольском крае и республике Мордовия.

Нестабильный интернет и перебои со связью в отдаленных селах и деревнях тоже пока не укрепляют веру жителей в современный финтех. В сельской местности расплачиваться наличными в местных магазинах по-прежнему проще, чем картой, банкоматы есть далеко не во всех деревнях, а монополизированный рынок привязывает население к отделениям определенных банков.

Более того, глобальные отключения электроэнергии в июле этого года на юге, Дальнем Востоке и некоторых других регионах страны доказали россиянам, что часть средств предпочтительно держать в наличных на случай непредвиденных обстоятельств и нарушений работы инфраструктуры. В данном контексте важно подчеркнуть, что ожидать полного исчезновения наличных денег не стоит. Убежденные клиенты-консерваторы по-прежнему будут использовать именно их. Более реалистично будет предположить лишь снижение их доли на фоне увеличения способов безналичной оплаты.

Альтернативные платежи

Платежные привычки жителей большинства российских регионов пока остаются весьма консервативными. Оформление банковских зарплатных и пенсионных карт стало большим прорывом в потребительских привычках, но во многих регионах на них пока и остановились.

Доверие завоевывает и «Система быстрых платежей», которую активно рекламирует само государство. По статистике некоторых российских банков, переводы и платежи по номеру телефона стали активнее использовать в Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областях, в Якутии, Бурятии и Забайкалье.

В отдельных регионах происходит активный процесс цифровизации. Например, в Краснодарском крае 70% платежей за ЖКУ проводится онлайн, а в первом квартале этого года регион стал одним из лидеров по обороту покупок на маркетплейсе Ozon.

На использование безналичных способов оплаты влияет и распространение сервисов доставки и интернет-магазинов, в том числе продуктовых. Существенное расширение в объемах продаж в сегменте grocery e-commerce произошло за счет того, что доставку еды и продуктов наконец «распробовали» в российских субъектах.

Кроме того, за популяризацию безналичных расчетов выступают и российские государственные органы. В частности, Центральный Банк представил свои предложения по разработке региональных программ стимулирования предпринимателей, которые принимают безналичные платежи. Среди инициатив, которые предлагает Банк России, — обязанность предоставлять возможность безналичной оплаты для предприятий, которые получают финансирование из бюджета.

Что мешает инновациям

Региональные предприниматели наблюдают федеральные тренды и стараются вывести бизнес в онлайн. Однако внедрять современные платежные инструменты мешает не столько консервативность жителей России, сколько финансовая составляющая — высокие комиссии и ставки для предпринимателей за прием платежей.

В начале этого года средняя комиссия торгового эквайринга составила 1,6%. Расходы на комиссию за прием денег по безналичной оплате бизнесу приходится закладывать в стоимость товаров и услуг. Этот фактор имеет большой вес, так как в регионах даже небольшое повышение цены может оказаться существенным для потребителей с невысокими доходами.

В некоторых банках отмечают, что стремительный рост популярности «Системы быстрых платежей» может быть связан также и с распространением ее использования среди малого и среднего бизнеса. Предприниматели и потребители в регионах могут сэкономить на использовании альтернативных платежных сервисов со сниженной комиссией.

К примеру, некоторые российские платежные продукты предлагают онлайн-маркетам комиссию в размере 1,4%. Есть смысл поискать такие варианты среди предложений на рынке.

Современные финтех-продукты включают в себя платежные сценарии оплаты через «СБП», сохраненные клиентом банковские карты, платежные системы «Яндекс Pay«, «МИР Pay», «МТС Pay», SberPay и BNPL-сервисы (англ. Buy now pay later — «Покупай сейчас, заплати потом» — услуга, благодаря которой покупатель выплачивает часть стоимости товара сразу, а остаток — позже. — Прим. ред.). Развивающаяся конкуренция между российскими продуктами создала для предпринимателей более комфортную среду: стремясь привлечь большее количество клиентов, сервисы снижают комиссии относительно более «традиционных» способов оплаты.

В свою очередь, разница между процентами для разных способов оплаты товара может иметь и следующий эффект: если предприниматель знает, что определенный сервис для него более выгоден, он будет активнее предлагать клиентам его использовать, тем самым увеличивая его долю на рынке. Таким образом, более выгодные условия для бизнеса ведут к распространению использования продукта.

Оплата долями 

Еще один ожидаемый тренд как во всей России, так и в регионах — рост интереса к сервису оплаты частями (buy now pay later). Сам BNPL-рынок в России активно развивается всего несколько лет и пока разделен между крупнейшими игроками финансовых IT-групп. Однако постепенно к нему подключаются все новые продавцы, так что доля сервиса в e-commerce будет расти.

BNPL позволяет разделить общую стоимость покупки на несколько платежей. Выплата происходит в короткие сроки, которые, как правило, не превышают двух месяцев. Услуга предоставляется на покупки с небольшой стоимостью, то есть не более 30–40 тыс. руб.

Продавец, который подключил оплату с помощью этого сервиса, получает всю сумму немедленно, равно как и покупатель свой товар. При этом клиенту не нужно заключать дополнительный кредитный договор и показывать свою кредитную историю, так как BNPL — это не кредитный продукт.

У этой альтернативы кредиту в регионах есть большой потенциал. Во-первых, опция оплаты частями ориентирована на небольшие и недорогие покупки, что актуально в связи со снижением покупательской способности и осторожным поведением потребителей. Постепенно сплит-платежи распространяются на мебель, одежду, электронику, бытовую технику и даже путешествия и образовательные курсы.

Подход оплаты долями может быть очень востребован в регионах, где поможет людям оптимизировать расходы и спланировать бюджет. Однако у инструмента есть и риски, о которых может не знать население страны с низкой финансовой грамотностью.

Риски BNPL-сервисов — это неконтролируемое повышение долговой нагрузки (решиться на оплату долями может покупатель с существующими кредитами), нерегулируемый размер штрафов за просрочку и невысокая степень информированности покупателя о своих обязательствах. Впрочем, в ЦБ уже заявили, что не исключают возможность определенных ограничений на сделки с операторами сервисов рассрочки — как раз с учетом упомянутых рисков.

Российский финтех активно развивается после ухода с рынка иностранных конкурентов, а россияне быстро привыкают к удобным платежным инструментам. Как только инфраструктура связи выровняется по своему уровню во всех регионах России, можно будет смело утверждать, что даже в самых удаленных и малонаселенных уголках страны люди будут с удовольствием пользоваться финтех-сервисами — переводить деньги в один клик со счета на счет, оплачивать коммуналку в приложении банка, в магазинах расплачиваться по QR-коду и покупать товары с помощью BNPL-сервисов. Учитывая растущий масштаб внедрения цифрового рубля, в активную финтех-цифровизацию будут вовлечены все регионы и все жители России.