Поделиться • 24 декабря 2024
Всем по розетке: как развивается инфраструктура для электрокаров в России и почему все не так плохо, как кажется
Всем по розетке: как развивается инфраструктура для электрокаров в России и почему все не так плохо, как кажется
Текст: Владислав Мазов, генеральный директор сети ЭЗС Artis
Фото: JUICE, Unsplash
Электромобили стремительно завоевывают популярность в России, но отсутствие развитой инфраструктуры для их зарядки и обслуживания остается ключевой проблемой. Какие трудности стоят перед владельцами электрокаров и операторами зарядных станций, что делает государство для поддержки отрасли и как клиентоориентированность влияет на развитие электротранспорта, рассказал «Инк.» Владислав Мазов, гендиректор сети ЭЗС Artis.
По данным агентства «АВТОСТАТ», за 2023 год в России было реализовано 14 тыс. новых электрокаров — в 4,7 раз больше, чем годом ранее. Такой стремительный рост требует соответствующего развития инфраструктуры всей страны. Ведь ее отсутствие сводит на нет все старания по привлечению интереса населения к электромобилям.
Хотя электромобиль предполагает серьезную экономию в долгосрочной перспективе, его высокая стоимость смущает потенциальных покупателей — приобретать электрокар в качестве первого авто пока готовы немногие, особенно после недавних новостей о повышении утильсбора.
Обычно электромобиль выбирают люди, уже знакомые с тяготами эксплуатации автомобиля на двигателе внутреннего сгорания (ДВС) и ищущие менее затратный и более экологичный метод передвижения. Это подтверждает и статистика — рассматривать электрокар в качестве покупки обычно готовы семьи, в которых уже есть авто на ДВС. Еще одним аргументом при принятии решения становятся меры поддержки от государства.
Чтобы нивелировать ценовые изменения и стимулировать продажи электромобилей, их владельцам предоставляется целый ряд льгот: освобождение от уплаты транспортного налога в ряде регионов, свободная парковка на платных паркингах, бесплатные проезд по платным магистралям и зарядка на некоторых электрозарядных станциях Москвы и прочие. А если вам приглянулся отечественный электромобиль — государство предоставит субсидию в размере 35% на его покупку.
Все это — серьезные шаги для популяризации электрокаров и поддержки их владельцев. Но достаточно ли их, чтобы обеспечить стабильный рост рынка электротранспорта в стране? Ведь соответствующая инфраструктура все еще находится на стадии развития.
Главное препятствие на пути развития рынка электромобилей в РФ — недостаток зарядных станций. Почти на 40 тыс. электрокаров в стране (на 1 января 2024 года) сейчас приходится около 7 тыс. электрозаправок.
ЭЗС — это дорогое и сложное оборудование. А в случае недостатка электрической мощности или отсутствия необходимых коммуникаций стоимость установки станции может доходить даже до нескольких миллионов руб. Операторов ЭЗС часто смущают такие большие траты и туманные перспективы в условиях еще развивающегося рынка.
Все это выливается в парадокс — так как рынок электротранспорта в России относительно молод, то и инфраструктура для электромобилей еще недостаточно развита. Однако без развитой инфраструктуры рынок не может расти дальше.
К счастью, государство понимает и признает наличие этой проблемы. Ее намерены решить путем предоставления дополнительных госсубсидий на установку станций операторам, а также реализацией инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль»: планируется ввести в эксплуатацию около 2,8 тыс. быстрых ЭЗС в 2025 году и свыше 3,3 тыс. — в 2026-м.
Еще одна серьезная проблема для отрасли — недостаточное освещение темы электромобилей и ЭЗС в России. Люди не понимают, что это такое и как работает, какие разъемы для заряда существуют и в чем разница между ними.
Вдобавок на ЭЗС часто отсутствуют подробные инструкции по их правильному использованию. Все это вносит путаницу и нарушает целостность инфраструктуры для электромобилей.
Государственные порталы уже начали выпускать обучающие материалы для повышения осведомленности о теме электромобилей у населения, но всем участникам рынка еще предстоит долгая и тяжелая работа в этом направлении.
