Поделиться • 26 февраля 2025
Разделить обязанности и погасить конфликты: как хакатон решает реальные проблемы бизнеса
Разделить обязанности и погасить конфликты: как хакатон решает реальные проблемы бизнеса
Текст: Анна Тененбаум, директор университета «Учусь» от iConText Group; Дарья Магазейщикова, методист университета «Учусь» от iConText Group
Фото: Полина Кильстин
Игровые механики эффективнее тривиальных лекций, даже если речь идет об обучении взрослых. Студенты больше вовлекаются в процесс и меньше боятся высказываться, могут пробовать себя в разных ролях и открывать новые профессиональные грани. Как решать бизнес-кейсы и закреплять управленческие навыки в формате хакатона, рассказали «Инк.» специалисты корпоративного университета «Учусь» от iConText Group, директор проекта Анна Тененбаум и методист Дарья Магазейщикова.
Соревнования способствуют развитию лидерских качеств, навыков работы в команде и умению справляться со стрессовыми ситуациями. Однако геймификация может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на образовательный процесс, поэтому стоит сочетать ее с традиционными методами обучения.
При создании такой программы необходимо следовать нескольким ключевым принципам.
В рамках одного крупного проекта мы выявили серьезные проблемы:
Сотрудники различных отделов зачастую не понимали своей роли в проекте, что вызывало путаницу и снижение продуктивности. В результате клиенты теряли доверие, а команда испытывала недовольство и демотивацию. Чтобы исправить ситуацию, решено было запустить корпоративное обучение.
Первым делом мы обратились к советникам — людям, находящимся внутри бизнес-структуры, для которой проводится обучение. Они глубоко погружены во все процессы и точно знают, что и как можно улучшить. Вместе мы выявили причины сложившихся проблем.
Необходимо было формировать проектные команды так, чтобы каждый сотрудник четко понимал свою роль, очерчивал зону ответственности при работе с крупными клиентами и обладал всеми инструментами, необходимыми для эффективной работы в команде.
Для достижения этой цели мы сформулировали конкретные задачи:
Основными целевыми группами стали руководители подразделений и линейные сотрудники. Менеджерам не хватало ресурсов, и они постоянно конфликтовали из-за распределения обязанностей. А рядовым работникам было сложно ориентироваться в хаосе задач и правильно расставлять приоритеты.
Внутренний опрос подтвердил нехватку знаний об управлении проектами на всех уровнях организации. На основе этого анализа были разработаны ключевые образовательные результаты:
Мы пришли к выводу, что сотрудников необходимо вывести из привычной рабочей рутины, дать им возможность открыто обсуждать существующие проблемы и предложить эффективные способы их решения.
Образовательный трек состоял из двухдневного тренинга и хакатона, который сочетал очную работу с дистанционным обучением для удаленщиков. Видеоуроки, презентации и дополнительные материалы были доступны любому участнику на онлайн-платформе.
Особое внимание уделялось практическим занятиям. Одним из ключевых этапов стал хакатон, во время которого участники разделились на команды и стали соревноваться друг с другом: решать реальные рабочие задачи.
В ходе хакатона участники решают задачи бизнеса, применяя новые подходы и инструменты. В процессе люди обмениваются опытом, взаимодействуют друг с другом и приходят к общим для всех выводам, находят эталонное решение поставленной задачи.
В нашем случае коллеги осваивали инструмент под названием «матрица RACI» (инструмент для управления отношениями в команде; таблица, с помощью которой распределяют полномочия, роли и зоны ответственности в целом. — Прим. ред.). Он является эффективным решением при работе над большими проектами.
Сотрудников разделили на команды. Оценивали друг друга по трем критериям:
В результате участники разработали матрицу, которую впоследствии применили в работе с крупными клиентами. Такой формат позволил:
Оценка эффективности проекта показала значительное улучшение показателей.
Использование игровых элементов и соревнований в процессе обучения помогло еще и модифицировать внутренние процессы компании.