«Инклюзия — это win-win»: в чем для бизнеса выгода нанимать сотрудников с инвалидностью

Поделиться • 10 октября 2025

«Инклюзия — это win-win»: в чем для бизнеса выгода нанимать сотрудников с инвалидностью

«Инклюзия — это win-win»: в чем для бизнеса выгода нанимать сотрудников с инвалидностью

Анна Чернышева
Алексей Транцев

Текст: Анна Чернышева, руководитель HR и направления трудоустройства социальной предпринимательской организации Everland

Алексей Транцев, директор по развитию «Инклюзивного ресурсного центра», автор проекта «Ты можешь все!» в рамках программы «Формула хороших дел»

Фото: Unsplash


В России более 4,3 млн трудоспособных людей с инвалидностью. Из них работают только 26%. По законодательству компании со штатом более 35 человек обязаны трудоустраивать людей с инвалидностью. Но многие все еще опасаются такого подхода к формированию команд, не готовы оборудовать офисы под таких сотрудников и дополнительно обучать их. Во Всемирный день инклюзии расскажем, почему инклюзивный наем реально работающий инструмент поиска хороших специалистов, укрепления команды и повышения лояльности клиентов.

В России более 4,3 млн трудоспособных людей с инвалидностью. Из них работают только 26%. По законодательству компании со штатом более 35 человек обязаны трудоустраивать людей с инвалидностью. Но многие все еще опасаются такого подхода к формированию команд, не готовы оборудовать офисы под таких сотрудников и дополнительно обучать их. Во Всемирный день инклюзии расскажем, почему инклюзивный наем реально работающий инструмент поиска хороших специалистов, укрепления команды и повышения лояльности клиентов.

Вакансий с пометкой «Доступно для соискателей с инвалидностью» действительно становится больше, особенно сейчас, когда компании сталкиваются с кадровым дефицитом, а сотрудники ждут от работодателя не только высокой зарплаты, но и социальной ответственности. Тем не менее, размещение таких вакансий вовсе не гарантирует успешного найма. Компании должны быть готовы к трудоустройству людей с инвалидностью, осознавать преимущества такого подхода для бизнеса и понимать специфику инклюзивной бизнес-модели.

Кадровый потенциал

Согласно прогнозу «Яков и партнеры» (экс-McKinsey), к 2030 году в России не будет хватать от 2 до 4 млн работников. Это означает, что воронку найма придется расширять за счет всех доступных источников.

Между тем по последним данным Росстат, в России проживает более 11 млн человек с инвалидностью. Мы провели исследование и выяснили, что:

  • от 3,3 до 4 млн людей с особенностями здоровья находятся в трудоспособном возрасте. Из них трудоустроено только 26%;
  • 90% людей, которые приобрели инвалидность, будучи уже взрослыми, теряют работу, 53% из них не могут найти новую;
  • 45% людей с инвалидностью имеют высшее или незаконченное высшее образование.

Что еще дает наем людей с инвалидностью бизнесу.

1. Повышение устойчивости команды. Согласно Всемирному докладу об инвалидности от ВОЗ, в странах с низким и средним уровнем дохода около 66,5% общего времени жизни с инвалидностью связано с хроническими заболеваниями. То есть в большинстве случаев инвалидность приобретенная.

Если в компании реализуют инклюзивную политику и реинтегрируют людей с приобретенной инвалидностью, это снижает тревожность внутри коллектива, создает ощущение защищенности, повышает мотивацию.

2. Лояльность потребителей и рост прибыли. Инклюзивность напрямую влияет на репутацию бренда. По данным опроса E+ Change и Better, 68% потребителей по всему миру готовы переплачивать за продукцию социально ответственных компаний.

3. Соблюдение требований законодательства. В России, согласно Федеральному закону от 12.12.2023 № 565-ФЗ, компании со среднесписочной численностью свыше 35 сотрудников обязаны выполнять квоту на трудоустройство людей с инвалидностью. Игнорирование требований влечет за собой штрафы. Квота может быть от 0 до 3% для компаний с численностью 35–100 сотрудников и от 2 до 4% для компаний с численностью свыше 100 работников, но это зависит от региона.

