Поделиться • 12 февраля 2025
Красные флаги, бюджет и цели: составляем идеальный бриф для агентства
Красные флаги, бюджет и цели: составляем идеальный бриф для агентства
Текст: Илья Левинсон, СЕО коммуникационного агентства «Монстарс»
Фото: Steven Van Elk/Unsplash
Маркетинговые агентства и собственники бизнеса часто не могут понять друг друга с первого раза. Поставить исполнителю четкие задачи и объяснить, какой результат предприниматель хочет получить в финале, поможет бриф. Чем он отличается от технического задания и как поможет бизнесу донести свои цели и желания, рассказывает СЕО коммуникационного агентства «Монстарс» Илья Левинсон.
Бриф — краткое и структурированное описание задачи, целей и ключевых параметров проекта. Такой документ включает информацию о продукте, целевой аудитории, бюджете, сроках и ожидаемых результатах. Он помогает агентству понять задачу, разработать эффективную стратегию и предложить подходящие инструменты.
Чем бриф отличается от технического задания? Последнее описывает конкретные требования к реализации проекта, делает упор на деталях — сроках, этапах, форматах. Этот документ описывает «как» и «когда», в то время как бриф отвечает на вопросы «что» и «зачем».
По опросу агентства Comunica, 90% клиентов считают, что достаточно качественно составляют бриф, в то время как среди агентств так отвечали менее 40% респондентов. Исследование аналитического центра РАМУ подтверждает проблему: при работе с российскими рекламодателями 69% агентств сталкивались с плохо сформулированным заданием (оба документа представлены редакции «Инк.». — Прим. ред.).
Вот главные ошибки брифинга, которые приводят к такой поляризации оценок.
В прошлом году наше агентство участвовало в 86 тендерах. По нашей оценке, около 20% KPI, предоставленных нам, либо были невыполнимы, либо не отвечали целям бизнеса.
Глобально это не проблема: заказчик не обязан досконально разбираться в том, за что платит агентству деньги. Но тогда и условия мы рекомендуем ставить не слишком жесткие, чтобы агентство могло скорректировать бриф.
В таком случае клиент идет от инструментов, а не от своих целей, а агентство использует просто как свободные руки, которые можно подключить к выполнению задачи. Формально просьбы клиента будут исполнены — выйдет красивый спецпроект в авторитетном СМИ, или тексты будут написаны ровно на нужное количество знаков, — но узнаваемость проекта не вырастет глобально. В результате — неудовлетворенность сотрудничеством и потеря веры в инструменты коммуникаций или профессионализм конкретного партнера.
Такой подход дает меньше свободы агентству и не позволяет ему найти точки увеличения эффективности. В примере со спецпроектом может оказаться, что медиаландшафт перегрет, и кампания не сработает. А по посевам в Telegram внутренняя статистика может показать, что посты до 400 знаков отрабатывают задачу лучше.
Ниже приведу список обязательной, но не исчерпывающей информации, которая должна быть указана в брифе. К ней можно добавлять все, что поможет точнее обозначить цели, поставить задачи агентству и погрузить его в контекст.
Не стоит бояться дать слишком много информации или быть некорректным в постановке цели и задачи, формулировке своих желаний и представлений о сотрудничестве. Агентство поможет доформулировать все на своем языке. Я рекомендую не ставить директивных указаний, а включаться в обсуждение на равных.
На практике удачных кампаний в работу всегда идет скорректированный бриф: предложенный клиентом микс коммуникаций учитывается, часть из них используется.
Успешный брифинг — это гибкость и конструктивное общение. Вот семь принципов, которые помогут в коммуникации с агентством.