От Чертанова до цифровых двойников: почему советская мечта об умном городе воплощается только сейчас

Поделиться • 18 августа 2025

От Чертанова до цифровых двойников: почему советская мечта об умном городе воплощается только сейчас

От Чертанова до цифровых двойников: почему советская мечта об умном городе воплощается только сейчас

Андрей Чекан

Текст: Андрей Чекан, соучредитель компании ЛИИС

Фото: Unsplash


Традиция продуманных жилых кварталов восходит к советскому прошлому. Но если тогда проекты слишком опередили свое время и не осуществились в силу недостаточно развитых технологий, то сейчас все условия для реализации есть. То, что раньше было дорого и трудоемко в обслуживании, — датчики, автоматизированный контроль строительства и эксплуатации, цифровые двойники — все доступнее. Расскажу, как современные технологии меняют градостроительство в России и в мире.

Традиция продуманных жилых кварталов восходит к советскому прошлому. Но если тогда проекты слишком опередили свое время и не осуществились в силу недостаточно развитых технологий, то сейчас все условия для реализации есть. То, что раньше было дорого и трудоемко в обслуживании, — датчики, автоматизированный контроль строительства и эксплуатации, цифровые двойники — все доступнее. Расскажу, как современные технологии меняют градостроительство в России и в мире.

В 1970-е микрорайон Северное Чертаново задумывался как идеальный жилой «остров» будущего — с подземными дорогами, централизованной системой управления объектами, пневматическим сбором мусора, теплыми коридорами — переходами между домами. Но к 90‑м годам стало понятно, что многие из этих инженерных решений оказались слишком сложны для обслуживания. Спустя полвека концепция цельной и технологичной среды возвращается и для ее реализации уже значительно больше возможностей.

Будущее уже здесь

Автоматизация может не ограничиваться только зданиями и отдельными сервисами, а охватывать весь город. Превращать его в экосистему, где элементы взаимодействуют между собой с помощью сетей устройств, способных собирать и передавать данные, а также технологий, которые анализируют эту информацию. Очертания будущего видны в трех областях управления городом.

  • ЖКХ, включает управление энергоэффективностью, бытовыми отходами, умным домом. Например, в Барселоне цифровые датчики и системы регулирования освещения позволили снизить энергозатраты на 30% и сэкономить более €33 млн в год. В России также есть успешные проекты, когда умные дороги позволяют повысить безопасность и снизить аварийность на отдельных участках.
  • Управление трафиком, в том числе умные камеры и беспилотный транспорт. В Питтсбурге развернутая 13 лет назад система управления дорожным движением позволила сократить время в пути на 25%, время простоя — на 40%, прогнозируемый объем выбросов — на 21%.
  • Экомониторинг и энергетическая самодостаточность, включая использование энергии из возобновляемых источников, внедрение электротранспорта и другие инициативы. Здесь пример ближе к столице: система контроля за транспортировкой строительных отходов в Подмосковье. Благодаря ее появлению число нелегальных свалок снизилось на 61% и привело к экономии бюджета в 150 млн руб. с 2021 по 2024 год. Похожую систему для Москвы представили в июне 2025 года — в ней уже работают более 3,8 тыс. компаний.

Цифровая инфраструктура

Сегодня здание превращается в точку сбора и передачи данных, элемент городской цифровой инфраструктуры. Новые объекты проектируются как часть системы: с учетом нагрузки на сети, транспорта, ЖКХ. Это выражается в технологиях, которые используют строительные компании.

1. BIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий) и цифровые двойники. Моделирование позволяет лучше учитывать не только архитектуру здания, но и взаимодействие с сетями, дорожной инфраструктурой, транспортными потоками и окружающей средой. Уже на этапе проектирования можно быстрее рассчитать нагрузки на коммуникации, выявить узкие места, снизить риски аварий и дорогостоящих переделок, чем это делалось бы ранее вручную.