Пошаговое руководство по трудоустройству

Everland занимается интеграцией в работу людей с разной инвалидностью на протяжении девяти лет. На основе накопленного опыта мы выделили базовые шаги, без которых инклюзивное трудоустройство не заработает на практике.


Шаг 1

Провести анализ текущих вакансий


Процесс найма мы начинаем с анализа каждой вакансии, чтобы определить, насколько она доступна для людей с инвалидностью, какие существуют барьеры. К ним мы относим:

  • жесткий график;
  • только сдельную оплату;
  • отсутствие обучения;
  • требование опыта работы от 2 лет;
  • оплату труда за месяц ниже 1 МРОТ или оплату за отдельные задачи ниже рынка;
  • много общения с новыми людьми;
  • отсутствие периода адаптации;
  • работу в офисе, «сырые» позиции (когда меняется оплата, объем задач, функционал).

Важно понимать, что внутри сообщества людей с инвалидностью разнообразие огромно. Это разные виды инвалидности, причины ее возникновения (приобретенная или с рождения), особенности реабилитации портрет кандидата с инвалидностью не универсален.

Поэтому работодатель должен определить, кого он нанимает на работу, для каких нозологических групп (видов инвалидности) вакансия будет доступна, а для каких  нет.

Чтобы это понять, нанимающему персоналу нужно разработать список контрольных вопросов, которые позволят оценить доступность вакансии для кандидатов с инвалидностью. Список таких вопросов зависит от бизнес-процессов компании и особенностей соискателей.

Контрольные вопросы для оценки доступности вакансии для разных нозологических групп. Источник: Everland.

Далее следует посмотреть, что мы действительно можем адаптировать в этой вакансии. Например, можем ли изменить график работы таким образом, чтобы это кардинально не повлияло на бизнес-процессы компании. Допустим, смену в 12 часов мы поделим на шестичасовые между двумя соискателями с инвалидностью с уменьшением зарплаты каждому вдвое.

Важный элемент эффективного инклюзивного найма правильно составить текст вакансии. Мы всегда указываем, для каких нозологических групп (нозологическая группа объединение заболеваний, состояний или отклонений, которые имеют схожие симптомы, признаки или лежащие в основе механизмы развития. Прим. ред.) функционал может быть недоступен, и обязательно поясняем почему. Например, для вакансии «Водитель-курьер» описание ограничений будет выглядеть так.

Ограничения здоровья, при которых вакансия будет недоступна:

  • глухота и тяжелые нарушения речи, потому что требуется устная коммуникация с клиентами, в том числе посредством звонков;
  • нарушения зрения, тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата и ампутация обеих рук, так как требуется вождение автомобиля;
  • ментальные особенности и неврологические нарушения, включая ДЦП, так как требуется оперативно переключаться между заказами.


Шаг 2

Начать поиск через несколько каналов


Недостаточно разместить вакансию на HeadHunter с плашкой «Доступно для соискателей с инвалидностью». Важно определить, где искать кандидатов. Ключевые каналы:

  • сообщества людей с инвалидностью;
  • Всероссийское общество инвалидов (ВОИ);
  • Всероссийское общество глухих (ВОГ);
  • Всероссийское общество слепых (ВОС);
  • региональные некоммерческие организации;
  • центры занятости населения.

Партнерство с ними помогает устанавливать доверительные отношения и поддерживать устойчивый трафик кандидатов. Фото и видео с текущими сотрудниками с инвалидностью, которые рассказывают о своих задачах и опыте работы в компании, один из самых действенных способов взаимодействия с целевой аудиторией.


Шаг 3

Подготовить нанимающие команды


Перед началом трудоустройства важно выстроить методологию, подготовить:

  • материалы по описанию вакансий;
  • инструменты оценки;
  • программу сопровождения;
  • внутренние обучающие курсы.

Также нужно провести работу с нанимающими командами: менеджерами, HR-специалистами, линейными руководителями, штатными сотрудниками. От этого зависит не только адаптация нового специалиста, но и устойчивость всей системы.

Один из ключевых запросов от нанимающих команд как коммуницировать. Здесь всегда больше всего барьеров и страхов: как общаться, как говорить об особенностях здоровья, можно ли указывать на ошибки. Чтобы ответить на этот вопрос, на основе собственного опыта мы разработали словарь по коммуникации в инклюзивной команде.

