«За полтора месяца до открытия номера были только в проекте»: как построить отель с нуля в глуши на Алтае

Поделиться • 4 августа 2025

«За полтора месяца до открытия номера были только в проекте»: как построить отель с нуля в глуши на Алтае

«За полтора месяца до открытия номера были только в проекте»: как построить отель с нуля в глуши на Алтае

Илья Елисеев

Текст: Илья Елисеев, сооснователь отеля YÜTА

Фото: предоставлено автором


Открыть отель в 300 км от цивилизации, когда поблизости нет строительных баз, а стоимость доставки материалов достигает 70 тыс. руб. за рейс, непросто. А еще и сделать это за полгода. О своем опыте рассказывает сооснователь отеля YÜTА Илья Елисеев.

Открыть отель в 300 км от цивилизации, когда поблизости нет строительных баз, а стоимость доставки материалов достигает 70 тыс. руб. за рейс, непросто. А еще и сделать это за полгода. О своем опыте рассказывает сооснователь отеля YÜTА Илья Елисеев.

Мы построили наш отель YÜTА на Алтае, в небольшом селе Иня. Рядом нет никаких отелей, максимум несколько турбаз, инфраструктура, мягко говоря, хромает. Но в то же время это Чуйский тракт, главная туристическая артерия региона.

Что нужно учитывать при выборе локации

Выбирать локацию — это как играть в стратегию на компьютере, но только в реальной жизни. Перед тобой карта со свободными участками, и тебе надо выбрать такую точку для старта, чтобы запустить процессы максимально быстро и эффективно. Важнее всего учитывать следующее.

  • Близость туристического потока. Нас им обеспечивает Чуйский тракт.
  • Наличие подключения к электросетям. В нашем случае близкое расположение трансформаторной подстанции сэкономило нам около 1,5 млн руб.
  • Наличие централизованного водоснабжения или доступность скважины для бурения. Спросите у соседей, как они решили вопрос с водой, сколько метров бурили и какой грунт. Подвозить воду тоже решение, но оно сильно осложнит бизнес-процесс и может создать дискомфорт вашим гостям.
  • Различные ограничения для заповедников, природных памятников, и т. д., могут напрямую повлиять на развитие вашего бизнеса. Земельный вопрос всегда очень важен при выборе локации для отеля. К сожалению, им часто пренебрегают.

Наш отель от цивилизации отделяют 300 км и два горных перевала, что накладывало отпечаток буквально на все наши процессы.

Как создать правильную концепцию отеля

У многих Алтай ассоциируется либо с турбазами, либо с отелями на огромной территории, за пределы которой многие не выходят. Мы находимся в четырех часах езды от аэропорта, и было сразу понятно: большинство гостей, привыкших, что все находится в пешей доступности, вряд ли доедут в отель. С одной стороны, нам надо было отстроиться от туристических баз и выделиться среди остальных отелей, с другой — четко определить портрет гостя, который захочет приехать к нам. Вот основные этапы выбора концепции.

  • Портрет целевой аудитории. Мы выделили основные портреты туристов на Алтае и определили ядро нашей ЦА — четыре сегмента. Во-первых, туристы с высокими ожиданиями от отдыха: такие выбирают не просто отель, а бутик-отель. Во-вторых, те, кто находится в постоянном поиске эстетичного контента для соцсетей. В-третьих, осознанные туристы: они ищут баланс, спокойствие, безмятежность. Наконец, едут к нам те, кто жаждет перезагрузки: отключить мозг, отдохнуть от многозадачности и постоянной гонки за KPI.
  • Позиционирование. Исходя из этого, мы сформировали свое УТП: место отдыха для гедонистов, где каждая деталь пропитана смыслом и эстетикой.
  • Ценности и миссия. Это объединяет нас с нашими гостями. Наши ценности — это умение ценить впечатления, обеспечивать достойный уровень комфорта, организовывать отдых со смыслом и создавать атмосферу, как в гостях у старого друга.

То, что другие будут считать минусами (удаленность от аэропорта, небольшая территория, отсутствие цивилизации в шаговой доступности), мы превратили в наши плюсы. Поэтому к нам приезжают те, кто устал от шума мегаполиса, кто хочет перезагрузиться, и те, кому важна созерцательность во всем (от красивых гор в панорамном окне до деталей интерьера).

