«Федя, дичь!»: сколько стоит организовать мясной фестиваль

Поделиться • 17 сентября 2025

«Федя, дичь!»: сколько стоит организовать мясной фестиваль

«Федя, дичь!»: сколько стоит организовать мясной фестиваль

обложка
Евгений Ершов

Текст: Евгений Ершов — директор ОГАУ «Центр туризма и гостеприимства Белгородской области»

Фото: Unsplash


Белгород считается мясной столицей России. Это звание он удерживает более десяти лет. Например, в 2024 году Белгородская область подтвердила лидерство в производстве скота и птицы в живом весе — 1, 838 млн тонн. Это 12% от всероссийских показателей и свыше 1 тонны из расчета на одного жителя области. Все это способствует тому, что у нас регулярно проходят гастрономические и, в частности, мясные фестивали. Как правило, их посещают не менее 10 тыс. человек. Я расскажу, как мы организовали такое мероприятие в этом году, с какими неожиданными сложностями столкнулись и сколько денег потратили.

Белгород считается мясной столицей России. Это звание он удерживает более десяти лет. Например, в 2024 году Белгородская область подтвердила лидерство в производстве скота и птицы в живом весе — 1, 838 млн тонн. Это 12% от всероссийских показателей и свыше 1 тонны из расчета на одного жителя области. Все это способствует тому, что у нас регулярно проходят гастрономические и, в частности, мясные фестивали. Как правило, их посещают не менее 10 тыс. человек. Я расскажу, как мы организовали такое мероприятие в этом году, с какими неожиданными сложностями столкнулись и сколько денег потратили.

Старинные рецепты

Например, в 2023 году мы проводили фестиваль «ГрильФест», он собрал 25 тыс. человек. В этом году мы устроили первый фестиваль мясных деликатесов. Он собрал уже 30 тыс. посетителей, хотя проходил всего один день. Ключевой темой стало возрождение мясных блюд по старинным рецептам нашей области. В результате наши участники приготовили около 30 тематических деликатесов, более 50 разных других блюд, кондитерских изделий, напитков.

Мы готовились к событию два месяца: встречались на производственной площадке, регулярно созванивались, долго выбирали подрядчиков, а потом и непосредственно активности для мероприятия, визуал, айдентику и другие нюансы.

Финансирование феста было в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство». На это выделили 7,3 млн руб. По условиям проекта софинансирование из внебюджетных источников должно составлять не менее 30%. Поэтому нас поддержали в «Сибагро» — компания стала генеральным спонсором. Кроме выделенных средств, компания организовала на фестивале выставку сельскохозяйственной техники, оформила тематическую фотозону для детей, подготовила разные активности, например мастер-класс по обвалке мяса.

Еще один спонсор мероприятия — проект «Белый квартал», реализуемый в рамках комплексного развития территорий. Они выделили нам 200 тыс. руб. непосредственно на организацию приезда и мастер-класса китайского шеф-повара.

Сковородка-вок и черные бобы

В Китае очень развита культура приготовления мясных деликатесов. Поэтому родилась идея пригласить иностранного шеф-повара, который мог бы поделиться опытом и уникальными китайскими рецептами. Приглашенному шефу мы оплатили гонорар, логистику, проживание, а также предоставляли продукты и инвентарь по его запросу. В целом все обошлось чуть больше 100 тыс. руб. При этом наша идея оказалась не такой простой.

Китайский шеф очень поздно подтвердил свое участие и, соответственно, поздно согласовал меню. Пришлось буквально за один день собирать все необходимые — не всегда простые — ингредиенты. Мы для этого выделили специального человека из команды, которые бегал по всему городу в поисках, например, ферментированных черных бобов. Пришлось экстренно искать и сковородку-вок нужного объема и диаметра, а еще разные ножи, другой инвентарь, приправы.

Среди других участников были местные шеф-повара — блюда и программа утверждались с ними заранее. Мы приглашали тех, кто готов удивлять блюдами из куриных сердечек, свиных ушей, пятачков, хвостиков, печени. Заранее обговорили и то, что блюда не должны повторяться.

На мероприятии был и частый участник гастрономических фестивалей бренд-шеф кафе «Е.ДА!» в Белгороде Игорь Невинский. Он активно продвигает и другие гастрономические проекты в области, которые сохраняют традиции не только гастрономические, но и культурные.

Площадки фестиваля

Конечно, большая часть средств — около 4 млн руб. — все-таки ушла на подготовку нескольких площадок фестиваля. Это включало в себя и аренду шатров, ярмарочных домиков, гастрономической и других сцен, и мультимедиа-сопровождение, и необходимый инвентарь для проведения гастрономических мастер-классов, и так далее.

Всего площадок было семь. На главной гастрономической были:

  • гастросцена с конкурсами, розыгрышами призов, выступлениями приглашенных поваров, например китайского шефа;
  • зона гастрономических мастер-классов — там восемь приглашенных шеф-поваров из Смоленска, Воронежа и Белгорода делились опытом приготовления фирменных блюд из мясных деликатесов;
  • отдельная зона приготовления фирменного блюда — «голяшки по-оскольски» — от наших генеральных партнеров.

Были отдельные детская и спортивная площадки с тематическими активностями. Например, мы адаптировали настольный футбол и назвали его «Шашлычных дел мастер», была и Хрю-дженга.

Также была зона «Ликбез Деликатес», где приглашенные спикеры проводили лекции о потреблении мяса, правильном его приготовлении и хранении. Параллельно с этим на фестивале выступали творческие коллективы и кавер-группы, а в интерактивных зонах проходили кулинарные баттлы и квизы. На организацию таких зон и выступление музыкантов мы потратили примерно 1,3 млн. руб.

В последний момент

Даже если к мероприятию готовиться за несколько месяцев заранее и за каждой площадкой закрепить ответственного, накладок и казусов не избежать. Помимо срочных поисков необычных ингредиентов и специального инвентаря для шефа из Китая, мы столкнулись еще с одной сложностью. Блюдо от нашего генерального партнера готовится в больших казанах и подается с юшкой. Для этого нужны были специальные черпаки, пришлось искать их в последний момент. Они не успели прийти вовремя, поэтому мы в день фестиваля искали по магазинам большие и длинные половники. Конечно, посетители ничего не заметили.