Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

Поделиться • 9 июня 2025

Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

Обложка
Наталия Аленичева

Текст: Наталия Аленичева, директор департамента аутсорсинга заработной платы и кадрового администрирования UCMS Group

Фото: Unsplash


Кадровый кризис не заканчивается, и кажется, что найти подходящего сотрудника в нынешних условиях — уже удача. Но невнимание к деталям — от пугающих условий договора до внезапной угрозы срыва отпуска из-за бюрократии — может его оттолкнуть. Особенно это касается специалистов с редкой квалификацией, которых могут тут же переманить конкуренты.

Расскажу о главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами.

Кадровый кризис не заканчивается, и кажется, что найти подходящего сотрудника в нынешних условиях — уже удача. Но невнимание к деталям — от пугающих условий договора до внезапной угрозы срыва отпуска из-за бюрократии — может его оттолкнуть. Особенно это касается специалистов с редкой квалификацией, которых могут тут же переманить конкуренты.

Расскажу о главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами.


Ошибка 1


Испортить первое впечатление

Вот что, по моим наблюдениям, часто идет не так:

  • новичку выдают пакет документов без объяснений, что он подписывает и где можно уточнить детали;
  • трудовой договор оформляют уже после выхода на работу;
  • доступы к рабочим инструментам задерживаются из-за бюрократии: не подписаны NDA, непонятно, какие формы заполнять для корпоративной почты или личного кабинета;
  • нет базового комфорта, например, удобного места, чтобы спокойно прочитать договор, изучить все детали перед подписанием.

Пример из практики

В производственной компании долго не могли закрыть позицию инженера с редкой специализацией. Когда кандидат наконец вышел на оформление, ему просто выдали пакет документов и ушли, а вернувшись через полчаса, не застали его на месте.

Позже выяснилось, что специалиста смутили формулировки в NDA: побоялся суда, если случайно проговорится о работе жене или друзьям. Когда ситуацию захотели исправить, специалист уже принял другой оффер.

Звучит абсурдно, но такие ситуации не редкость. Все люди разные: кто-то стесняется уточнять, для кого-то любое неудобство — уже сигнал, что сотрудников в компании не ценят и лучше найти другой вариант.


Ошибка 2


Допустить неточности в документах

Например, если табель закрыли с опозданием, сотрудник может недополучить часть оклада, отпускные или бонус. Хотя непосредственно расчетом зарплаты занимается чаще всего другое подразделение, разбираться с недовольными все равно приходится кадровым специалистам.

Даже если ошибка не касается денег, она раздражает. Неверные даты, устаревшие персональные данные, несвоевременные изменения после смены паспорта — все это отнимает время и заставляет испытывать стресс.

Пример из практики

Проектный менеджер почти без выходных работал над запуском важного проекта — сроки были сжаты, и многое держалось на нем. Он рассчитывал, что за счет переработок получит заметно больше, но зарплата пришла обычная.

Оказалось, руководитель отправил письмо в отдел кадров, но оно затерялось и переработки не оформили. Конечно, сотруднику все выплатили в следующем месяце, но «осадочек остался».

Важно понимать: люди почти всегда прикидывают, сколько должны получить. И если расчет не совпадает с ожиданиями, это воспринимается как ошибка, а иногда и как попытка обмана. Даже разовая неточность может попасть в копилку причин, по которым сотрудник потом решит уйти.

Даже если сотрудники не жалуются напрямую, они замечают ошибки: обсуждают их в чатах, на обеде, делятся опытом с коллегами. Если проблемы становятся системными, негатив выходит за пределы компании — в профессиональные сообщества, отзывы на работных сайтах и личные рекомендации.


Ошибка 3


Внедрить непонятные процессы

Опыт показывает — одна из ключевых причин недовольства сотрудников в том, что им приходится тратить свое время и усилия на выяснение базовых вопросов вместо того, чтобы сосредоточиться на работе.

Проблема не столько в сложности процессов (что нормально для крупных компаний), сколько в отсутствии понятных правил. Например, часть вопросов можно решить через портал, а какие-то требуют личного визита, но нигде не сказано, в каких случаях что делать.

Пример из практики

Раньше в компании оформление отпуска было простым: сотрудник писал заявление, получал согласие руководителя, дальше все оформляли в отделе кадров. Потом процесс формализовали и сотрудники должны были сами собирать подписи и отправлять документы в строго установленный срок. Но об этом просто написали на корпоративном портале, куда никто особо и не заходит.

Один из работников оформил отпуск по старой схеме, а когда собрался уезжать, узнал, что его отпуск не согласован. В итоге ситуацию спас руководитель, и в поездку сотрудник все-таки улетел, но перед этим изрядно понервничали все, кто пытался разрешить этот конфликт. Особенно, учитывая, что отпускные должны быть выплачены за три календарных дня до начала отпуска.


Ошибка 4


Нарушить конфиденциальность данных (даже случайно)

Утечки паспортных данных, зарплатных сведений или других персональных документов подрывают доверие внутри и создают серьезные репутационные риски.

Пример из практики

Кадровый специалист подготовил допсоглашение о повышении зарплаты и отправил его на печать на общий принтер. Пока шел за бумагой, документ уже успел прочитать коллега сотрудника. В итоге — неловкие вопросы, напряженность в отделе и испорченные отношения.


Ошибка 5


Перегрузить людей бюрократией

Кадровая служба балансирует между тремя сторонами:

  • сотрудниками;
  • бизнесом;
  • требованиями закона.

Например, сотрудники хотят брать отпуск, когда им удобно, бизнесу важно, чтобы это не мешало работе, а закон требует утвердить график заранее.

Главные ошибки:

  • бесконечные «бумаги», без объяснения зачем их читать, подписывать и отправлять оригиналы по почте в случае удаленной работы;
  • многоступенчатые согласования, особенно с руководителями, которых сотрудник даже не знает, и непонятно, зачем получать их подпись;
  • вместо объяснений и помощи — ссылки на регламенты.

Пример из практики

Сотрудница поменяла фамилию, от кадрового специалиста пришло письмо с просьбой прислать скан нового паспорта. Она отправила. Через два дня — такое же письмо от другого специалиста. А потом еще одно, но уже с новой формулировкой и другим адресом.

С тех пор в команде шутили, что кадровиков у них больше, чем сотрудников, и каждый живет в своей вселенной. Когда внутри HR нет координации, работники начинают относиться к процессам как к формальности, которую нужно просто как-нибудь обойти.