Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая

Поделиться • 16 сентября 2025

Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая

Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая

Татьяна Кулябина

Текст: Татьяна Кулябина — генеральный директор международной логистической компании Holding Finance Broker

Фото: Unsplash


Импортировать товары из Китая выгодно в отдельных категориях маржа может доходить до 40–60%. Но все не так просто: если не учесть неочевидных тонкостей, убытки могут составить чуть ли не половину от потенциальной прибыли. Чтобы избежать таких рисков, необходимо выстроить системный подход к импорту, и первый шаг анализ себестоимости товаров. Еще в 2002 году я открыла офис в Пекине, а в 2015 в Шанхае, сейчас мы выступаем агентом от Китайских железных дорог. На своем опыте я расскажу, как правильно рассчитать себестоимость.

Сегодня импорт из Китая бьет все рекорды: 89% всех ввозимых товаров за 11 месяцев 2024 года пришлись именно на эту страну. При этом в Россию все чаще импортируют китайские станки, промышленное оборудование, спецтехнику и электронику. Такой объем импорта показывает, что закупки в Китае выгодны.

Импортировать товары из Китая выгодно — в отдельных категориях маржа может доходить до 40–60%. Но все не так просто: если не учесть неочевидных тонкостей, убытки могут составить чуть ли не половину от потенциальной прибыли. Чтобы избежать таких рисков, необходимо выстроить системный подход к импорту, и первый шаг — анализ себестоимости товаров. Еще в 2002 году я открыла офис в Пекине, а в 2015 — в Шанхае, сейчас мы выступаем агентом от Китайских железных дорог. На своем опыте я расскажу, как правильно рассчитать себестоимость.

Сегодня импорт из Китая бьет все рекорды: 89% всех ввозимых товаров за 11 месяцев 2024 года пришлись именно на эту страну. При этом в Россию все чаще импортируют китайские станки, промышленное оборудование, спецтехнику и электронику. Такой объем импорта показывает, что закупки в Китае выгодны.

«Три кита» себестоимости закупки

1. Цена товара на заводе или у производителя

Это базовая стоимость продукции, которую устанавливает поставщик. Она зависит от объема заказа, условий поставки, оплаты и бывает:

  • EXW (Ex Works) это заводская цена товара без учета доставки, упаковки, экспортных пошлин и прочих расходов. По ней производитель в Китае продает продукцию у себя на складе, а все остальные расходы берет на себя покупатель. Как правило, такие товары самые дешевые, но на покупателя ложится максимум ответственности.
  • FOB (Free On Board) цена, которая включает внутреннюю доставку товара до порта отправки, оформление экспортных документов и погрузку на судно в китайском порту. Чтобы получить товар в России, покупатель оплачивает все последующие расходы: фрахт, страховку груза, растаможку (НДС, пошлины и оплата брокерам), а также логистику до склада в своей стране.
  • CIF (Cost, Insurance, Freight) в цену входит морская перевозка и страхование груза до вашего порта. В таком случае покупатель оплачивает только таможню и доставку от порта до склада. Это удобно: поставщик фактически отвечает за товар до порта прибытия.

2. Логистика внутри Китая и за его пределами

Логистика при доставке товаров из Китая включает два основных этапа:

  • внутреннюю перевозку;
  • международную.

Внутри Китая это доставка товара от завода до порта, его хранение на складе до отправки и дополнительная упаковка, если она нужна.

Стоимость международной перевозки зависит от вида транспорта. Самый дешевый вариант морской, но и достаточно долгий (30–45 дней). Авиаперевозка выйдет быстрее (5–10 дней), но дороже — в среднем, от $4 до $8 за кг. Наиболее оптимальна по стоимости и срокам железнодорожная перевозка. Однако, кроме самой доставки придется оплатить фрахт (транспортировку), страховку груза и услуги экспедитора, который скоординирует весь процесс.

После прибытия груза в страну нужно пройти обязательную процедуру таможенного оформления товаров. Размер таможенной пошлины зависит от категории товара и его кода по ТН ВЭД. Для некоторых товаров действуют пониженные ставки, например, 10% или акцизы, как на алкоголь, табак и автомобили.

При ввозе товаров для личного пользования есть беспошлинный лимит до 200 и 31 кг. Помимо этого может потребоваться оформление документов, подтверждающих безопасность товара, например, декларации соответствия или свидетельства о госрегистрации.

Источник: международная транспортная компания Holding Finance Broker

3. Дополнительные расходы

Факторы, влияющие на себестоимость товара.