Низкая осведомленность людей о теме ЭЗС усугубляется недостаточной клиентоориентированностью игроков рынка. Техподдержка ЭЗС часто бывает некомпетентна в вопросах, выходящих за рамки процесса зарядки электрокара: что делать, если авто вдруг выдает ошибку или отказывается запускаться после посещения станции.
Добавляет масла в огонь и неоптимизированная коммуникация между операторами ЭЗС и производителями станций. При возникновении у водителя проблем с зарядкой на станции операторы обычно перекладывают решение этих проблем на производителя ЭЗС, который, в свою очередь, часто закрывает на них глаза. Такой подход превращает посещение зарядной станции в дискомфортный и непредсказуемый опыт.
Всем игрокам рынка необходимо прийти к пониманию, насколько клиентоориентированность важна для ЭЗС и всей отрасли в целом. Особенно сейчас, в начале ее развития.
Также не стоит забывать, что подзаряд авто на ЭЗС занимает больше времени, чем обычная заправка. Однако зарядные станции часто устанавливаются там, где доступны электрические мощности, но нет инфраструктуры для комфортного ожидания: никаких кафе или магазинов.
Частично это связано с длительным процессом получения разрешений на установку станций на муниципальных территориях, а также ограничительными противопожарными нормами. Эти требования, безусловно, важны для обеспечения безопасности, и их соблюдение остается приоритетом. Однако поиск оптимального решения, которое упростит установку ЗЭС и обеспечит рост их числа, продолжается.
Тем не менее государство идет навстречу владельцам электрокаров и операторам ЭЗС и активно вносит корректировки в своды правил. В 2023 году Минстрой разрешил установку медленных ЭЗС на всех уровнях подземных паркингов, а также обязал девелоперов отводить как минимум 5% мест паркинга жилых домов под зарядные станции.
Такой вектор сотрудничества государства и отрасли электротранспорта может привести к отличным результатам. Чем больше удобных и доступных зарядных станций появится, тем больше людей будут готовы перейти на электромобили.
Большинство брендов электромобилей в России китайские, их привозят параллельным импортом. Другими словами, в нашей стране они официально не представлены: нет фирменных дилерских центров или сервисов. Это доставляет неудобство в техобслуживании большинства электрокаров — наблюдается нехватка квалифицированных специалистов и запчастей.
Шаг за шагом сфера сервиса развивается и адаптируется под российский рынок электромобилей. Например, в крупных городах уже работают сервисы аварийной помощи для электрокаров.
С ростом популярности электромобилей в России некоторые компании начали разрабатывать свои модели таких авто, а также запускать локальные производства комплектующих, которые в дефиците в РФ. Доверие к отечественным компаниям растет, и операторы ЭЗС все чаще выбирают российских производителей (SAGA Electro, Е-Пром и других) в качестве поставщиков устанавливаемых станций.
Рынок электромобилей приближается к «точке перелома». Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации предполагает, что объем потребления новых электромобилей в 2030 году может превысить 250 тыс. штук.
Автосервисные компании уже поняли это и начинают работать на опережение: они готовят квалифицированных специалистов по работе с электромобилями и присматривают каналы закупки необходимых комплектующих.
Локализация производства ряда деталей, а в идеале — и электродвигателей, позволит российскому рынку продолжить стабильное развитие
Рынок электромобилей в России активно развивается, а его игроки приходят к пониманию, что создание комфортных условий для эксплуатации электрокаров повысит и спрос на них.
Предстоит еще много сделать — инфраструктура для электромобилей в России пока не соответствует запросам рынка. Например, каршеринг-бизнесы и сервисы доставки уже заинтересованы в электромобилизации своих автопарков, но пока не спешат окончательно «пересаживаться» на электрокары с ДВС из-за недостатка ЭЗС по стране. Таксопарки также рассматривают такую возможность — использовать электромобили в качестве такси начинают в крупных городах с достаточным количеством зарядок, например в Калининграде и Москве.
Аналитики видят разные пути развития российского рынка электротранспорта, но сходятся в одном вопросе. Рынок просто не будет развиваться без реализации государственных инициатив, активного участия игроков рынка, а также повышения осведомленности населения об электротранспорте.