Подготовка к строительству

  • Сроки. Мы просто не могли себе позволить растянуть строительство на год или два: нас не устраивали перспективы пропустить короткий летний сезон и начать зарабатывать только к следующей весне. Поэтому у нас был негласный запрет на обсуждение того, что мы можем затянуть открытие. Если есть проблема, то приходи, решай ее здесь и сейчас и двигайся дальше.
  • Территория. Мы были ограничены в пространстве 22 сотками, поэтому нужно было их использовать эргономично. Одно из решений — очистить пространство от всего лишнего. Например, мы вынесли все опоры ЛЭП за территорию. Это были незапланированные расходы, но они были очень полезны для стратегического развития.
  • Номерной фонд. Наша бизнес-модель говорила о том, что необходимо построить минимум шесть номеров. Красивый панорамный вид на горы предопределил расположение террасы.
Сайт отеля

Логистика превыше всего

  • Закупки и логистика. Минимальная стоимость доставки на грузовом трале стоила 70 тыс. руб. за рейс, поэтому мы постарались сократить затраты на логистику. Случалось так, что нужный нам экскаватор мог ремонтировать дорогу где-то рядом, и если у нас получалось договориться с рабочими, это сильно снижало затраты на вызов спецтехники.
  • Доступ к материалам. Ближайшая строительная база с большим ассортиментом находится в 500 км от нас. Объем материалов нужно рассчитывать очень четко и с запасом. Закончился материал? Минус три дня стройки. Тем не менее к середине стройки нам удалось достичь максимальной скорости доставки стройматериалов: с момента закупки и до отгрузки на объект проходило не более 24 часов.

Как нам пришлось расстаться со строительной бригадой

«Без ежедневного контроля не будет результатов»

Уже в процессе стройки отеля мы столкнулись с серьезными вызовами, главным из которых стало взаимодействие со строительной бригадой.

  • Проектирование. Чтобы понять, как все экономно разместить на нашей территории, потребовались несколько выездов на строительную площадку. В процессе проектирования отеля приходилось уточнять рельеф: когда мы демонтировали старый дом, стоявший там с 1937 года, ландшафт участка сильно поменялся.
  • Поиск бригады. У нас не было опыта в стройке и, главное, не было времени его получать. Поэтому мы доверились подрядчику, который обещал построить нам отель «под ключ». Мы запланировали открытие в мае, под первый туристический поток. В ноябре мы выбрали бригаду и определили конкретные сроки (к 1 марта должен был быть готов хозблок, а к 1 мая — сами номера).
  • Контроль. Мы поэтапно контролировали стройку: получали от прораба фотографии закупленных материалов, возведенных стен и пола. Но в какой-то момент наша первая бригада столкнулась с проблемами доставки и еще с 100 500 разных нюансов, которые мешали сдать объект вовремя. Зная, как все устроено на Алтае, мы понимали, что такое могло случиться. Поэтому просто верили и ждали.
  • Срыв строительства и отказ от бригады. В конце марта, приехав на очередную проверку, мы поняли, что готов только хозблок, а номера так и остались только в проекте. Не говоря уже о том, что окна были заказаны не той конфигурации, вся проводка сделана без гофры, и т. д. Мы поняли, что без ежедневного (даже ежечасного) контроля на месте работ мы не увидим никаких результатов еще очень долго, и приняли ключевое решение: нашли юриста и расторгли с бригадой договор.
  • Достраиваем отель сами. Мы нашли бригаду опытных строителей «с руками» в ближайших районах, вместе с которыми удалось достроить отель. Оставалось меньше двух месяцев до старта туристического сезона, и все это время мы жили буквально на стройке, в хозблоке.

Наш опыт показывает следующее: если вы взаимодействуете с бригадой, которая работает «под ключ», вы можете никогда не узнать, какие проблемы были у них на других стройках и как им удавалось их решать. Лучше найти людей, которые умеют подстраиваться под ситуацию и молниеносно предлагают несколько вариантов решений, если вдруг что-то идет не по плану. Вторая бригада была именно такой: парни из ближайшего поселка не умели красиво продавать свою работу, но делали ее лучше, чем 90% других бригад в регионе.

Встречали первых клиентов как старых друзей

Мы запустили бронирование, находясь еще в процессе строительства. В тот момент мы могли показать нашим гостям только рендеры отеля и номеров. Для некоторых это было будто покупаешь кота в мешке. Перед бронью первые клиенты звонили и уточняли, действительно ли наш отель настоящий, но потом все-таки доверились нам и приехали.

Telegram-канал отеля

Мы сами встречали первых гостей, готовили им еду, заваривали кофе. Это было похоже не на привычный всем сервис отеля, а, скорее, на встречу старых друзей. Мы заметили, что гости перед отъездом любят общаться с нами и делиться впечатлениями. Именно такую эмоциональную связь мы и закладывали в наши ценности.

Пока рано делать выводы о загрузке отеля, об эффективности рекламы и продвижения. Сейчас мы поставили себе задачу по отработке всех бизнес-процессов и ищем команду, которая будет работать с душой, а не по чек-листу.