  • Услуги брокера: он подготавливает необходимые документы на импорт, подает декларации, оплачивает таможенные платежи, помогает пройти контроль и сопровождает груз. Опыт и знания брокеров помогают избежать ошибок при импорте товаров, сэкономить время, оптимизировать таможенные затраты и избежать штрафов. Стоимость услуг на рынке брокерского обслуживания не регламентируется, поэтому каждая компания самостоятельно определяет ценовую политику, исходя из внутренних возможностей и уровня затрат. В среднем цены варьируются в диапазоне от 5 тыс. руб. до 17–18 тыс., но состав услуг, включенных в эту стоимость, может существенно отличаться у разных брокеров.
  • Валютные конвертации и банковские комиссии: банки используют свои курсы при конвертации рублей в юани или доллары США для перевода в Китай. Эти курсы могут отличаться от официального и включать скрытые комиссии. При этом российские банки могут взимать комиссии за перевод денег в Китай, а китайские — за зачисление средств.
  • Хранение и обработка на складах: после прихода груза в страну может понадобиться временное хранение на российском складе, а также погрузка/разгрузка и комплектация.

Ловушки расчета

Одна из них те самые неочевидные расходы, поэтому важно учитывать не только заявленную поставщиком цену, доставку и пошлины, но также и:

  • сертификацию товара (например, CE, EAC), обязательную для ввоза;
  • дополнительную упаковку и маркировку на русском языке.

Без этого вы просто не узнаете реальную стоимость единицы продукции.

Если вы не успели растаможить или реализовать товар сразу после прибытия, его нужно где-то хранить, а складские услуги оплачиваются за каждый день хранения. Поэтому нужно запрашивать у поставщика полную разбивку цен (FOB, CIF и т.д.), а также консультироваться с логистами и таможенными брокерами еще до заказа.

Еще одна ловушка изменение тарифов и пошлин. Тарифные ставки и нормы импорта могут меняться внезапно. Себестоимость товара может вырасти на 10–20% буквально из-за одного изменения, например, если Россия вдруг повысит пошлину на ввоз определенных категорий электроники.

Может быть введена дополнительная пошлина на товары, которые признаны «дешевыми» из-за субсидий в стране происхождения. Не стоит забывать и об изменении валютных курсов: если юань резко подорожает, даже при стабильных ценах в Китае вы заплатите больше в пересчете на рубли. Чтобы этого избежать, стоит заложить «подушку» в виде 10–15% на непредвиденные колебания, следить за внешнеэкономической деятельностью стран.

Могут возникнуть и временные задержки, а это напрямую влияет на себестоимость товара. Любые сбои могут повлечь за собой каскадные последствия от роста расходов до потери прибыли.

Например, фабрика в Китае может задержать производство из-за нехватки сырья или праздников (например, Китайского Нового года, а это плавающий праздник, который приходится на период с 21 января по 20–21 февраля). А документальные ошибки приводят к проблемам на таможне груз задержится на границе на 1–2 недели или даже дольше. В портах возможны очереди, нехватка контейнеров, особенно в пиковые сезоны. Ситуацию могут усугубить форс-мажоры пандемии, наводнения, политические конфликты (вспомним блокировку Суэцкого канала в 2021 году), которые способны полностью остановить цепочки поставок.

Финансовые последствия таких сбоев ощутимы: расходы на хранение, упущенный сезонный спрос, штрафы за срыв сроков перед клиентами, заморозка оборотных средств. Поэтому регулярно обновляйте расчеты. Стоимость доставки зависит от сезона и текущей ситуации на рынке. Неактуальные данные приводят к «бумажной» прибыли и реальным убыткам. Вместе с этим заложите резерв 5–10%. Не забудьте про страховку груза, проверку логистов и продумайте альтернативные маршруты доставки заранее.

Обращать внимание необходимо и на скрытые убытки без точного расчета рентабельности вы рискуете продавать товар себе в убыток, даже не замечая этого. Допустим, товар с себестоимостью $10 вы продаете по $12. На первый взгляд кажется, что в плюс. При этом $1 уходит на маркетинг, еще 10% забирает маркетплейс, $0,30 вычитается за возвраты и брак товара. В итоге фактическая прибыль составляет $0,50. При больших объемах такая ошибка может привести к серьезным финансовым потерям.

Другая ситуация, если один поставщик может продавать товар дороже, но доставка у него будет значительно дешевле, чем у другого. При этом у продавца с дешевым товаром общая себестоимость окажется выше. Поэтому всегда проверяйте рентабельность товара и сравнивайте конечную стоимость с учетом доставки.

Как рассчитать себестоимость правильно: чек-лист

Определить цену товара у поставщика

Чтобы избежать допрасходов, лучше сразу запросить коммерческое предложение у поставщика и уточнить все условия поставки. Надежных поставщиков товаров в Китае можно искать через проверенные онлайн-платформы Alibaba.com (ищите поставщиков со статусами «Gold Supplier» или «Verified» и по отзывам), 1688.com и GlobalSources.com (но там понадобится помощь посредников).

