«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Поделиться • 8 июля 2025

«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Александр Жаданов

Текст: Александр Жаданов, CEO IDS Borjomi

Фото: предоставлено Александром Жадановым


В 2006 году, всего через пару месяцев после моего прихода в «Боржоми», компании запретили ввоз продукции в Россию. Это была катастрофа: 85% у нас приходилось на российский рынок, оборот был под $100 млн. А тут в один день лишились крупнейшего рынка. Расскажу, как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми», какие ошибки мы допустили и какие уроки усвоили.

В 2006 году, всего через пару месяцев после моего прихода в «Боржоми», компании запретили ввоз продукции в Россию. Это была катастрофа: 85% у нас приходилось на российский рынок, оборот был под $100 млн. А тут в один день лишились крупнейшего рынка. Расскажу, как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми», какие ошибки мы допустили и какие уроки усвоили.


Урок № 1 Не бояться сменить команду


Из-за запрета наш продукт в один день исчез с полок. В экстренных условиях мы начали искать активы, за которые можно зацепиться, чтобы сохранить бизнес. Так появился «Эдельвейс» — завод в Липецке, который мы купили у «Газпрома». На тот момент бренд был региональным, но с реальным производством и источником воды.

Тогда же мы поняли, что старая команда не справляется. Компания не привыкла конкурировать, бороться за аудиторию, ведь раньше «Боржоми» и так покупали.

Маркетинг, продажи буксовали. Выяснилось, что команда, умеющая «распределять дефицит», абсолютно не годится для активного продвижения нового продукта. Проще было собрать новую, что мы и сделали. Из прежнего состава остался один человек.


В конце концов я пришел к выводу, что разные жизненные циклы компании определяют необходимые компетенции команды. Какие-то сотрудники хороши на старте, когда нужна энергия и драйв, а другие — на этапах масштабирования компании. Универсалов немного.


Урок № 2. Надо продавать не продукт, а ритуал потребления


Я работаю в категории напитков с 1995 года и хорошо помню, как для российского потребителя вода делилась на два типа — газированная и негазированная. Все, что с пузырьками, называли «минералкой» и время от времени покупали.

Негазированную же воду никто не воспринимал как повседневную покупку, у людей не было такой привычки. В 90-е и 2000-е годовое потребление бутилированной воды на душу населения было кратно меньше, чем, например, пива.


Тогда мы поняли, что если нет привычки, ее надо создать. Нельзя просто поставить бутылку на полку и ждать, что ее начнут покупать. Нужно объяснить, зачем вообще человеку покупать обычную бутилированную воду.

Поэтому в маркетинговых коммуникациях мы начали делать ставку не на воду как таковую, а на ритуал ее потребления. Это выражалось:

  • в упаковке;
  • в позиционировании;
  • в коммуникации.

Мы ушли от медицинского языка и разговоров о пользе воды в сторону образа жизни. Визуально и эмоционально старались интегрировать продукт в повседневность.

Для этого мы начали формировать новые сценарии потребления: начинать утро с глотка воды, брать с собой «3 бутылки по 0,5» как дневную норму воды, пить вместе с перекусами, обедом или ужином.

Мы продвигали эти моменты как естественные и удобные в ритме города. Работали с форматами упаковки под конкретные сценарии: спортивные бутылки — для активных, семейные большие форматы — для дома, компактные — для офиса или машины.

И, конечно, тренд на ЗОЖ помог: мы старались показать, что чистая питьевая или минеральная вода — разумная альтернатива напиткам с сахаром. Все это вместе превращало потребление воды в элемент ритуала — и связывало ритуал с нашими брендами.


«Эдельвейс» стал для нас полигоном для экспериментов: на заводе мы наладили производство, на его бренде выстроили свой маркетинг и логистику, собрали новую команду, отработали дистрибуцию.

