Поделиться • 10 февраля 2025
Как локальным кафе конкурировать за внимание с крупными: опыт «Пиццы Синицы»
Как локальным кафе конкурировать за внимание с крупными: опыт «Пиццы Синицы»
Текст: Алексей Яковлев, основатель сибирской сети пиццерий «Пицца Синица»
Фото: sarah h/Unsplash
В отличие от масштабных сетей, у региональных заведений нет огромных бюджетов, которые можно тратить на бесчисленные рекламные кампании. В ход идут дегустации пиццы везде, где можно поймать своего покупателя, нарисованный от руки дизайн коробки и общение с селебрити, которые когда-то жили в твоем городе. О том, как использовать свои сильные стороны, чтобы конкурировать с федеральными игроками, рассказал «Инк.» основатель сибирской сети пиццерий «Пицца Синица» Алексей Яковлев.
Есть тонкая, но принципиальная разница между рекламой и маркетингом. Рекламой можно назвать отдельные креативы и кампании, в то время как маркетинг — это многоуровневая стратегия продвижения продукта, при создании которой важно продумать каждый шаг.
Подход, который мы называем «не реклама, а маркетинг», строится на том, что каждый элемент бизнеса работает на создание единой истории. Это не только скидки или акции, но и мелочи, которые формируют эмоции:
Клиент должен почувствовать, что о нем подумали даже в мелочах. Например, зачем просто писать «открыто», если можно добавить: «Добро пожаловать! Мы приготовили для вас нечто особенное!»
Чтобы сблизиться с аудиторией, «Пицца Синица» делает ставку на «живые» коммуникации.
Секрет сильного бренда не только в продукте, но и в том, как он преподнесен. Малые элементы маркетинга — это кирпичики, из которых складывается целостное восприятие. Каждая деталь, от шрифта в меню до акцентов в рассылках, усиливает идентичность бренда и делает его узнаваемым.
Вот на что стоит обратить внимание, разрабатывая стратегию продвижения.
Упаковка. Она не просто защищает продукт, но и рассказывает о бренде. Крафтовая коробка, необычная надпись или продуманная палитра говорят покупателю, что о нем позаботились, проработав все до мелочей.
Когда пиццерия только запустилась, мы использовали обычные белые коробки без брендирования — на дизайнерские просто не было бюджета. Однажды позвонила женщина, радостно рассказала, что ее повысили и она готовит вечеринку для коллег. Глядя на простые белые коробки, я подумал, что для такого особенного события нужно что-то повеселее. Взял маркер и написал поздравления прямо на коробках, указав имя клиента и пожелания от ее коллег (слегка выдуманных).
Реакция превзошла все ожидания: женщина перезвонила, чтобы поблагодарить за оформление, и рассказала, что коллеги были в восторге и наша пицца сразу стала «той самой». Тогда в компании поняли, что персонализация упаковки — это не просто идея, а мощный инструмент, и с тех пор начали кастомизировать коробки для каждого заказа — писать поздравления, пожелания, шутки или просто «хорошего дня». Сегодня примерно 93% заказов отправляются с персонализированной надписью.
Стиль. Интерьер, который вызывает желание сделать фото, или сайт, где все интуитивно понятно. Это детали, которые не кричат, а работают на ощущение гармонии.
Неожиданные мелочи. Наклейка внутри упаковки, забавная надпись на двери или креативный ответ в соцсетях — эти детали кажутся незаметными, но оставляют приятное послевкусие от взаимодействия с брендом.
Единый голос бренда. Тон общения с клиентами везде — от рассылок до коммуникации на кассе — должен быть честным, дружелюбным и понятным. Это создает ощущение связи, а не просто трансакции.
Малый бизнес часто сталкивается с соблазном копировать крупные сети. Однако опыт показывает, что успешнее работают стратегии, ориентированные на аутентичность проекта.
Главные преимущества мелких игроков:
Когда в 2014 году на церемонии открытия Олимпийских игр одно из колец не раскрылось, это стало мемом. Маркетологи пиццерии воспользовались случаем и запустили акцию: при заказе четырех средних пицц одна маленькая — в подарок. Акция почти сразу завирусилась, о ней очень много писали в СМИ.
Маркетинг на местах — это не только инструмент для увеличения продаж, но еще и способ рассказать свою историю и построить отношения с клиентами. Региональный общепит может побеждать крупных игроков за счет гибкости, креативности и близости к своей аудитории. Главное, чтобы за каждым креативом стояло стремление создать уникальный опыт, который человек захочет повторить. Это правило применимо не только к ресторанному бизнесу — такой подход следует использовать любому бизнесу, который работает в конкурентной среде.