Как локальным кафе конкурировать за внимание с крупными: опыт «Пиццы Синицы»

Поделиться • 10 февраля 2025

Как локальным кафе конкурировать за внимание с крупными: опыт «Пиццы Синицы»

Как локальным кафе конкурировать за внимание с крупными: опыт «Пиццы Синицы»

Текст: Алексей Яковлев, основатель сибирской сети пиццерий «Пицца Синица»

Фото: sarah h/Unsplash


В отличие от масштабных сетей, у региональных заведений нет огромных бюджетов, которые можно тратить на бесчисленные рекламные кампании. В ход идут дегустации пиццы везде, где можно поймать своего покупателя, нарисованный от руки дизайн коробки и общение с селебрити, которые когда-то жили в твоем городе. О том, как использовать свои сильные стороны, чтобы конкурировать с федеральными игроками, рассказал «Инк.» основатель сибирской сети пиццерий «Пицца Синица» Алексей Яковлев.

Есть тонкая, но принципиальная разница между рекламой и маркетингом. Рекламой можно назвать отдельные креативы и кампании, в то время как маркетинг — это многоуровневая стратегия продвижения продукта, при создании которой важно продумать каждый шаг.

Маркетинг вместо рекламы

Подход, который мы называем «не реклама, а маркетинг», строится на том, что каждый элемент бизнеса работает на создание единой истории. Это не только скидки или акции, но и мелочи, которые формируют эмоции:

  • упаковка, которую приятно держать в руках;
  • надписи на дверях ресторана, которые заставляют улыбнуться;
  • сообщения в рассылках, написанные так, будто их отправляет давний знакомый.

Клиент должен почувствовать, что о нем подумали даже в мелочах. Например, зачем просто писать «открыто», если можно добавить: «Добро пожаловать! Мы приготовили для вас нечто особенное!»

Чтобы сблизиться с аудиторией, «Пицца Синица» делает ставку на «живые» коммуникации.

  • Дегустации. Компания проводит акции в бизнес-центрах, предлагая посетителям попробовать пиццу в обмен на регистрацию в мобильном приложении. Это не только повышает узнаваемость бренда, но и создает базу лояльных клиентов.
  • Персонализированные креативы. Был случай, когда креативщики фирмы решили повесить забавный баннер «Здесь никогда не откроется…» у входной группы будущего ресторана в Чите. Фишка была в том, что вставку вместо многоточия время от времени меняли. Туда вписывали названия популярных брендов: Mcdonalds, KFC и другие. Этот креативный маркетинговый ход так понравился местным жителям, что даже привел в сеть новых франчайзи.
Креатив перед открытием «Пиццы Синицы» в Чите. *Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Баннер перед открытием в Бердске

Дьявол в деталях

Секрет сильного бренда не только в продукте, но и в том, как он преподнесен. Малые элементы маркетинга — это кирпичики, из которых складывается целостное восприятие. Каждая деталь, от шрифта в меню до акцентов в рассылках, усиливает идентичность бренда и делает его узнаваемым.

Вот на что стоит обратить внимание, разрабатывая стратегию продвижения.

Упаковка. Она не просто защищает продукт, но и рассказывает о бренде. Крафтовая коробка, необычная надпись или продуманная палитра говорят покупателю, что о нем позаботились, проработав все до мелочей.

Когда пиццерия только запустилась, мы использовали обычные белые коробки без брендирования — на дизайнерские просто не было бюджета. Однажды позвонила женщина, радостно рассказала, что ее повысили и она готовит вечеринку для коллег. Глядя на простые белые коробки, я подумал, что для такого особенного события нужно что-то повеселее. Взял маркер и написал поздравления прямо на коробках, указав имя клиента и пожелания от ее коллег (слегка выдуманных).

Реакция превзошла все ожидания: женщина перезвонила, чтобы поблагодарить за оформление, и рассказала, что коллеги были в восторге и наша пицца сразу стала «той самой». Тогда в компании поняли, что персонализация упаковки — это не просто идея, а мощный инструмент, и с тех пор начали кастомизировать коробки для каждого заказа — писать поздравления, пожелания, шутки или просто «хорошего дня». Сегодня примерно 93% заказов отправляются с персонализированной надписью.

Стиль. Интерьер, который вызывает желание сделать фото, или сайт, где все интуитивно понятно. Это детали, которые не кричат, а работают на ощущение гармонии.

Неожиданные мелочи. Наклейка внутри упаковки, забавная надпись на двери или креативный ответ в соцсетях — эти детали кажутся незаметными, но оставляют приятное послевкусие от взаимодействия с брендом.

Единый голос бренда. Тон общения с клиентами везде — от рассылок до коммуникации на кассе — должен быть честным, дружелюбным и понятным. Это создает ощущение связи, а не просто трансакции.

Дизайн упаковки пиццы

Как выделиться среди гигантов

Малый бизнес часто сталкивается с соблазном копировать крупные сети. Однако опыт показывает, что успешнее работают стратегии, ориентированные на аутентичность проекта.

Главные преимущества мелких игроков:

  • качество и скорость. Локальные заведения могут предложить более свежие продукты и быстрее адаптироваться к запросам аудитории;
  • эмоциональная связь с аудиторией. Например, однажды мы добавили в меню пиццу под названием «Сайонара» — в честь популярного рэпера Sayonara Boy, более известного под псевдонимом Элджей. Артист репостнул к себе в соцсети скрин меню, публикация разлетелась и подняла компании охваты;
  • креатив. Важно уделять внимание локальным событиям и трендам.

Когда в 2014 году на церемонии открытия Олимпийских игр одно из колец не раскрылось, это стало мемом. Маркетологи пиццерии воспользовались случаем и запустили акцию: при заказе четырех средних пицц одна маленькая — в подарок. Акция почти сразу завирусилась, о ней очень много писали в СМИ.

Баннер акции к Олимпиаде 2014

Маркетинг на местах — это не только инструмент для увеличения продаж, но еще и способ рассказать свою историю и построить отношения с клиентами. Региональный общепит может побеждать крупных игроков за счет гибкости, креативности и близости к своей аудитории. Главное, чтобы за каждым креативом стояло стремление создать уникальный опыт, который человек захочет повторить. Это правило применимо не только к ресторанному бизнесу — такой подход следует использовать любому бизнесу, который работает в конкурентной среде.