Поделиться • 18 августа 2025
От Чертанова до цифровых двойников: почему советская мечта об умном городе воплощается только сейчас
От Чертанова до цифровых двойников: почему советская мечта об умном городе воплощается только сейчас

Традиция продуманных жилых кварталов восходит к советскому прошлому. Но если тогда проекты слишком опередили свое время и не осуществились в силу недостаточно развитых технологий, то сейчас все условия для реализации есть. То, что раньше было дорого и трудоемко в обслуживании, — датчики, автоматизированный контроль строительства и эксплуатации, цифровые двойники — все доступнее. Расскажу, как современные технологии меняют градостроительство в России и в мире.
Традиция продуманных жилых кварталов восходит к советскому прошлому. Но если тогда проекты слишком опередили свое время и не осуществились в силу недостаточно развитых технологий, то сейчас все условия для реализации есть. То, что раньше было дорого и трудоемко в обслуживании, — датчики, автоматизированный контроль строительства и эксплуатации, цифровые двойники — все доступнее. Расскажу, как современные технологии меняют градостроительство в России и в мире.
В 1970-е микрорайон Северное Чертаново задумывался как идеальный жилой «остров» будущего — с подземными дорогами, централизованной системой управления объектами, пневматическим сбором мусора, теплыми коридорами — переходами между домами. Но к 90‑м годам стало понятно, что многие из этих инженерных решений оказались слишком сложны для обслуживания. Спустя полвека концепция цельной и технологичной среды возвращается и для ее реализации уже значительно больше возможностей.
Автоматизация может не ограничиваться только зданиями и отдельными сервисами, а охватывать весь город. Превращать его в экосистему, где элементы взаимодействуют между собой с помощью сетей устройств, способных собирать и передавать данные, а также технологий, которые анализируют эту информацию. Очертания будущего видны в трех областях управления городом.
Сегодня здание превращается в точку сбора и передачи данных, элемент городской цифровой инфраструктуры. Новые объекты проектируются как часть системы: с учетом нагрузки на сети, транспорта, ЖКХ. Это выражается в технологиях, которые используют строительные компании.
1. BIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий) и цифровые двойники. Моделирование позволяет лучше учитывать не только архитектуру здания, но и взаимодействие с сетями, дорожной инфраструктурой, транспортными потоками и окружающей средой. Уже на этапе проектирования можно быстрее рассчитать нагрузки на коммуникации, выявить узкие места, снизить риски аварий и дорогостоящих переделок, чем это делалось бы ранее вручную.
Все данные о проектировании, материалах, инженерных системах и ремонтах фиксируются в цифровом паспорте объекта. Это позволит в будущем оптимально планировать реновацию, своевременно заменять изнашиваемые элементы и продлевать срок службы зданий.
Для строительных компаний — это не визионерство ради визионерства. В среднем, по данным Deloitte, цифровые инструменты позволяют ускорить строительство на 10–20% за счет сокращения непредвиденных задержек и оптимизации процессов.
2. Системы управления зданиями как часть городской диспетчеризации. Здания нового поколения оснащаются BMS-системами (Building Management Systems — система управления зданием), которые можно подключать к централизованным городским центрам. Такой ресурс позволит городу:
3. Контроль строительства. Цифровизация затрагивает и сам процесс строительства: отслеживается движение техники, логистика материалов, соблюдение графиков. Это сокращает сроки, повышает безопасность и минимизирует издержки. В ряде российских проектов использование цифрового контроля позволило ускорить сдачу объектов на 5–10%.
В то же время государственным службам становится проще следить за соблюдением норм строителями: как и куда вывозится строительный мусор, не нарушаются ли правила по шумовому загрязнению и загрязнению воздуха, куда и в каком объеме сбрасываются стоки.
Назову главные факторы, которые тормозят развитие умных городов.
Ключевой вызов для развития умного города не в технологиях, а в кадрах. Цифровизация меняет требования к профессиям:
Для построения умных городов нужны кадры в BIM, аналитике, кибербезопасности. Массовое образование не успевает за спросом — необходимы программы переподготовки и партнерства вузов с отраслью. Один из редких на сегодня примеров — программа «Урбанистика» в ИТМО.
Чтобы цифровые решения не «умирали» после внедрения, в проектах понадобится новая роль внешнего координатора, который ведет проект от запуска до передачи в эксплуатацию. Это не просто интегратор, а человек или команда, которые на каждом этапе следят, чтобы все работало не только на бумаге. Роль такого специалиста — стать «мостом» между застройщиком, управляющей компанией и городом, особенно там, где у текущих игроков нет ресурсов и компетенций, чтобы внедрять цифровизацию самостоятельно.