Все данные о проектировании, материалах, инженерных системах и ремонтах фиксируются в цифровом паспорте объекта. Это позволит в будущем оптимально планировать реновацию, своевременно заменять изнашиваемые элементы и продлевать срок службы зданий.

Для строительных компаний — это не визионерство ради визионерства. В среднем, по данным Deloitte, цифровые инструменты позволяют ускорить строительство на 10–20% за счет сокращения непредвиденных задержек и оптимизации процессов.

2. Системы управления зданиями как часть городской диспетчеризации. Здания нового поколения оснащаются BMS-системами (Building Management Systems — система управления зданием), которые можно подключать к централизованным городским центрам. Такой ресурс позволит городу:

  • в реальном времени точнее балансировать энергопотребление, особенно в периоды пиковых нагрузок;
  • качественнее прогнозировать и быстрее локализовать аварии, поскольку данные BIM, BMS и иных источников обогащают общее озеро данных, — можно обучать ИИ и иметь больше информации для принятия решений;
  • лучше понимать, не создает ли строительство ЖК в конкретном месте риски аварий, чрезмерной нагрузки на инфраструктуру и систему водоотведения, а также обосновывать решения в рамках утверждения или коррекции объектов;
  • экономить на датчиках мониторинга: если они установлены в домах, проверены и зарегистрированы, нет необходимости их дублировать.

3. Контроль строительства. Цифровизация затрагивает и сам процесс строительства: отслеживается движение техники, логистика материалов, соблюдение графиков. Это сокращает сроки, повышает безопасность и минимизирует издержки. В ряде российских проектов использование цифрового контроля позволило ускорить сдачу объектов на 5–10%.

В то же время государственным службам становится проще следить за соблюдением норм строителями: как и куда вывозится строительный мусор, не нарушаются ли правила по шумовому загрязнению и загрязнению воздуха, куда и в каком объеме сбрасываются стоки.

Что мешает развиваться

Назову главные факторы, которые тормозят развитие умных городов.

Нехватка специалистов

Ключевой вызов для развития умного города не в технологиях, а в кадрах. Цифровизация меняет требования к профессиям:

  • архитектор становится интегратором технологий;
  • инженер — специалистом по данным;
  • девелопер — оператором цифровых платформ.

Для построения умных городов нужны кадры в BIM, аналитике, кибербезопасности. Массовое образование не успевает за спросом — необходимы программы переподготовки и партнерства вузов с отраслью. Один из редких на сегодня примеров — программа «Урбанистика» в ИТМО.

Чтобы цифровые решения не «умирали» после внедрения, в проектах понадобится новая роль внешнего координатора, который ведет проект от запуска до передачи в эксплуатацию. Это не просто интегратор, а человек или команда, которые на каждом этапе следят, чтобы все работало не только на бумаге. Роль такого специалиста — стать «мостом» между застройщиком, управляющей компанией и городом, особенно там, где у текущих игроков нет ресурсов и компетенций, чтобы внедрять цифровизацию самостоятельно.

Отсутствие единой цифровой архитектуры

Сейчас у ведомств собственные информационные системы, а для полноценного умного города нужна общая платформа. База для ее создания есть. Например, ЦОДД в Москве, один из лидеров по интеграции транспортных данных, использует API-обмен с «Яндексом», парковками и другими городскими сервисами.

Также в столице с 2019 года работает «Цифровой двойник Москвы» — точная 3D-копия столицы в виртуальной реальности, на которую нанесены все инженерные и транспортные коммуникации. Платформа помогает планировать и контролировать ход строительства жилых, промышленных и социальных объектов.

Еще один пример — платформа ГИС ТОР КНД (типовое облачное решение контрольно‑надзорной деятельности), разработанная для прокуратуры. Платформа включает модуль для сбора данных, в том числе с датчиков IoT (экология, ЖКХ, технический надзор и другие). После система связывает информацию с другими государственными решениями, включая ГИС ЖКХ и СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия), что обеспечивает прямую передачу данных о нарушениях.

