Поделиться • 16 июня 2025
Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники
Из халата в пиджак: что учесть, запуская медицинский бизнес. Опыт СЕО медклиники


Текст: Ольга Колсанова, основательница клиники красоты и здоровья «Нью Лайф», врач-косметолог, дерматовенеролог, главный внештатный специалист по косметологии Министерства здравоохранения Самарской области, кандидат медицинских наук
Фото: Unsplash
Распространенное заблуждение — «я отличный врач, значит, моя клиника будет успешной» — разбивается о первые же управленческие вызовы. Реальность медицинского бизнеса гораздо сложнее, чем кажется из врачебного кабинета: бюрократия, проверки, многомиллионные расходы на оборудование. Расскажу, какие подводные камни ждут тех, кто только задумывается о запуске клиники.
Распространенное заблуждение — «я отличный врач, значит, моя клиника будет успешной» — разбивается о первые же управленческие вызовы. Реальность медицинского бизнеса гораздо сложнее, чем кажется из врачебного кабинета: бюрократия, проверки, многомиллионные расходы на оборудование. Расскажу, какие подводные камни ждут тех, кто только задумывается о запуске клиники.
Моя мечта стать врачом зародилась еще в детстве, и я целенаправленно шла к ней, начиная с работы санитаркой, чтобы понять систему изнутри.
Я решила открыть клинику, потому что хотела реализовать собственное видение превентивной медицины. Это направление можно сравнить со страховым бизнесом, и, вопреки стереотипам, наши клиенты не только представители старшего поколения, но и молодые люди, которые понимают важность профилактики.
В 2002 году я сделала первый шаг — открыла свой небольшой кабинет в Самаре. На тот момент капитала для старта у меня не было. Помог отец — он дал около 150 тыс. руб. Эти деньги пошли на первое оборудование, косметический ремонт в арендованном помещении и лицензирование.
Помещение выбрала по принципу «рядом с домом» — у метро «Спортивная». На тот момент я не водила машину и у меня был маленький ребенок, который ходил в садик неподалеку. Каких-то огромных амбиций, чтобы открываться, например, в центре города, тогда не было. Хотелось хоть как-то начать, и местоположение не казалось решающим фактором.
Я составила бизнес-план, не такой детальный, как требуют инвесторы, но достаточный для понимания стартовых затрат. Помощь родителей увеличивала личную ответственность.
Очень быстро пришло осознание: теперь я не только лечу пациентов, но и отвечаю абсолютно за все — от закупки салфеток и исправности оборудования до юридических вопросов и финансового результата. Роль врача отошла на второй план, уступив место роли руководителя, менеджера, стратега.
Первым делом я купила польский косметологический комбайн, который, кстати, потом долго сопровождал меня по жизни — проработал около десяти лет. Постепенно, зарабатывая небольшие деньги, я старалась вкладывать их в новое оборудование — уже тогда понимала, что без этого не получится развиваться. Например, я специально поехала в Москву, чтобы приобрести одни из самых лучших на тот момент аппаратов для микротоковой терапии.
Когда клиенты стали приезжать не только из нашего района, но и из других частей города, я сначала расширила пространство, выкупив соседние кабинеты. Однако вскоре стало ясно: чтобы соответствовать спросу, этого недостаточно. Так я решилась на запуск клиники. Стартовый капитал составил $7 тыс. (в основном это были мои собственные накопления, но часть денег пришлось взять у родителей).
Решено было отказаться от аренды, и я приобрела небольшое помещение (40 кв. м) уже в центре города. Это обеспечивало удобную логистику для пациентов и возможности для дальнейшего расширения.
К превентивной медицине добавились массаж, косметология и гинекология. Это решение было ответом на запросы пациентов. Мы одними из первых в Самарской области внедрили инновационные методы эстетической гинекологии без операций, а затем привезли в регион технологию вибрационной липосакции Vaser, развивая направление пластической хирургии.
Опыт, полученный при запуске первого, пусть и небольшого дела, позволил системно подойти к планированию, выбору оборудования и работе с поставщиками. Если на старте мной двигало желание «выжить и жить достойно», то расширение до комплексной двухэтажной клиники стало естественным, логичным продолжением этого пути — уже без страхов, с четким пониманием целей.
Лицензия для врачебного кабинета обычно более узкая: например, на терапевтический прием или на проведение определенных процедур. Для клиники же потребовалось получить единую медицинскую лицензию (наша действующая лицензия № Л041−01184−63/00318593), которая дает право на осуществление широкого спектра видов медицинской деятельности. Это включало получение разрешения на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по таким направлениям, как:
Лицензия также охватывает сестринское дело (в том числе в косметологии), медицинский массаж, организацию здравоохранения и общественное здоровье, эпидемиологию и даже оказание специализированной медпомощи в стационарных условиях по пластической хирургии. Чтобы ее получить, нужно было пройти несколько этапов.
1. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) от Роспотребнадзора, которое подтверждает соответствие помещения, оборудования и условий труда санитарным нормам для каждого из многочисленных заявленных видов деятельности. Это самый трудоемкий этап, включающий инспекционные проверки.