Сейчас у ведомств собственные информационные системы, а для полноценного умного города нужна общая платформа. База для ее создания есть. Например, ЦОДД в Москве, один из лидеров по интеграции транспортных данных, использует API-обмен с «Яндексом», парковками и другими городскими сервисами.
Также в столице с 2019 года работает «Цифровой двойник Москвы» — точная 3D-копия столицы в виртуальной реальности, на которую нанесены все инженерные и транспортные коммуникации. Платформа помогает планировать и контролировать ход строительства жилых, промышленных и социальных объектов.
Еще один пример — платформа ГИС ТОР КНД (типовое облачное решение контрольно‑надзорной деятельности), разработанная для прокуратуры. Платформа включает модуль для сбора данных, в том числе с датчиков IoT (экология, ЖКХ, технический надзор и другие). После система связывает информацию с другими государственными решениями, включая ГИС ЖКХ и СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия), что обеспечивает прямую передачу данных о нарушениях.
Аналогичной по масштабу платформы от Минстроя нет, но ее основа формируется. В рамках проекта «Умный город» запущен Национальный центр компетенций, сформированы «Банк решений» и стандарты для цифровой интеграции городской среды. В дорожной карте ведомства предусмотрены пилоты с использованием государственных API, 5G и edge‑технологий. Также в январе 2025 года в тестовом режиме обновили портал ГИС ЖКХ, открывающий данные для жителей и специалистов отрасли.
В сфере парковок, такси, доставки, УК, операторов связи данные собирают частные операторы. Важно выработать правовые и технологические механизмы безопасного обмена информацией между государственными и частными игроками. Также сдерживает внедрение решений отсутствие единых стандартов и регламентов, хотя работа здесь идет.
В Москве уже тестируются пилоты с применением 5G и edge-обработки — когда данные предварительно анализируются на самих устройствах, а в ЦОД передается необходимая выжимка. При этом высокая пропускная способность критична в основном для видеопотоков: большинство других данных не столь объемны.
Важнее становится стабильность канала, минимизация задержек и потерь, а с этим в России в последние месяцы есть определенные проблемы. Например, в июне 2025 года в стране зафиксировали 655 случаев отключения интернета. Вводимые с целью безопасности ограничения могут усложнить работу умного города.
Для мегаполисов, как Москва, необходима не только защита от технических сбоев, но и устойчивость к внешним воздействиям. При проектировании внимание уделяется кибербезопасности, резервированию каналов связи, созданию выделенных сетей и оперативному мониторингу угроз в реальном времени.
Например, крупные объекты — такие как Сколтех и ИТМО — уже внедрили изолированные защищенные сети и собственные дата-центры, во многом за счет федеральной поддержки и развития инфраструктуры ЦОД.
Нужно заменить устаревшие светофорные контроллеры, обновить инженерные сети:
В Москве и некоторых других городах работа уже ведется, но масштабной цифровой трансформации пока мешает разрозненность данных и устаревшее оборудование. Однако понимание задачи и первые шаги уже есть — остается выстроить устойчивую связку между физической и цифровой средой.
Если удастся объединить усилия государства, бизнеса и образовательной сферы, умные города перестанут быть футуристическим проектом.
Обозначим точку, в которой находится сегодня столица.
| Транспорт | ЖКХ |
|---|---|
| ЦОДД совместно с системой умных светофоров проводит реформу транспортной инфраструктуры. | В новых жилых комплексах активно внедряются системы управления батареями и умные счетчики — около 3 тыс. объектов соцсферы и 6 тыс. многоквартирных домов оснащены датчиками учета ресурсов. |
| Модернизация почти завершена. | Сейчас пилотируются холодные сети — это системы централизованного снабжения холодной водой через распределительную инфраструктуру. Технология позволяет более точно контролировать подачу и качество воды, готовятся тестовые проекты с IoT-датчиками в жилых районах и объектах соцсферы. |
| Экология | Энергетика |
| Сенсоры мониторинга воздуха, воды и строительства уже внедряются на отдельных площадках. | «Мосэнерго» развивает умные сети на отдельных площадках, применяя NB‑IoT датчики и цифровую телеком‑инфраструктуру. |
| Однако унифицированной сети сенсорного покрытия на территории всего города пока нет; мониторинг по-прежнему точечный и неохватный. | Тем не менее городская энергетическая сеть еще не полностью охвачена — модернизация продолжается. |