Аналогичной по масштабу платформы от Минстроя нет, но ее основа формируется. В рамках проекта «Умный город» запущен Национальный центр компетенций, сформированы «Банк решений» и стандарты для цифровой интеграции городской среды. В дорожной карте ведомства предусмотрены пилоты с использованием государственных API, 5G и edge‑технологий. Также в январе 2025 года в тестовом режиме обновили портал ГИС ЖКХ, открывающий данные для жителей и специалистов отрасли.

Правовые рамки

В сфере парковок, такси, доставки, УК, операторов связи данные собирают частные операторы. Важно выработать правовые и технологические механизмы безопасного обмена информацией между государственными и частными игроками. Также сдерживает внедрение решений отсутствие единых стандартов и регламентов, хотя работа здесь идет.

Неустойчивая связь

В Москве уже тестируются пилоты с применением 5G и edge-обработки — когда данные предварительно анализируются на самих устройствах, а в ЦОД передается необходимая выжимка. При этом высокая пропускная способность критична в основном для видеопотоков: большинство других данных не столь объемны.

Важнее становится стабильность канала, минимизация задержек и потерь, а с этим в России в последние месяцы есть определенные проблемы. Например, в июне 2025 года в стране зафиксировали 655 случаев отключения интернета. Вводимые с целью безопасности ограничения могут усложнить работу умного города.

Недостаточная безопасность системы

Для мегаполисов, как Москва, необходима не только защита от технических сбоев, но и устойчивость к внешним воздействиям. При проектировании внимание уделяется кибербезопасности, резервированию каналов связи, созданию выделенных сетей и оперативному мониторингу угроз в реальном времени.

Например, крупные объекты — такие как Сколтех и ИТМО — уже внедрили изолированные защищенные сети и собственные дата-центры, во многом за счет федеральной поддержки и развития инфраструктуры ЦОД.

Потребность в модернизации оборудования

Нужно заменить устаревшие светофорные контроллеры, обновить инженерные сети:

  • установить датчики интеллектуальных систем учета,
  • оснастить здания BMS-системами,
  • внедрить умные счетчики,
  • поставить сенсоры мониторинга состояния конструкций и окружающей среды,
  • внедрить систему цифровых паспортов фонда городской застройки: сегодня они есть только у новых объектов.

Кейс Москвы

В Москве и некоторых других городах работа уже ведется, но масштабной цифровой трансформации пока мешает разрозненность данных и устаревшее оборудование. Однако понимание задачи и первые шаги уже есть — остается выстроить устойчивую связку между физической и цифровой средой.

Если удастся объединить усилия государства, бизнеса и образовательной сферы, умные города перестанут быть футуристическим проектом.

Обозначим точку, в которой находится сегодня столица.

ТранспортЖКХ
ЦОДД совместно с системой
умных светофоров проводит
реформу транспортной
инфраструктуры.
В новых жилых комплексах
активно внедряются
системы управления
батареями и умные
счетчики — около 3 тыс.
объектов соцсферы
и 6 тыс. многоквартирных
домов оснащены
датчиками учета ресурсов.
Модернизация почти
завершена.
Сейчас пилотируются
холодные сети — это
системы
централизованного
снабжения холодной
водой через
распределительную
инфраструктуру.
Технология позволяет
более точно
контролировать подачу
и качество воды,
готовятся тестовые
проекты с IoT-датчиками
в жилых районах
и объектах соцсферы.
ЭкологияЭнергетика
Сенсоры мониторинга
воздуха, воды
и строительства уже
внедряются на отдельных
площадках.
«Мосэнерго» развивает
умные сети на отдельных
площадках, применяя
NB‑IoT датчики
и цифровую
телеком‑инфраструктуру.
Однако унифицированной
сети сенсорного
покрытия на территории
всего города пока нет;
мониторинг по-прежнему
точечный и неохватный.
Тем не менее городская
энергетическая сеть
еще не полностью
охвачена — модернизация
продолжается.