ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

Поделиться • 2 сентября 2025

ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

обложка
Лилия Самохина

Текст: Лилия Самохина, юрист, специалист по финансовому праву

Фото: Unsplash


ИП и ООО — наиболее популярные и удобные формы ведения деятельности для малого и среднего бизнеса. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Например, зарегистрировать ИП быстрее и проще, но это неотделимо от физического лица, в том числе репутационно. Для оформления ООО, в свою очередь, потребуется больший перечень документов, зато учредители не рискуют ни репутацией, ни личным имуществом. Разберемся, какие еще есть отличия.

ИП и ООО — наиболее популярные и удобные формы ведения деятельности для малого и среднего бизнеса. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Например, зарегистрировать ИП быстрее и проще, но это неотделимо от физического лица, в том числе репутационно. Для оформления ООО, в свою очередь, потребуется больший перечень документов, зато учредители не рискуют ни репутацией, ни личным имуществом. Разберемся, какие еще есть отличия.

ИП — это фамилия, имя, отчество физического лица. Безусловно, при осуществлении деятельности можно использовать, например, товарный знак, но юридической обособленности все равно не будет.

ООО — это самостоятельная сущность. Учредители передают свои уставные вклады, иное имущество, по желанию создают органы управления, но общество — отдельный субъект, существующий обособленно от своих создателей. Юрлицо обладает процессуальной самостоятельностью, имеет обособленное имущество и отвечает этим имуществом по обязательствам.

В чем еще разница

Рассмотрим другие основые отличия.

  • Виды деятельности. Не любую деятельность можно вести через ИП. Например, производство и распространение алкогольной продукции (с нюансами), банковская, фармацевтическая деятельность могут осуществляться только через зарегистрированное юридическое лицо с получением всех необходимых разрешительных документов.
  • Управление. Индивидуальный предприниматель является руководителем своей деятельности. Он может вести бизнес как сам, так и с привлечением работников. В обществе с ограниченной ответственностью создаются органы управления, как правило, на начальном этапе назначается генеральный директор. Управление также может быть передано управляющей компании.
  • Степень ответственности. Индивидуальный предприниматель несет ответственность практически всем своим имуществом физического лица по долгам бизнеса. Не может быть обращено взыскание на единственное жилье должника и минимально необходимую сумму для проживания предпринимателя и лиц, находящихся на его иждивении. Учредители ООО несут ответственность в размере переданного уставного капитала, но при условии, что именно действия учредителей не привели к неблагоприятной финансовой ситуации и имеющимся задолженностям. Однако факт таких действий необходимо доказывать, должны быть обоснованные аргументы. Простое стечение обстоятельств, особенности бизнеса или неблагоприятные экономические условия, приведшие к негативным последствиям, не влекут за собой автоматического привлечения учредителей к финансовой ответственности за деятельность общества.

Регистрация бизнеса

Для регистрации индивидуального предпринимателя необходимы следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в установленной законом форме;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. (при регистрации электронно или через нотариуса оплачивать госпошлину не надо);
  • паспорт (предъявляется лично).

Могут понадобиться дополнительные документы при наличии особенностей статуса физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя.

  • Для иностранных лиц и лиц без гражданства необходимо дополнительно подтверждать право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации. При отсутствии информации об адресе регистрации будущий предприниматель должен представлять документ, подтверждающий в установленном российским законодательством порядке адрес места жительства физического лица.
  • Если в качестве ИП регистрируется несовершеннолетний, необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности или документ, подтверждающий, что несовершеннолетний признан полностью дееспособным. Это может быть решение суда или органа опеки и попечительства, а также свидетельство о браке.
  • При намерении осуществлять некоторые виды деятельности (образование, воспитание, развитие несовершеннолетних, организация их отдыха, медицинского обеспечения, социальная защита и социальное обслуживание, детско-юношеский спорт, культура и искусство с участием несовершеннолетних, а также перевозка пассажиров и багажа) необходимо предоставлять также справку о наличии (отсутствии) судимости или факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Документы можно подать непосредственно в инспекцию:

  • лично — через МФЦ;
  • через нотариуса;
  • удаленно — по почте с объявленной ценностью и описью вложения, или в электронном виде — через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса», или через уполномоченные банки.

Срок регистрации составляет три рабочих дня.

Комплект документов при регистрации общества с ограниченной ответственностью больше и сложнее. Потребуется:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица при создании в установленной законом форме;
  • решение единственного учредителя о создании или протокол общего собрания учредителей;
  • устав, если не используется типовая форма устава (можно выбрать из 36 утвержденных вариантов);
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. руб. (при регистрации электронно или через нотариуса, оплачивать госпошлину не надо).