В нашей практике был такой кейс, когда из-за боязни негативных реакций нанимающая команда не давала обратную связь новому сотруднику с инвалидностью, если он делал какие-то ошибки. В результате сотрудник не знал, что ошибается, а работодатель получал неэффективного работника. Это могло привести к увольнению сотрудника и недовольством обеих сторон.

Но руководство вовремя пересмотрело регулярность обратной связи, формат (с письменной фиксацией промежуточных результатов, достижений и целей) и конфликт удалось предотвратить.


Шаг 4

Продумать методологию процесса трудоустройства


Один из самых уязвимых этапов инклюзивного найма процедура трудоустройства. Составьте прозрачный алгоритм: от первого контакта до выхода на работу. Вот как это сделать:

  • объясните кандидату, как именно будет проходить его трудоустройство какие этапы предусмотрены, сколько длится каждый, как будет происходить коммуникация;
  • при необходимости задайте кандидату вопросы, связанные с особенностями здоровья для обеспечения условий труда. Объясните ему, зачем они задаются, какой информацией он вправе не делиться;
  • заранее проинформируйте нанимающего менеджера об особенностях кандидата, чтобы на интервью не возникло неожиданностей кто-то общается письменно, кто-то говорит медленно.

После успешного прохождения этапов отбора начинается интеграция в команду. Даже если в компании отлажен процесс онбординга, для сотрудника с инвалидностью он почти всегда требует адаптации.

Это не значит, что нужно изобретать все заново, но определенная кастомизация понадобится. Здесь работает принцип универсального дизайна (подход к организации среды, удобной для всех): все, что мы дорабатываем для инклюзивного найма, оказывается удобнее и для остальных сотрудников.


Шаг 5

Учесть юридические особенности инклюзивного найма


При трудоустройстве человека с инвалидностью работодатель должен следовать требованиям трудового законодательства:

  • создать условия труда в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации), которая определяет требования к рабочему месту, режиму труда, допустимым видам нагрузки;
  • установить для людей с инвалидностью I и II групп сокращенную продолжительность рабочей недели не более 35 часов с сохранением в полном объеме заработной платы и гарантий;
  • обеспечить соблюдение гарантий отпуск не менее 30 календарных дней, неоплачиваемый отпуск до 60 дней;
  • привлекать сотрудника с инвалидностью к командировкам, работе в сверхурочном режиме, в ночные смены только с его письменного согласия при отсутствии медицинских противопоказаний и после ознакомления с правом отказа;
  • актуализировать условия труда в случае изменения группы инвалидности.

Чтобы снизить юридические риски, мы рекомендуем создавать внутренние памятки, чек-листы, как корректно нанимать сотрудников с инвалидностью, зачем нужна ИПРА, как формировать условия труда, когда и по каким основаниям можно расторгнуть трудовой договор.

Личный кейс: опыт Алексея Транцева

Инвалидность я получил в 2008 году, когда мне было 18 лет. До этого я целенаправленно готовился к карьере в бизнесе: учился на кафедре общего и стратегического менеджмента в Самарском государственном университете. Но во время одной из экстремальных игр, которыми я увлекался в студенчестве, произошел несчастный случай. Я получил удар током в 10 тыс. вольт, и для спасения жизни врачи ампутировали мне обе руки.

Мне пришлось заново осваивать обычные бытовые навыки. Я искал технологические и практические решения, которые давали бы мне больше самостоятельности. Именно тогда появилось желание двигаться не в сторону бизнеса, как планировал ранее, а в некоммерческий сектор. Причина была прагматичной: я хотел создавать решения, которых не хватало мне самому.

В 2014 году, спустя два года после выхода на открытый рынок труда, я понял, что человеку с инвалидностью сложно интегрироваться в работу коммерческой компании. Инклюзия в те годы еще не была настолько развита, как сегодня. Тогда я решил создать собственную организацию «Инклюзивный ресурсный центр». Она стала первой в Поволжье площадкой, которая продвигала и разрабатывала инклюзивные проекты: от организации туристических походов с участием людей с нарушениями зрения и туристов на колясках до проведения престижных форумов и фестивалей, разработки программ по трудоустройству и блогерских инициатив.