Выбрать способ доставки

Морская доставка повторюсь, самая дешевая, но долгая (30–45 дней), она подходит скорее для больших объемов товаров. Самые популярные маршруты:

  • Чунцин Москва/ Екатеринбург/ Новосибирск;
  • Гуанчжоу Москва/ Санкт-Петербург;
  • Нинбо/ Шанхай/ Циндао/ Далянь Москва.

Авиаперевозку стоит выбирать для особо ценных и скоропортящихся товаров: она быстрая (3–10 дней). Оптимальным по времени и стоимости вариантом станет ж/д транспорт, при этом лучше выбирать доставку через Казахстан и Беларусь.

Стоит заранее запросить расценки у транспортных компаний (логистов) на интересующий маршрут. Также необходимо сравнить стоимость и сроки различных способов доставки в вашем конкретном случае.

Рассчитать размер пошлин и налогов

Размер таможенной пошлины составляет процент от таможенной стоимости и зависит от кода ТН ВЭД. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности это десятизначный цифровой код, который используется для классификации товаров в международной торговле.

Узнать код ТН ВЭД можно несколькими способами:

  • найти его в сертификате соответствия или декларации, где код указывается в соответствующей графе;
  • обратиться за помощью к профессионалам логистическим компаниями или таможенным брокерам.

Помимо этого следует уточнить ставку НДС (20% в РФ) и необходимость сертификации товара. Для сертификации товара из Китая в России нужно определить, попадает ли продукция под обязательные требования техрегламентов ЕАЭС (например, ТР ТС).

Далее следует оформить обязательный сертификат или декларацию соответствия через аккредитованный центр, пройти испытания в лаборатории и нанести маркировку ЕАС. Для продуктов, косметики и детских товаров дополнительно потребуется Свидетельство о государственной регистрации (оно выдается Роспотребнадзором). Без сертификации возможны задержки на таможне и штрафы. Упростить процесс можно через сертификационные компании или таможенных брокеров.

Формула полной себестоимости

Она выглядит так:

Полная себестоимость = Цена товара (FOB/EXW) + Доставка + Пошлина и НДС + Сертификация + Накладные расходы

Розничная цена = Полная себестоимость × (1 + Норма прибыли)

Нужно убедиться, что цена включает все риски и затраты. При расчете прибыли необходимо учесть конкурентные цены и налоги при продаже (в зависимости от юрисдикции бизнеса). Для удобства лучше воспользоваться онлайн-калькулятором таможенных платежей.

Как сэкономить на закупках из Китая

Чтобы сделать импорт по-настоящему рентабельным, важно не только найти хорошего поставщика, но и выстроить стратегию закупки. Вот несколько советов, которые помогут сократить издержки и повысить эффективность закупок.

Попросите скидку за объем

Китайские производители часто делают значительные скидки при крупных заказах. Это хорошо снижает себестоимость единицы продукции. Запросите у поставщика цену при разных объемах (минимальный или MOQ, 1 тыс. ед., 5 тыс., 10 тыс.). В процессе торга давите на конкуренцию покажите более выгодные предложения других фабрик. Потом зафиксируйте условия сделки: заключите контракт с указанием объема и цен, особенно при регулярных закупках. А если партия товаров небольшая, попробуйте объединиться с другими импортерами для совместной закупки.

Оптимизируйте доставку

Объедините заказы от разных поставщиков на один склад в Китае, чтобы отправить все в одном контейнере это снизит стоимость за единицу груза.

Используйте ближайший к поставщику порт или порт с меньшей загруженностью это ускорит отгрузку и удешевит фрахт. Не забудьте сравнить разные маршруты иногда доставка через соседние страны (например, Казахстан или Грузию) может быть дешевле, особенно при перевозке по суше.

Воспользуйтесь льготными таможенными режимами

Льготные режимы позволят сократить или отложить уплату пошлин и налогов. За счет снижения фискальной нагрузки экономия доходит до 30% от стоимости товара.

Как применить:

  • таможенный склад (СВХ) груз хранится на складе без уплаты пошлин до момента реализации;
  • процедура временного ввоза подходит для оборудования, выставок, тестирования пошлины не платятся при последующем вывозе;
  • программы поддержки импортеров например, преференции для малого бизнеса или беспошлинный ввоз определенных категорий товаров по спискам;
  • сертификаты происхождения (Form A/COO) документы, которые удостоверяют, что товары произведены в конкретной стране и имеют право на тарифные льготы или освобождение от пошлин в рамках Генеральной системы преференций (GSP).

Правильный расчет себестоимости закупки товаров в Китае помогает понять, сколько на самом деле стоит товар и стоит ли вообще его заказывать.