«Этот рынок — пока голубой океан»: как зарабатывать на въездном туризме в 2025 году

Поделиться • 17 июля 2025

«Этот рынок — пока голубой океан»: как зарабатывать на въездном туризме в 2025 году

«Этот рынок — пока голубой океан»: как зарабатывать на въездном туризме в 2025 году

Алексей Венгин

Текст: Алексей Венгин, основатель портала для профессионалов туризма Profi. Travel, соруководитель комитета по въездному туризму РСТ

Фото: Unsplash (фото 1, фото 2)


Въездной туризм в России — сфера с большим потенциалом и относительно низкой конкуренцией. На фоне насыщенного внутреннего рынка он открывает новые возможности для бизнеса: в страну возвращаются туристы, причем — уже не только из дружественных государств. Расскажу, почему так происходит.

Въездной туризм в России — сфера с большим потенциалом и относительно низкой конкуренцией. На фоне насыщенного внутреннего рынка он открывает новые возможности для бизнеса: в страну возвращаются туристы, причем — уже не только из дружественных государств. Расскажу, почему так происходит.

Туризм — бизнес, который можно начать без серьезных вложений. Зарабатывать можно с того, что уже есть: красивое место, история, кухня, ваше гостеприимство, знание родного региона. Последние лет 10 показали это особенно ярко. В России бурно развивался внутренний туризм и тысячи предпринимателей пришли в эту отрасль.

Рынок на пределе

Но сейчас внутренний рынок входит в фазу насыщения. А значит, пришло время смотреть шире — например, на рынок въездного туризма. Именно он может стать главным драйвером отрасли в ближайшие два года.

Въездной туризм не требует изобретать велосипед. Начать следует с изучения интересов потребителей. Лучший способ — съездить в страну, откуда вы хотите привозить туристов. Посмотрите, как они живут, какими услугами пользуются.

Например, в Китае вы удивитесь: мегаполисы глобализированы, люди живут в высоком темпе, вокруг тысячи ярких предложений, везде толпы.

Изменения, которые произошли с 2014 года, с Олимпиады в Сочи, огромны. Появились новые курорты, отели, музеи, благоустроенные пространства. Обновились аэропорты, дороги, вокзалы, запустились новые поезда и маршруты. Ковид и геополитика подогрели внутренний спрос, были введены ограничения на выезд.

В итоге индустрия выросла быстрее, чем кто-либо ожидал. Но сегодня спрос на внутренние поездки выравнивается и многие регионы уже ощутили замедление. Начались борьба за удержание аудитории и «перетягивание» потребителя.

Туристический ренессанс

На фоне насыщенного внутреннего рынка въездной туризм выглядит как голубой океан: мало игроков, высокая маржинальность, потенциально большой спрос. Впрочем, вызовов хватает: ограниченные перелеты, непростой новостной фон. К этому в последнее время добавился еще и крепкий рубль, который удорожает туры в Россию для иностранцев.

Но немало и позитивных моментов. Электронные визы работают. Сейчас граждане 57 стран (от Китая и Индии до Саудовской Аравии и Мексики) могут оформить визу онлайн. Групповой «безвиз» с Китаем действует. Рейсы из Азии добавляются: из Китая и арабских стран уже летают множество авиакомпаний, недавно объявили о прямых перелетах из Саудовской Аравии, ждем Малайзию.

Что особенно важно — инфраструктура, созданная для внутреннего рынка, полностью применима к приему иностранных гостей.

Осталось лишь адаптировать предложения под нового потребителя: изменить маркетинг, наполнить туры и локации объектами и историями, которые желает увидеть зарубежный турист.

Время индивидуалов

Поток гостей из дружественных стран (Китай, Индия, Иран, арабские страны, Узбекистан и другие государства СНГ) уже идет. Снова начинают приезжать самостоятельные европейские путешественники — в Петербург, на Байкал, в Карелию. Но основные целевые рынки сейчас — Азия и Ближний Восток.

Хочу отметить, что я не вижу риска политических предрассудков. Главное для туристов — возможность безопасно находиться на территории чужой страны. Как только прекратится история с закрытием аэропортов, мы сразу увидим еще больший рост.

При этом туристы в 2025 году сильно отличаются от групп с гидом и флажком, которые мы привыкли видеть раньше.

Большинство — индивидуальные гости, семьи, мини-группы. Они сами ищут информацию в своих соцсетях, бронируют перелеты и отели в локальных агрегаторах и вообще ищут эмоций и идентичности.

Эти изменения произошли сразу после пандемии. Такой тренд связан с двумя факторами:

  • безопасность —путешествие с большим количеством людей стало казаться более опасным;
  • стремление туристов не просто увидеть новую страну, а получить собственный опыт взаимодействия с культурой (людьми, гастрономией), что в большой группе сделать невозможно.