Благотворительность как бизнес

Начинать собственное дело было непросто, но к тому моменту я достаточно разобрался в принципах работы благотворительных проектов. Основные трудности возникали именно в тех сферах, в которых у меня было меньше всего опыта. Например, поначалу я самостоятельно занимался бухгалтерией, и, несмотря на количество методичек по ведению учета, регулярно платил штрафы за несвоевременно сданную отчетность.

Еще одна проблема нехватка специалистов. В первые годы работы организации команда состояла из четырех человек, которым приходилось успевать и организовывать мероприятия, и работать с документами, и выполнять обязанности пресс-секретарей, и при этом еще и подрабатывать в других местах. Разрешить это было сложно, поскольку средств на реализацию проекта не хватало, мы часто бывали в минусе.

Дело дошло до того, что в 2015 году кассовый разрыв составил порядка 200 тыс. руб. Для начинающей НКО это были немаленькие деньги, нехватка которых серьезно влияла на мотивацию и без того маленькой и молодой команды.

Но вскоре наш проект получил премию «Я — гражданин!» на молодежном форуме «иВолга» от Общественной палаты Российской Федерации. Она помогла нам закрыть разрыв и привлекла к «Центру» внимание. С тех пор ситуация с бюджетом начала выравниваться.

  • В первые несколько лет «Центр» получал примерно 800 тыс. руб. в год от «Росмолодежи» и местных грантовых конкурсов.
  • Еще 150–200 тыс. жертвовал нам местный бизнес.
  • Мы участвовали в конкурсах субсидий от профильных министерств, получали поддержку Фонда президентских грантов (мои заявки в разное время выигрывали 11 раз) в размере четырех, девяти и даже 21 млн руб. Подавались и на конкурс Президентского фонда культурных инициатив, по результатам которого получили 6 млн. руб.
  • В разное время до 40% годового бюджета формировалось из госфинансирования.
  • Впоследствии нашими меценатами стали коммерческие компании.

Наша деятельность начала выходить за пределы Самарской области. Постепенно оформилось полноценное партнерство с инклюзивным треком «Росмолодежи», в результате я объездил почти всю страну.

Как монетизировать личный опыт

Переход к публичным выступлениям стал естественным продолжением работы в социальном секторе. В 2017 году мы объехали несколько регионов, где обучали местные команды проектному управлению и коммуникации в инклюзивной среде. Поначалу я выступал бесплатно, организаторы форумов оплачивали только проживание и проезд, но это было не так важно.

Я сделал публичные выступления полноценным бизнесом, который приносит мне основной доход. В среднем я выступаю от четырех до восьми раз в месяц и за одно выступление могу получить от 30 до 100 тыс. руб., но в работе с большим бизнесом гонорары могут быть и больше. Поэтому я не получаю зарплату из государственных грантов в «Инклюзивном ресурсном центре» я скорее очень опытный и квалифицированный волонтер.

Инклюзивный бизнес сейчас

Еще лет семь назад инклюзия воспринималась, скорее, как частная инициатива, чем как системное и востребованное направление. Но с начала 2020-х годов все больше компетенций и наработок внедряются крупными компаниями. В последние пять лет я стал получать приглашения не только от общественных организаций и волонтерских центров, но и от крупных компаний, культурных учреждений, органов власти. Им стали интересны тренинги, мотивационные сессии, программы по формированию инклюзивных команд.

Сегодня только по направлению работы с бизнесом наш оборот составляет несколько десятков миллионов рублей в год, а лично мой доход и доход моих тренеров превысил 4,5 млн руб. за прошлый год.

Один из наших проектов сотрудничество с Банком России, который уже второй год подряд реализует масштабную программу по трудоустройству молодых людей с инвалидностью в девяти городах страны. Мы отвечаем за разработку и реализацию адаптационной тренинговой программы:

  • как работать с коллегами с ОВЗ;
  • как грамотно выстраивать коммуникацию;
  • какие задачи делегировать;
  • как готовить наставников;
  • какие условия необходимо создавать.

Эту программу мы разрабатываем с участием тренеров с собственным опытом жизни с инвалидностью: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Подобные форматы мы пробуем и с другими компаниями.

Сейчас молодежь с ОВЗ все чаще получает качественное образование, вузы становятся доступнее, а технологии от слуховых аппаратов до высокотехнологичных протезов открывают новые возможности.