Поделиться • 15 сентября 2025
Капризы звездных клиентов и костюм Чудовища своими руками. Как построить успешное event-агентство и не выгореть
Капризы звездных клиентов и костюм Чудовища своими руками. Как построить успешное event-агентство и не выгореть

Свое дело я открыла на чистом энтузиазме больше 15-ти лет назад. За это время оно превратилось в международный событийный бизнес. Ежегодно мы проводим около 3–4 тыс. мероприятий — от тематических дней рождений и семейных фестивалей до корпоративных тимбилдингов. Расскажу, как болезненные провалы можно сделать точками роста и чему я научилась на своих ошибках.
Свое дело я открыла на чистом энтузиазме больше 15-ти лет назад. За это время оно превратилось в международный событийный бизнес. Ежегодно мы проводим около 3–4 тыс. мероприятий — от тематических дней рождений и семейных фестивалей до корпоративных тимбилдингов. Расскажу, как болезненные провалы можно сделать точками роста и чему я научилась на своих ошибках.
Сегмент развлекательных и спортивных мероприятий в России после провала 2020–2021 годов активно восстанавливается. В 2024 году объем рынка вырос примерно на 20% и достиг 227 млрд руб. А в первой половине этого года спрос на организацию частных мероприятий взлетел вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2024. Наиболее заметно это прослеживается в сфере игровых развлечений: запрос на квесты и анимационные шоу увеличился на 90%. Интерес к услугам ведущих — на 39%, а к услугам аниматоров — на 26%.
В общем, рынок чувствует себя уверенно. Но покорить его не так просто. Клиенты все чаще хотят «не просто праздник», а комплексный проект с авторским сценарием и сложным техническим оснащением — светом, звуком, спецэффектами. Чтобы соответствовать ожиданиям, нужно не только быть хорошо осведомленным о запросах потребителей, но и четко понимать, как выстраивать процессы. Когда я только начинала, все было иначе.
Я запустила «Море Шоу» в 2010 году. Первые пять месяцев работала совсем без штата. Потом пригласила своих знакомых аниматоров-фрилансеров, и мы стали небольшим агентством детских праздников с бюджетом всего в 10 тыс. руб. Мы не понимали, кому мы продаем, чем отличаемся от конкурентов и как будем расти. Фокуса не было, а ресурсы распылялись не по делу: например, вложились в дорогой сайт стоимостью 300 тыс. руб. вместо того, чтобы купить костюмы персонажей, которые и определяли спрос на услуги.
Первый прайс на небольшой праздник с аниматорами, скажем, классический детский день рождения, был интуитивным — 15 тыс. руб. Эта сумма с запасом покрывала расходы на реквизит, костюмы, логистику и оплату артистов. Однако бюджет не учитывал долгую подготовку команды (в среднем до 25 часов) и разработку индивидуального сценария. Сложный сценарий состоял из программы с полноценным персонализированным сюжетом, несколькими актерами и костюмами, конкурсами и игровыми элементами, требующими детальной проработки.
На тот момент агентство проводило около пятнадцати праздников в месяц. К 2013 году стало очевидно, что работать по наитию больше нельзя: количество заказов росло, задачи усложнялись, а хаотичный подход приводил к ошибкам и перегрузке команды.
Мы проанализировали накопленный опыт, учли типичные сбои и запросы клиентов и поняли, что без системности не обойтись. В итоге разработали стандарты по организации и проведению мероприятий, правила безопасности, технические требования к декорациям и атрибутам, упаковали позиционирование, навели порядок в экономике, а именно — начали детально фиксировать доходы и расходы по каждому проекту, выделять наиболее прибыльные форматы и отказываться от убыточных).

Мы проводим тысячи мероприятий в год, и в пиковые периоды (например, в новогодние праздники) команда координирует до 80 событий ежедневно. Неудивительно, что время от времени какое-нибудь мероприятие оказывалось под угрозой срыва. Каждый такой случай был проверкой на прочность.
Случалось, что основной артист, на котором был завязан весь сценарий праздника, не мог прилететь из-за отмены рейса в последний момент. Приходилось молниеносно искать замену, потому что именинник больше всего ждал именно этот персонаж. Как-то вместо артиста выходил мой брат, который вообще занимался визуальным оформлением праздников и был не подготовлен к роли. В итоге, правда, он справился и с этой задачей.
Иногда подводила доставка — костюмы не приезжали вовремя. Был случай, когда один из артистов-фрилансеров получил наряд известного мультяшного героя и поехал на мероприятие на метро. Получилось так, что герой вместо детского праздника оказался в отделении полиции. Пришлось звонить другим артистам, договариваться буквально за час до начала программы. Такая срочная замена обходилась на 10–15% дороже обычного бюджета.
Услуга должна не только соответствовать, но и превосходить ожидания клиентов. Для этого у нас появилось правило проводить мини-интервью с родителями (по возможности, и с ребенком) перед бронированием праздника. Такая подготовка занимает немного больше времени, чем готовый однотипный сценарий — от месяца до четырех.
На основе этой беседы мы создавали индивидуальный сценарий под конкретную семью. Например, если ребенок увлекается космосом — включали иммерсивную «космическую» часть программы, любит спорт — добавляли игровые эстафеты и активити. Шаблонные программы постепенно отошли на второй план. Каждый новый праздник мы теперь «собирали» под клиента, оставляя от прежних наработок лишь каркас.
Со временем мы стали слышать возражение: «дорого». В среднем, праздник стоил 30–50 тыс. руб. Стоимость одного часа аниматора тогда выросла с 3 тыс. руб. до 4. Мы справились с этим за счет открытости: подробно показывали, что в цену входит не только сам выход артиста, но и разработка сценария, подготовка реквизита, репетиции, логистика и работа целой команды.
Родители понимали, что речь идет о продуманном событии «под ключ», а не о паре игр на час. В итоге многие клиенты приняли новые условия — они видели разницу в качестве и были готовы платить больше за уверенность и эмоции ребенка.

