Разделить обязанности и погасить конфликты: как хакатон решает реальные проблемы бизнеса

Поделиться • 26 февраля 2025

Разделить обязанности и погасить конфликты: как хакатон решает реальные проблемы бизнеса

Разделить обязанности и погасить конфликты: как хакатон решает реальные проблемы бизнеса

Анна Тененбаум
Дарья Магазейщикова

Текст: Анна Тененбаум, директор университета «Учусь» от iConText Group; Дарья Магазейщикова, методист университета «Учусь» от iConText Group

Фото: Полина Кильстин


Игровые механики эффективнее тривиальных лекций, даже если речь идет об обучении взрослых. Студенты больше вовлекаются в процесс и меньше боятся высказываться, могут пробовать себя в разных ролях и открывать новые профессиональные грани. Как решать бизнес-кейсы и закреплять управленческие навыки в формате хакатона, рассказали «Инк.» специалисты корпоративного университета «Учусь» от iConText Group, директор проекта Анна Тененбаум и методист Дарья Магазейщикова.

Соревнования способствуют развитию лидерских качеств, навыков работы в команде и умению справляться со стрессовыми ситуациями. Однако геймификация может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на образовательный процесс, поэтому стоит сочетать ее с традиционными методами обучения.

Идеальная программа

При создании такой программы необходимо следовать нескольким ключевым принципам.

  • Четкие цели и задачи. Определите, какие именно навыки и знания вы хотите развить у участников. Это поможет выбрать подходящие игровые механики и сценарии.
  • Участие и взаимодействие. Создайте условия, при которых студенты будут активно работать друг с другом. Это может включать совместные задания, обсуждения и командные проекты.
  • Конкуренция и награды. Включите элементы соревнования, например балльную систему, рейтинги или призы, чтобы повысить мотивацию.
  • Фидбек и рефлексия. Регулярно предоставляйте обратную связь участникам, чтобы они могли оценить свой прогресс и скорректировать дальнейшие шаги. Еще важно предусматривать время для рефлексии, в процессе которой обучающиеся могут анализировать свои успехи и ошибки.
  • Прогрессия и сложность. Постепенно повышайте уровень сложности заданий, чтобы поддерживать интерес и стремление к достижению результатов. Так студенты смогут прочувствовать, что они постоянно развиваются.
  • Гибкость и адаптация. Учитывайте индивидуальные особенности и предпочтения участников. Программа должна быть построена так, чтобы ее содержание и формат можно было адаптировать под разные группы и уровни подготовки.
  • Реалистичность и релевантность. Используйте сценарии и задачи, максимально приближенные к реальной рабочей обстановке. Это сделает обучение более фактурным и полезным.
  • Веселье и удовольствие. Не забывайте, что главное в игре — это удовольствие. Постарайтесь сделать процесс обучения увлекательным и приятным, чтобы участники хотели возвращаться к нему снова и снова.

Кейс из практики

В рамках одного крупного проекта мы выявили серьезные проблемы:

  • отсутствие эффективного взаимодействия внутри команд,
  • частые конфликты,
  • затянутые процессы формирования групп.

Сотрудники различных отделов зачастую не понимали своей роли в проекте, что вызывало путаницу и снижение продуктивности. В результате клиенты теряли доверие, а команда испытывала недовольство и демотивацию. Чтобы исправить ситуацию, решено было запустить корпоративное обучение.

Первым делом мы обратились к советникам — людям, находящимся внутри бизнес-структуры, для которой проводится обучение. Они глубоко погружены во все процессы и точно знают, что и как можно улучшить. Вместе мы выявили причины сложившихся проблем.

  • Размытые зоны ответственности. Сотрудники не всегда четко понимают свои обязанности, что приводит к дискоммуникации.
  • Отсутствие знаний о методиках управления проектами. Многие работники не знакомы с современными системами управления проектами и не знают, как применять эти подходы в работе с крупными клиентами.
  • Недостаток инструментов. Даже если сотрудники понимают суть процесса, у них нет необходимых инструментов для его реализации.

Необходимо было формировать проектные команды так, чтобы каждый сотрудник четко понимал свою роль, очерчивал зону ответственности при работе с крупными клиентами и обладал всеми инструментами, необходимыми для эффективной работы в команде.

Для достижения этой цели мы сформулировали конкретные задачи:

  • познакомить сотрудников с основными типами организационных структур, а также с методами управления проектами и распределением ролей;
  • определить наиболее подходящую систему управления проектом и внедрить ее;
  • распределить роли среди членов команды;
  • обучить коллектив инструментам управления проектами на каждом этапе их жизненного цикла;
  • создать универсальный алгоритм сборки проектной команды для быстрого старта новых проектов.

Основными целевыми группами стали руководители подразделений и линейные сотрудники. Менеджерам не хватало ресурсов, и они постоянно конфликтовали из-за распределения обязанностей. А рядовым работникам было сложно ориентироваться в хаосе задач и правильно расставлять приоритеты.

Внутренний опрос подтвердил нехватку знаний об управлении проектами на всех уровнях организации. На основе этого анализа были разработаны ключевые образовательные результаты:

  • освоение базовых принципов управления проектами всеми участниками;
  • совместный выбор оптимальной системы управления и распределение ролей.

Как обучали

Мы пришли к выводу, что сотрудников необходимо вывести из привычной рабочей рутины, дать им возможность открыто обсуждать существующие проблемы и предложить эффективные способы их решения.

Образовательный трек состоял из двухдневного тренинга и хакатона, который сочетал очную работу с дистанционным обучением для удаленщиков. Видеоуроки, презентации и дополнительные материалы были доступны любому участнику на онлайн-платформе.

Особое внимание уделялось практическим занятиям. Одним из ключевых этапов стал хакатон, во время которого участники разделились на команды и стали соревноваться друг с другом: решать реальные рабочие задачи.

В ходе хакатона участники решают задачи бизнеса, применяя новые подходы и инструменты. В процессе люди обмениваются опытом, взаимодействуют друг с другом и приходят к общим для всех выводам, находят эталонное решение поставленной задачи.

В нашем случае коллеги осваивали инструмент под названием «матрица RACI» (инструмент для управления отношениями в команде; таблица, с помощью которой распределяют полномочия, роли и зоны ответственности в целом. — Прим. ред.). Он является эффективным решением при работе над большими проектами.

Сотрудников разделили на команды. Оценивали друг друга по трем критериям:

  • логичность изложения,
  • полнота содержания,
  • понятность концепции.

Что получилось

В результате участники разработали матрицу, которую впоследствии применили в работе с крупными клиентами. Такой формат позволил:

  • закрепить новые знания,
  • получить опыт использования инструментов управления проектами в условиях ограниченного времени и конкуренции.

Оценка эффективности проекта показала значительное улучшение показателей.

  • Индекс удовлетворенности сотрудников составил 4,5 балла (90%).
  • Время на сбор команды под новый проект сократилось в среднем на неделю.

Использование игровых элементов и соревнований в процессе обучения помогло еще и модифицировать внутренние процессы компании.