Взнос учредительного капитала на стадии регистрации не обязателен. Это необходимо сделать в течение четырех месяцев в порядке, предусмотренном уставом и учредительным документом, с учетом требований действующего законодательства.

Взнос может быть и денежными средствами, и ценными бумагами и имуществом. Но то, как определяется стоимость взноса (кто и по каким принципам оценивает имущество — учредители или независимый оценщик) и порядок внесения такого имущества (сроки, оформление и прочие юридические нюансы) должны соответствовать действующему законодательству и не противоречить документам общества.

Приведу пример. Учредители, владеющие равными долями, договорились, что:

  • взнос одного из учредителей — недвижимое имущество, офисное помещение;
  • стоимость взноса определяется по кадастровой стоимости имущества;
  • помещение передается в собственность общества в течение трех месяцев с даты регистрации юрлица (для этого надо подать документы о передаче в Росреестр);
  • остальные учредители в течение трех месяцев перечисляют на расчетный счет общества сумму, соответствующую кадастровой стоимости имущества (взносу первого учредителя). Оплата третьими лицами недопустима.

Общество регистрируется по адресу местонахождения постоянно действующего исполнительного органа. Оно может быть зарегистрировано по домашнему адресу генерального директора.

Документы на регистрацию ООО можно подать:

  • лично;
  • через нотариуса;
  • электронно через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».

Срок регистрации — пять рабочих дней.

Электронная подпись

Для дальнейшего ведения бизнеса необходимо получить квалифицированную электронную подпись (КЭП), или, по другому, — ЭЦП (электронную цифровую подпись).

Сделать это можно в налоговых органах или получивших аккредитацию удостоверяющих центрах. КЭП получает индивидуальный предприниматель или генеральный директор. Для этого нужно представить:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ИНН и ИНН/ОГРН (для юридического лица), ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей).

Для КЭП нужен носитель, имеющий соответствующий сертификат. Его можно приобрести у производителей, у доверенных лиц (Сбербанк, «Банк ВТБ», «ТБанк», «Банк ПСБ», «Аналитический центр», ЕЭТП) или в вендинговых аппаратах, расположенных в налоговых органах.

КЭП делается на месте в течение 15 минут.

Ликвидация бизнеса

Если физическое лицо хочет прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, ему необходимо предоставить в налоговый орган:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины в 160 руб. (не оплачивается при подаче документов электронно);
  • справка от Фонда пенсионного и социального страхования РФ, подтверждающая, что предприниматель в полном объеме представил необходимую информацию и оплатил все страховые взносы. Если такой документ не будет представлен, налоговые органы запросят ее самостоятельно в рамках межведомственного обмена.

Срок проведения регистрационных действий — пять рабочих дней. На шестой рабочий день лицу предоставляют лист записи ЕГРИП с подтверждением прекращения деятельности либо решение об отказе в государственной регистрации с указанием причин отказа.

Ликвидация юрлица проходит в несколько этапов:

  • в течение трех дней с даты принятия решения о ликвидации, о принятом решении уведомляется регистрирующий орган, формируется ликвидационная комиссия (назначается ликвидатор), о чем также необходимо уведомить регистрирующий орган;
  • публикуются сведения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» и на ФедРесурсе;
  • на стадии расчета с кредиторами и дебиторами формируется промежуточный ликвидационный баланс, о чем также необходимо уведомить регистрирующий орган. Если имущества для удовлетворения всех требований кредиторов недостаточно, общество обязано сообщить о своем банкротстве.
  • После закрытия всех вопросов с кредиторами и контролирующими органами подается ликвидационный баланс и уведомление о ликвидации юридического лица.
  • На основании уведомления регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет заявителю Лист записи.

Вся процедура занимает от четырех до шести месяцев, но не более года.

Ликвидация ООО прекращает все его обязательства (за некоторым исключением), тогда как прекращение деятельности ИП снимает с физического лица дальнейшие вопросы по его деятельности, а вот за период, когда статус был действующим, человек несет полную ответственность своим имуществом.

Расчет налогов

Хотелось бы предостеречь ИП от легкомысленного отношения к ведению документов и распоряжению денежными средствами.

Одних абсолютных цифр для определения наиболее выгодного налогового режима недостаточно. Может сложиться ситуация, при которой налог на прибыль в 25% окажется меньше по сумме, чем НДФЛ в 13% из-за невозможности учета ряда расходов.

Например, если индивидуальный предприниматель по семейным обстоятельствам вынужден прожить за пределами России более шести месяцев, он теряет статус налогового резидента. Это влечет за собой автоматическое повышение ставки налога на доходы физических лиц до 30%.