Например, минимальная площадь косметологических кабинетов должна составлять не менее 12 кв. м (СанПиН 2.1.3.2630−10). Обязательна приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением (естественной недостаточно), при этом в кабинетах с лазерами обязательно наличие местных вытяжек.
Есть определенные требования к освещению: в кабинетах, где проводятся осмотры, обязательно естественное освещение (СанПиН 1.2.3685−21), а общее требование к искусственному освещению в клинике — не менее 300–500 лк (люкс), в хирургических зонах — до 1 тыс. лк.
А стены и потолки должны быть влагостойкими и моющимися (например покрытыми латексной краской, керамической плиткой), а полы — антискользящими, без швов (с наливными покрытиями, линолеумом с антибактериальной обработкой).
2. Обратиться в лицензионный отдел Министерства здравоохранения за перечнем необходимых документов — он действительно очень большой. Пакет включает:
3. Подать заявление в Росздравнадзор (или региональный орган здравоохранения).
Сложнее всего было оснастить клинику под все заявленные виды деятельности и убедиться, что у каждого специалиста на руках полный комплект актуальных документов, подтверждающих квалификацию. Каких-то специфических экзаменов или аттестаций для ключевого персонала не требовалось. Однако я, как руководитель организации, должна была иметь действующий сертификат по организации здравоохранения.
Сама процедура получения лицензии бесплатна, оплачивается только государственная пошлина. Ее размер в Самаре регулируется Налоговым кодексом РФ (ст. 333.33 п. 46) и составляет 7,5 тыс. руб.
Совет: заложите на лицензирование не менее шести-девяти месяцев и будьте готовы к затратам на приведение помещения в полное соответствие с требованиями, закупку оборудования и оформление документации. Назвать точную сумму невозможно, поскольку профили деятельности есть очень разные. Можно привлечь специализированных консультантов для помощи в подготовке документов и помещения, но крайне важно самому понимать процесс и контролировать его.
Основу первой команды составили специалисты, работавшие со мной еще в кабинете, — несколько врачей-косметологов и косметолог-эстетист, к которым присоединились мастера по ногтям, массажу и уходу за волосами. Всего в штате было восемь человек (не считая технического персонала).
Конечно, дипломы, сертификаты и опыт работы важны. Но не стоит забывать и про личностные качества. Помимо скиллов я ищу в людях:
На собеседовании мы много говорим не только о профессиональных навыках, но и о мотивации (помимо финансовой), о видении идеального сервиса, о реакции на сложные ситуации. По моему опыту, иногда неформальное общение, например приглашение на кофе с будущими коллегами, дает больше информации о человеке, чем стандартное интервью.
Проблема кадров в сфере эстетической медицины и косметологии стоит достаточно остро. Найти подходящих специалистов непросто. Мы используем разные каналы:


Расскажу о самых ключевых своих промахах.
На старте кажется, что основные затраты — это аренда, ремонт и базовое оборудование. Но потом возникают незапланированные траты:
Недостаточное планирование может привести к кассовым разрывам и поставить под угрозу весь проект.
Столкнувшись с реальностью, я начала активно изучать и использовать доступные меры государственной поддержки. Например, мы воспользовались льготной кредитной программой, предоставляемой региональной системой поддержки предпринимательства Самарской области. Все полученные средства были направлены на закупку медицинского оборудования для оснащения клиники.
Я несколько раз так ошибалась на старте, и это привело к несогласованности в команде, разному пониманию стандартов сервиса и, как следствие, к недовольству пациентов и внутренней напряженности. Чтобы справиться с этими проблемами, я создала четкую систему подбора и адаптации персонала.
Многие врачи считают, что лучшая реклама — это сарафанное радио. Оно действительно работает, но в условиях высокой конкуренции этого недостаточно. На старте мы тоже полагались на это, но быстро поняли, что нужны системные маркетинговые усилия. Пробовали разные каналы:
Не все давало ожидаемый результат, пришлось учиться анализировать эффективность и оптимизировать бюджет. При этом стоит признать, что совсем провальных кампаний в практике не было, так как к таким вопросам я подхожу очень обдуманно.
Современное медицинское оборудование стоит дорого. Возникает соблазн выбрать более дешевые аналоги. Но, как показывает опыт, это может обернуться более высокими затратами на ремонт, меньшей эффективностью процедур, а иногда и рисками для безопасности пациентов.
Пациенты действительно замечают разницу, особенно благодаря «сарафанному радио». Есть случаи, когда люди приходят к нам именно из-за конкретного оборудования, изучив отзывы. Поэтому мы не боимся привлекать и заемные средства для таких покупок: например, на приобретение оборудования в июне 2022 года мы взяли 5 млн руб. со ставкой 5,6% годовых на три года. Тогда очень помогла предоставленная отсрочка платежей по основному долгу на шесть месяцев.
На плечи СЕО клиники ложится множество задач, и это не только «операционка». Стоит ли игра свеч? Мой ответ — да. Но с важной оговоркой: да, если вы четко понимаете, на что идете, и готовы посвящать 80% своего времени не любимой медицине, а управлению, маркетингу, финансам, решению кадровых вопросов и бесконечному тушению «пожаров».