Нашим следующим шагом стала покупка «Святого Источника»: бренд принадлежал Nestlé, но был не в лучшей форме. Годовые продажи упали до чуть больше 20 млн бутылок. Сумму сделки я раскрыть не могу, но могу сказать, что это была справедливая цена за актив с большим потенциалом.

Что мы сделали на старте:

  • провели ребрендинг;
  • перезапустили продукт;
  • обновили упаковку;
  • выстроили продвижение и дистрибуцию.

Через два года бренд стал лидером на рынке бутилированной воды.

А в 2013 году в Россию вернулся и «Боржоми». После сделки с «Альфа-групп» (компания купила контрольный пакет акций бренда), мы получили мощную поддержку и за несколько месяцев восстановили дистрибуцию по всей стране.


Урок 3. Надо фокусироваться на одной категории товаров


Когда у тебя появляется хотя бы какой-то успех — особенно на сложном рынке — возникает соблазн: хочется всего и сразу. Например, пойти в лимонады, в квас, соки, и снеки. Казалось бы, ты уже знаешь, как работает рынок, так зачем ограничивать себя?

Я это проходил. В 90-х мы с партнерами продавали лимонады, но как только что-то начало получаться — слишком быстро захотели большего. Полезли сразу во все: параллельно запустили несколько линеек, начали расширять ассортимент, хотя нужно было укреплять то, что уже приносило доход.

Результат? Вместо усиления позиций — размывание. Команда выдохлась, ресурсы ушли на поддержку множества направлений, а фокус потерян. Продажи новых линеек не оправдали вложений, прибыль просела. Это был болезненный урок.

Российский рынок напитков весьма емкий — около 1,2 трлн руб. В нем еще много возможностей для роста. Поэтому мы в «Боржоми» не пытаемся успеть все и сразу, а делаем то, что хорошо знаем и умеем, внедряем новые категории и форматы очень плавно. Вот что мы уже сделали:

  • стали продавать воду в жестяных банках;
  • запустили линейку минеральной воды с натуральной ароматизацией, без сахара и калорий;
  • вывели на рынок премиальные лимонады с натуральным соком;
  • в «Святом Источнике» начали активно развивать категорию «Вода+», запустив воду с ароматами, разными вкусами, соками. Они не такие «скучные», как просто вода, но и не такие сладкие, как газировка.

Сейчас мы потихоньку продвигаемся в другие категории рынка напитков, на котором главенствующие позиции занимают PepsiCo и Coca-Cola. Наша цель — к 2030 году выйти на выручку в 100 млрд руб.


Урок 4. Уметь поставить себя на место ретейлера


В категории FMCG (Fast-Moving Consumer Goods — потребительские товары) есть жесткое правило: ты можешь выиграть креативом, медийностью, узнаваемостью, но все это теряет смысл, если проиграл на полке.

Вода может быть идеальной: с историей, с легендой, с прекрасным вкусом и интересной упаковкой, но если она стоит на «уровне шнурков», то есть вне поля зрения покупателей, внизу, для них ее попросту не существует.

При этом важно помнить не только о ценности своего продукта для потребителей, но и о KPI для магазинов. Для успеха в продуктовом ретейле нужно уметь выстраивать стратегические партнерства с торговыми сетями, ставить себя на место байера.

Это постоянная, сложная и кропотливая работа. Мы выстраивали отношения с X5 Group, «Магнитом», «Лентой», «ВкусВиллом» годами. Провели десятки встреч, написали множество сопроводительных текстов и промо, сделали несколько редизайнов. Под каждого ретейлера подбирали индивидуальный подход, поскольку у каждого свои KPI, экономика и свои поведенческие паттерны потребителей.


Вода — продукт с низкой маржой, высокой конкуренцией и огромным ассортиментом, а у ретейлера каждый сантиметр полки — зона доходности.

Мы достаточно давно внедрили инструменты как визуального, так и косвенного контроля присутствия товара на полках. Сегодня это уже не просто разовые аудиты — мы следим за выкладкой в режиме реального времени с помощью автоматизированного фото-распознавания.

