Красные флаги, бюджет и цели: составляем идеальный бриф для агентства

Поделиться • 12 февраля 2025

Красные флаги, бюджет и цели: составляем идеальный бриф для агентства 

Красные флаги, бюджет и цели: составляем идеальный бриф для агентства

Текст: Илья Левинсон, СЕО коммуникационного агентства «Монстарс»

Фото: Steven Van Elk/Unsplash


Маркетинговые агентства и собственники бизнеса часто не могут понять друг друга с первого раза. Поставить исполнителю четкие задачи и объяснить, какой результат предприниматель хочет получить в финале, поможет бриф. Чем он отличается от технического задания и как поможет бизнесу донести свои цели и желания, рассказывает СЕО коммуникационного агентства «Монстарс» Илья Левинсон.

Бриф — краткое и структурированное описание задачи, целей и ключевых параметров проекта. Такой документ включает информацию о продукте, целевой аудитории, бюджете, сроках и ожидаемых результатах. Он помогает агентству понять задачу, разработать эффективную стратегию и предложить подходящие инструменты.

Чем бриф отличается от технического задания? Последнее описывает конкретные требования к реализации проекта, делает упор на деталях — сроках, этапах, форматах. Этот документ описывает «как» и «когда», в то время как бриф отвечает на вопросы «что» и «зачем».

Типичные ошибки

По опросу агентства Comunica, 90% клиентов считают, что достаточно качественно составляют бриф, в то время как среди агентств так отвечали менее 40% респондентов. Исследование аналитического центра РАМУ подтверждает проблему: при работе с российскими рекламодателями 69% агентств сталкивались с плохо сформулированным заданием (оба документа представлены редакции «Инк.». — Прим. ред.).

Вот главные ошибки брифинга, которые приводят к такой поляризации оценок.

  • Агентство брифует специалист из другого направления, или клиент недостаточно погружен в контекст рынка. Как правило, бриф составляет человек из сферы коммуникаций — пиарщик, маркетолог или SMM-щик, — но ему не хватает контекста.

В прошлом году наше агентство участвовало в 86 тендерах. По нашей оценке, около 20% KPI, предоставленных нам, либо были невыполнимы, либо не отвечали целям бизнеса.

Глобально это не проблема: заказчик не обязан досконально разбираться в том, за что платит агентству деньги. Но тогда и условия мы рекомендуем ставить не слишком жесткие, чтобы агентство могло скорректировать бриф.

  • Заказчик ограничивает агентство инструментами. Например, сообщает, что бренду нужен исключительно спецпроект в конкретном СМИ или каждый пост для посева в Telegram должен быть минимум на 800 знаков.

В таком случае клиент идет от инструментов, а не от своих целей, а агентство использует просто как свободные руки, которые можно подключить к выполнению задачи. Формально просьбы клиента будут исполнены — выйдет красивый спецпроект в авторитетном СМИ, или тексты будут написаны ровно на нужное количество знаков, — но узнаваемость проекта не вырастет глобально. В результате — неудовлетворенность сотрудничеством и потеря веры в инструменты коммуникаций или профессионализм конкретного партнера.

Такой подход дает меньше свободы агентству и не позволяет ему найти точки увеличения эффективности. В примере со спецпроектом может оказаться, что медиаландшафт перегрет, и кампания не сработает. А по посевам в Telegram внутренняя статистика может показать, что посты до 400 знаков отрабатывают задачу лучше.

  • Клиент не рассказывает, какие решения ему нравятся, а что для него неприемлемо. В брифе нужно указывать не только количественные критерии оценки качества предложения, такие как число выходов, охваты или бюджет, но и качественные. Например, если неприемлемы упоминания определенных брендов или лиц, символы или любые детали, в брифе важно это указать.

Гигиенический минимум в брифе

Ниже приведу список обязательной, но не исчерпывающей информации, которая должна быть указана в брифе. К ней можно добавлять все, что поможет точнее обозначить цели, поставить задачи агентству и погрузить его в контекст.

