Поделиться • 15 августа 2025
Наш ответ ChatGPT: как российские стартапы делают бизнес на генеративном ИИ
Наш ответ ChatGPT: как российские стартапы делают бизнес на генеративном ИИ


Текст: Юлия Пивоварова, операционный директор Just AI и член жюри стартап-трека Conversations
Фото: Unsplash
Популярность ChatGPT и других решений больших IT-корпораций создают впечатление, что рынок генеративного ИИ поделен и освоен. Из-за больших вложений, которые требует создание LLM-моделей, в новостях чаще всего мелькают крупные компании или отдельные стартапы, которым «повезло» оказаться у истоков и получить миллионные инвестиции. На самом деле — это только надводная часть айсберга, видимая пользователям.
Популярность ChatGPT и других решений больших IT-корпораций создают впечатление, что рынок генеративного ИИ поделен и освоен. Из-за больших вложений, которые требует создание LLM-моделей, в новостях чаще всего мелькают крупные компании или отдельные стартапы, которым «повезло» оказаться у истоков и получить миллионные инвестиции. На самом деле — это только надводная часть айсберга, видимая пользователям.
В 2024 году инвестиции в стартапы, использующие генеративный искусственный интеллект, почти удвоились (+92%) по сравнению с 2023 годом и составили $56 млрд. Хотя в денежном выражении значительные инвестиции пришлись на известные в этой сфере компании, большая часть сделок прошла со стартапами, которые бесшовно применяют доступные LLM в своих GenAI-решениях для анализа и генерации контента, интеллектуального поиска по базам данных, автоматизации клиентской поддержки, тьюторства в тренингах, образовании и других задачах.
О том, что происходит сейчас на этом рынке, в том числе, в России, я поговорила с участниками конференции по генеративному и разговорному ИИ Conversations 2025.
Пожалуй, самая известная компания на рынке — OpenAI, разработавшая чатбот ChatGPT. Она продолжает улучшать свою LLM-модель, выпуская версии, которые могут в работе сочетать разные типы контента. В марте этого года OpenAI получила инвестиции в $40 млрд с оценкой в $300 млрд. Свои GenAI-модели развивают почти все крупные IT-компании, а также новые «звезды», такие как DeepSeek и Midjourney.
Стартапы стараются создать уникальные решения в своих нишах на базе популярных LLM. Место на рынке есть — в 2024 году, по данным PitchBook, было заключено 885 инвестиционных сделок в сфере генеративного ИИ.
Не всегда это большие компании, такие как OpenAI. В рамках конференции Павел Белов поделился историей развития международного проекта GPT4Telegrambot. Его команда запустила чат-бот для работы с нейросетями в Telegram всего через пару месяцев после релиза ChatGPT в 2023 году. По данным разработчика, сейчас ботом пользуется 25 млн человек по всему миру при трафике в 1 млн DAU. Этот кейс показывает, что важным фактором успеха стартапов в условиях технологической гонки становится не только наличие оригинальной идеи, но и способность максимально быстро воплотить ее в жизнь.
В России рынок инвестиций развит гораздо слабее: во всем направлении искусственного интеллекта и машинного обучения в 2024 году было всего 44 сделки на $33 млн. Это не значит, что рынок неперспективный — по оценкам сервиса Statista рынок GenAI в России в 2025 году достигнет $780 млн, но сложности стартапов связаны с особенностями венчура в России.
Как объяснила бизнес-ангел, ментор стартапов ранних стадий, директор по инвестициям Cats.vc Елена Колмакова, GenAI — это молодое направление во всем мире, а в России традиционно стартапы ранних стадий менее зрелые, чем за рубежом. Это относится в полной мере и к сфере GenAI. По ее мнению, дело в том, что молодые компании у нас не получают существенных финансовых вливаний, стартапы ранних стадий поддерживают только бизнес-ангелы, которых в стране немного, и чеки относительно низкие. Она добавляет, что в результате даже для скромных инвестиций стартап должен продемонстрировать трекшн, например, получить первую выручку.
Несмотря на это, некоторые начинающие российские компании уже делают бизнес на десятки миллионов долларов и планируют увеличить его на порядок. По статистике организаторов конференции компании Just AI, из 43 стартапов, прошедших воронку отбора, больше всего 9 (или 21%) работают в сфере клиентского сервиса. Также 7 молодых компаний работают в сфере HR Tech, по 4— в нишах маркетинга (генерация дизайна и видео) и повышения общей продуктивности. И это далеко не все компании, занимающиеся генеративным интеллектом в России.
Как отметил инвестиционный менеджер Sk Capital Алексей Филиппов, в этом году наиболее обсуждаемой темой на конференции стали production-агенты, мультиагентные системы и KPI-driven-интеграции: от ИИ-ассистентов до конкретных проектов в медицине, промышленности, сфере недвижимости, где генеративный ИИ уже связан с P&L (англ. profit and losses — доходы и убытки. Это метрика, которая отражает разницу между всеми доходами и расходами бизнеса за определенный период. — Прим. ред.) и конкретными бизнес-метриками.
Среди участников были стартапы из совершенно разных сфер, однако все они стремятся к внедрению GenAI в работу бизнеса.
Назову главные препятствия, с которыми сталкиваются разработчики.
Международный и российский рынки генеративного ИИ продолжают расти, поэтому найдется место и для стартапов. Например, по прогнозу сервиса Statista российский рынок GenAI будет расти на 40% в год и превысит $5 млрд к 2031 году. Команды, представленные на стартап-треке, показывают в партнерах практически все российские топовые компании: банки, ритейл, товары долговременные и повседневного спроса, а также представители других индустрий.
Генеративный ИИ позволяет ускорить и удешевить бизнес-процессы. По словам Филинкова из «Авито», первые экспериментальные запуски GenAI-продуктов в 2024 году уже обеспечили компании 670 млн руб. выручки в год. Это мотивировало фирму разработать план инвестиций в технологию на 12 млрд руб. до 2028 года.
Эксперт добавил, что, хотя компания почти все технологические решения разрабатывает самостоятельно, некоторые компоненты, не относящиеся к ключевым компетенциям, вполне могут быть закуплены у партнеров.
Филинков отметил, что одна из отличительных черт российских GenAI-стартапов — наличие опции локальной установки для ряда решений (on-prem или private cloud). Это важное условие для входа на рынок. Он добавил, что западные компании обычно начинают с SaaS-решений, в результате быстрее масштабируются, но часто упираются в барьеры комплаенса при работе с компаниями, в которых данные нельзя выносить за периметр. А их преимущество — в экосистемных интеграциях c крупными разработчиками. У российских проектов такие партнерства развиваются медленней, что ограничивает органический рост.
При этом, если отечественные стартапы предлагают облачное решение, они готовы выгружать заказчику текущие данные или код. В результате клиент может не бояться вендорлока или покупки стартапа — он всегда сможет продолжать развивать свой проект самостоятельно.
Партнер i-Free Дина Попова считает, что сильные стороны российских Gen ИИ-стартапов — мощная инженерная школа, а также способность быстро выводить продукт на рынок и реагировать на запросы клиентов. А главные вызовы для них — очень быстро меняющийся ландшафт рынка и постоянное усиление передовых языковых моделей.