Поделиться • 9 июня 2025
Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников
Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников
Текст: Наталия Аленичева, директор департамента аутсорсинга заработной платы и кадрового администрирования UCMS Group
Фото: Unsplash
Кадровый кризис не заканчивается, и кажется, что найти подходящего сотрудника в нынешних условиях — уже удача. Но невнимание к деталям — от пугающих условий договора до внезапной угрозы срыва отпуска из-за бюрократии — может его оттолкнуть. Особенно это касается специалистов с редкой квалификацией, которых могут тут же переманить конкуренты.
Расскажу о главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами.
Кадровый кризис не заканчивается, и кажется, что найти подходящего сотрудника в нынешних условиях — уже удача. Но невнимание к деталям — от пугающих условий договора до внезапной угрозы срыва отпуска из-за бюрократии — может его оттолкнуть. Особенно это касается специалистов с редкой квалификацией, которых могут тут же переманить конкуренты.
Расскажу о главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами.
Вот что, по моим наблюдениям, часто идет не так:
Пример из практики
В производственной компании долго не могли закрыть позицию инженера с редкой специализацией. Когда кандидат наконец вышел на оформление, ему просто выдали пакет документов и ушли, а вернувшись через полчаса, не застали его на месте.
Позже выяснилось, что специалиста смутили формулировки в NDA: побоялся суда, если случайно проговорится о работе жене или друзьям. Когда ситуацию захотели исправить, специалист уже принял другой оффер.
Звучит абсурдно, но такие ситуации не редкость. Все люди разные: кто-то стесняется уточнять, для кого-то любое неудобство — уже сигнал, что сотрудников в компании не ценят и лучше найти другой вариант.
Например, если табель закрыли с опозданием, сотрудник может недополучить часть оклада, отпускные или бонус. Хотя непосредственно расчетом зарплаты занимается чаще всего другое подразделение, разбираться с недовольными все равно приходится кадровым специалистам.
Даже если ошибка не касается денег, она раздражает. Неверные даты, устаревшие персональные данные, несвоевременные изменения после смены паспорта — все это отнимает время и заставляет испытывать стресс.
Пример из практики
Проектный менеджер почти без выходных работал над запуском важного проекта — сроки были сжаты, и многое держалось на нем. Он рассчитывал, что за счет переработок получит заметно больше, но зарплата пришла обычная.
Оказалось, руководитель отправил письмо в отдел кадров, но оно затерялось и переработки не оформили. Конечно, сотруднику все выплатили в следующем месяце, но «осадочек остался».
Важно понимать: люди почти всегда прикидывают, сколько должны получить. И если расчет не совпадает с ожиданиями, это воспринимается как ошибка, а иногда и как попытка обмана. Даже разовая неточность может попасть в копилку причин, по которым сотрудник потом решит уйти.
Даже если сотрудники не жалуются напрямую, они замечают ошибки: обсуждают их в чатах, на обеде, делятся опытом с коллегами. Если проблемы становятся системными, негатив выходит за пределы компании — в профессиональные сообщества, отзывы на работных сайтах и личные рекомендации.
Опыт показывает — одна из ключевых причин недовольства сотрудников в том, что им приходится тратить свое время и усилия на выяснение базовых вопросов вместо того, чтобы сосредоточиться на работе.
Проблема не столько в сложности процессов (что нормально для крупных компаний), сколько в отсутствии понятных правил. Например, часть вопросов можно решить через портал, а какие-то требуют личного визита, но нигде не сказано, в каких случаях что делать.
Пример из практики
Раньше в компании оформление отпуска было простым: сотрудник писал заявление, получал согласие руководителя, дальше все оформляли в отделе кадров. Потом процесс формализовали и сотрудники должны были сами собирать подписи и отправлять документы в строго установленный срок. Но об этом просто написали на корпоративном портале, куда никто особо и не заходит.
Один из работников оформил отпуск по старой схеме, а когда собрался уезжать, узнал, что его отпуск не согласован. В итоге ситуацию спас руководитель, и в поездку сотрудник все-таки улетел, но перед этим изрядно понервничали все, кто пытался разрешить этот конфликт. Особенно, учитывая, что отпускные должны быть выплачены за три календарных дня до начала отпуска.
Утечки паспортных данных, зарплатных сведений или других персональных документов подрывают доверие внутри и создают серьезные репутационные риски.
Пример из практики
Кадровый специалист подготовил допсоглашение о повышении зарплаты и отправил его на печать на общий принтер. Пока шел за бумагой, документ уже успел прочитать коллега сотрудника. В итоге — неловкие вопросы, напряженность в отделе и испорченные отношения.
Кадровая служба балансирует между тремя сторонами:
Например, сотрудники хотят брать отпуск, когда им удобно, бизнесу важно, чтобы это не мешало работе, а закон требует утвердить график заранее.
Главные ошибки:
Пример из практики
Сотрудница поменяла фамилию, от кадрового специалиста пришло письмо с просьбой прислать скан нового паспорта. Она отправила. Через два дня — такое же письмо от другого специалиста. А потом еще одно, но уже с новой формулировкой и другим адресом.
С тех пор в команде шутили, что кадровиков у них больше, чем сотрудников, и каждый живет в своей вселенной. Когда внутри HR нет координации, работники начинают относиться к процессам как к формальности, которую нужно просто как-нибудь обойти.