  • Информация о компании. Чем занимается, каковы ее миссия, ценности, история создания. Стоит указать, как долго компания работает на рынке, какие продукты или услуги предоставляет, в чем ее ключевые особенности. Часто незначимые и сами собой разумеющиеся детали в мире клиента становятся тем крючком, который помогает агентству найти сильную идею и провести успешную кампанию.
  • Информация о продвигаемом продукте. Функции, преимущества, отличительные черты и объективная информация, на которую мы опираемся, когда делаем такие выводы: исследования, фокус-группы, и так далее. Важно указать позиционирование продукта, его ключевые характеристики и уникальное торговое предложение (УТП). А для продуктов с историей — информацию об их результатах: как успехах, так и неудачах.
  • Цели и задачи продвижения, поставленные по SMART. То есть такие цели должны быть конкретными (S — Specific), измеримыми (M — Measurable), достижимыми (A — Achievable), значимыми (R — Relevant) и ограниченными по времени (T — Time bound). Это может быть увеличение продаж, повышение узнаваемости бренда, привлечение трафика на сайт, улучшение репутации компании. Следует уточнить, какие метрики будут использоваться для оценки эффективности: рост конверсий, CTR, ROI, и так далее. Лучше отказаться от целей, где «выходы ради выходов». Исключение: крупная компания, которой важно подтверждать амбиции по лидерству в медиаполе или доли сообщений от всех игроков в отрасли.
  • Боли и проблемы, которые хотят решить. Это может быть низкий уровень продаж, недостаточная вовлеченность аудитории, жесткая конкуренция. Здесь важно не сглаживать углы, не скрывать факты, быть предельно откровенным хотя бы во время устного брифинга. Если агентство в процессе подготовки не узнает о сложностях, то предложение не будет учитывать возможные репутационные риски и может напомнить аудитории, например, о случившемся какое-то время назад скандале.
  • Бюджет. Четкое указание доступных ресурсов поможет выстроить реалистичные ожидания и подобрать подходящие инструменты и каналы продвижения. Можно указать не только общую сумму, но также возможные ограничения и пожелания по ее распределению.
  • Информация по целевой аудитории. Коммуникация может быть направлена на всех пользователей продукта (B2C), поставщиков и партнеров (B2B), государственные органы (B2G) или вообще какое-то конкретное важное для бизнеса лицо. Исходя из таких общих направлений агентство будет строить стратегию. И только потом, если у нас коммуникация В2С, в брифе стоит указывать возраст, пол, уровень дохода, интересы, потребности, поведение и другие специфические характеристики пользователей продукта или услуги.
  • Список конкурентов. Как прямых, так и косвенных. Следует указать их сильные и слабые стороны, отличительные черты, приложить исследования по анализу конкурентного окружения. Если последнего нет, то агентство может сделать это самостоятельно. Это позволит точнее изучить их кампании и предложить решения, которые помогут продукту выделиться на рынке.
  • Референсы. Примеры работ, дизайна, рекламных кампаний или других материалов, которые нравятся заказчику. Они помогут команде лучше понять его вкусы, ожидания и предпочтения.
  • Запрещенные темы и приемы. Это все, что категорически неприемлемо для заказчика: определенные стили, подходы, цветовые решения, типы сообщений. Позволит избежать недоразумений и сэкономить время на доработках.

Не стоит бояться дать слишком много информации или быть некорректным в постановке цели и задачи, формулировке своих желаний и представлений о сотрудничестве. Агентство поможет доформулировать все на своем языке. Я рекомендую не ставить директивных указаний, а включаться в обсуждение на равных.

На практике удачных кампаний в работу всегда идет скорректированный бриф: предложенный клиентом микс коммуникаций учитывается, часть из них используется.

Чек-лист, как правильно брифовать коммуникационное агентство

Успешный брифинг — это гибкость и конструктивное общение. Вот семь принципов, которые помогут в коммуникации с агентством.

  • Придерживайтесь формата. Бриф должен отвечать на вопросы «что» и «зачем», а не превращаться в жесткое техническое задание про то, «как» и «когда» реализовать коммуникацию. Цель брифа — запустить диалог, чтобы найти оптимальное решение с привлечением экспертизы агентства, а не просто использовать его как свободные руки.
  • Обеспечьте качественную коммуникацию. Дополните письменный бриф встречей или звонком. Это поможет уточнить детали, обсудить ожидания и сократить вероятность ошибок.
  • Делегируйте задачу специалисту с контекстом в предметной области. Составлять бриф должен профессионал, знакомый с рынком и задачами проекта. Если это невозможно сделать или знаний недостаточно, дайте агентству возможность скорректировать документ.
  • Не ограничивайте агентство инструментами. Избегайте диктата конкретных форматов или каналов. Ставьте цели, а не указывайте методы их достижения. Это позволит агентству раскрыть свою экспертизу и предложить более эффективный микс решений.
  • Четко определяйте цели проекта по SMART. Ставьте конкретные, измеримые и достижимые задачи. Формулируйте их так, чтобы агентство понимало, как оценивать эффективность.
  • Делитесь проблемами и вызовами. Открыто рассказывайте о сложностях: от репутационных рисков до слабых мест продукта. Это поможет агентству учитывать нюансы и избежать ошибок.
  • Дайте максимум информации о компании, продуктах, конкурентах, целях и задачах, аудитории, красных флагах, любимых кампаниях, чтобы погрузить агентство в контекст. Тогда вероятность перебрифинга станет гораздо ниже.