Анализируя фотографии полок, система каждый день проверяет:

  • наличие продукта;
  • количество единиц;
  • долю полки (показатель, который показывает, какую часть от общего пространства на полке занимает товар — Прим. ред.);
  • остатки в системе, отслеживает ситуации out of stock и запускает корректирующие действия.

Наши решения включают прогностические модели, которые строятся на основе:

  • данных о товарном соседстве;
  • ценах;
  • динамике продаж по всей категории.

Эти модели показывают возможные изменения на полке и предлагают варианты, как оперативно скорректировать ситуацию: от перестановки товара до изменения промо или работы с ценовым позиционированием.


Если дистрибуция есть, а «уходимость» товара с полки не растет, значит, что-то не так с полкой, ценой или окружением продукта. Задача автоматических систем — быстро это подсветить и дать решение.


Урок 5. Каждому продукту — свое время


Были ли у нас продукты, которые провалились? Конечно. Один из самых запомнившихся кейсов — история с шорле на базе «Эдельвейса».

Мы вдохновились западным трендом — созданием воды с соком, например, Apfelschorle и Rotte Schorle. Мы сделали продукт, но рынок его не принял.

Потом мы поняли, в чем причина провала. Это был конец 2000-х годов, и в России просто не было культуры потребления таких напитков. Через некоторое время мы свернули проект.


Иногда рынок не готов к новому продукту, и это нормально.

Но мы не отказались от этой идеи навсегда. Через несколько лет вернулись к этой категории напитков в рамках бренда «Святой Источник» и в маркетинге сделали упор на пользу для здоровья и разнообразие вкусов.

У потребителей уже появился спрос на «здоровые альтернативные товары», привычка смотреть на состав, интерес к категории «вода плюс». Мы просто подождали — и зашли в правильный момент.


С тех пор у нас есть четкое правило: если бренд за два-три года не выходит на операционную окупаемость — закрываем его. Неважно, насколько он «инновационный».


Урок 6. Уважать культурные коды


Мы убедились в этом, когда начали продвигать «Боржоми» за пределами СНГ. Продукт — тот же, команда — сильная, маркетинг — выверенный, с понятным позиционированием. Но паттерн потребления, который так хорошо работает в СНГ, в других странах просто не зашел. Точнее, оказался актуален только для узкой группы эмигрантов из бывшего СССР.

Например, если в России воспринимают минеральную воду как необходимость, часть заботы о себе и своем здоровье, то в Китае, как мы убедились на своем опыте, все устроено иначе.

  • Во-первых, в традиционной китайской медицине считается, что употребление холодной воды может быть вредным для здоровья, поэтому в КНР исторически предпочитают пить теплую или горячую воду.
  • Во-вторых, из-за особенностей экологической обстановки в Китае вода из подземных скважин воспринимается потребителями как грязная. Другое дело — вода из поверхностных водохранилищ, горных озер, например.

В США, как мы выяснили в ходе анализа, к воде тоже совсем другое отношение. Американский рынок либо ждет ультрапремиальный экологически чистый продукт с историей, либо воспринимает воду как часть лайфстайла (продукт, который нужен, например, во время пробежек и занятий спортом). При этом речь идет о негазированной воде.


«Боржоми» же на зарубежном рынке оказался просто «солоноватой странной водой».

Дошло до того, что когда мы обсуждали маркетинговую стратегию «Боржоми» в одной консалтинговой компании Нью-Йорка, партнер попробовал «Боржоми» и подумал, что со стаканом что-то не то: «Официант, вы точно вымыли этот стакан? Что это за привкус?».

Газированную минералку в США пьют очень мало — чаще предпочитают негазированную или же сладкие содовые. Хотя есть и окно возможностей. Это латиноамериканская аудитория, для которой газированная вода — культурная норма, и этот сегмент в США растет.

Даже сильный бренд не может просто «переехать» в другую страну. Нужно изучать культурные коды, понимать, как именно в этом обществе воспринимают воду, какой статус она имеет.