Отдельный вызов — звездные клиенты. У таких людей много ожиданий и столько же пожеланий, которые иногда возникают прямо накануне события. Их график может меняться за сутки, а дети таких родителей уже бывали на десятках шикарных праздников, и наши мероприятия должны были по-настоящему удивить их.
Однажды к нам с заказом обратилась популярная певица за неделю до праздника. На тот момент в арсенале у агентства было более 100 костюмов популярных героев мультфильмов. Но «Красавица и чудовище», которые она хотела, никогда не входили в топ-запросов в России — мультфильм здесь не был таким массово востребованным. Пришлось искать креативный выход. В итоге я своими руками создала большую ростовую куклу ключевого персонажа — Чудовища. Это был настоящий челлендж. Заказчица в итоге осталась довольна.
Чтобы оперативно подстраиваться под потребности аудитории, в агентстве появился персональный менеджер проекта. Это куратор, который занимается всеми вопросами от первого звонка до финальных аплодисментов. В штате их семь. Это решение помогло снять множество тревог заказчиков до начала мероприятия: у родителей появился один понятный контакт.

Однажды к нам обратилась известная телеведущая с просьбой организовать мероприятие для ее семьи по бартеру — в обмен на рекламу в социальных сетях. На тот момент у агентства был небольшой опыт работы с публичными личностями, а с финансовой точки зрения проект выглядел убыточным. Тем не менее мы решили рискнуть.
Подготовка шла несколько недель: мы арендовали площадку, пригласили артистов, разработали концепцию мероприятия, продумали логистику и декор. Проект делали с тем же размахом, что и большую свадьбу или корпоратив. Затраты были серьезными — около 500 тыс. руб. (а это был 2014 год!).
Отклик оказался огромным: всего за неделю мы получили более 40 новых запросов от клиентов. Этот кейс доказал, что точечно принятый риск может дать рост.
Рост агентства стал не только показателем успеха, но и причиной серьезного кризиса. Количество заказов росло, однако внутри компании не было выстроенной операционной системы. Вся текучка снова, как и в самом начале, легла на меня: я могла работать по 20 часов в сутки, занимаясь буквально всем — от общения с клиентами и переговоров с подрядчиками до контроля каждого праздника на месте. Такой режим быстро вел к истощению.
Параллельно проседала команда, на тот момент нас было 20 человек. Роли были размыты: один сотрудник вынужденно сочетал обязанности менеджера по продажам, координатора событий, закупщика реквизита и еще кого-нибудь. Подобная универсальность, вместо эффективности, приносила только перегруз. К 2018 году несколько ключевых специалистов покинули компанию. Дело дошло до того, что я всерьез подумала о закрытии агентства. Стало ясно: так дальше нельзя.
Мы начали перестройку с архитектуры бизнеса и выделили четыре основных блока:
Появился операционный директор, на которого легла часть моих задач. Мы внедрили CRM-систему, перевели внутренние чек-листы в цифровой формат, настроили систему KPI и сделали обязательными регулярные утренние планерки. Планирование перешло на еженедельный цикл с ежедневными точками контроля. Эти изменения постепенно сняли хаос и равномерно распределили нагрузку.
А затем грянула пандемия. Но мы быстро адаптировались: запустили для детей онлайн-квесты, проводили вебинары для родителей, искали новые форматы взаимодействия. Наша выручка в то время составляла около миллиона рублей в месяц на онлайне. Нам было важно не потерять контакт с аудиторией. В результате мы не просто удержались на плаву, но и сохранили лояльность клиентов.
Хотя отрасль офлайн-ивентов восстанавливалась почти три года, к 2023 году мы окрепли настолько, что приняли стратегическое решение: отказаться от эконом-сегмента — «аниматор на час» и сосредоточиться на комплексных проектах, стоимостью от 80 тыс. руб. Это позволило глубже прорабатывать каждое мероприятие.
Исходя из всех трудностей на пути масштабирования бизнеса, я сформулировала для себя несколько принципов управления.

Эти правила помогают мне развивать событийный бизнес.