Поделиться • 9 декабря 2024
Какие фильмы стали наиболее коммерчески успешными в России этом году и кто над ними работал
Какие фильмы стали наиболее коммерчески успешными в России этом году и кто над ними работал
Текст: Редакция портала «Кино-Театр.Ру»
Российская киноиндустрия стремительно развивается, открывая широкой аудитории новые имена. Трансформируются и предпочтения зрителей, которые сегодня становятся более открытыми к экспериментальным форматам. Фильмы каких жанров россияне любят больше всего, кто снимал и продюсировал самые популярные проекты и кто в них снимался, разбиралась для Inc. редакция портала «Кино-Театр.Ру».
Портал «Кино-Театр.Ру» подвел прокатные итоги, охватив период с 2 ноября 2023 года по 31 октября 2024 года. Такой период решено было взять, чтобы исключить влияние предстоящей новогодней «битвы» фильмов и сосредоточиться на анализе ключевых тенденций, формировавших прокат в течение года. Аналитики платформы опирались на данные системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), а также информацию, предоставленную пиар-службами.
Эксперты выяснили, фильмы каких жанров пользовались наибольшим успехом у зрителей. Помимо этого, они определили самых продуктивных режиссеров года и их наиболее успешные работы, выявили самых активных продюсеров, а также назвали самых востребованных сценаристов и актеров.
Всего за рассмотренный порталом период в нашей стране вышло в прокат 755 фильмов, из них 223 российских. Суммарно отечественные ленты собрали около 27 млрд руб. По мнению аналитиков «Кино-Театр.Ру», российская киноиндустрия демонстрирует заметные изменения. Зритель становится более открытым к новому: наряду с лидирующими жанрами — комедиями (их было выпущено 56), драмами (45) и анимацией (44) — набирают популярность фэнтези (6), биографии (8), приключения (12) и особенно документалистика (19).
Последней стоит уделить особое внимание. Одна из них — «Огненный лис» — собрала около 97 млн руб., став самым кассовым российским фильмом о природе. («Огненный лис» — проект режиссера Дмитрия Шпиленка на стыке документального и художественного жанров. Съемки проходили на территории Кроноцкого заповедника на Камчатке в течение 26 месяцев. Фильм вышел в прокат 18 мая 2024 года. — Прим. ред.) Своим примером картина подтвердила, что качественные документальные фильмы могут быть коммерчески успешными и привлекать широкую аудиторию.
Если рассматривать жанры в контексте кассовых сборов, в общем объеме также лидируют комедии. Тем не менее в первой двадцатке есть и приключения, и драмы, и фантастика, и мультфильмы, и боевики.
В топ-10 самых кассовых режиссеров года вошли Клим Шипенко с его «Холопом 2», который собрал 3,8 млрд руб. (первая часть собрала 3,1 млрд руб.), Алексей Нужный с «Бременскими музыкантами», касса которых перевалила за 3 млрд руб., Михаил Локшин, чья экранизация «Мастера и Маргариты» принесла 2,3 млрд руб., Юрий Хмельницкий («Лед 3» собрал 1,8 млрд руб.) и Аскар Узабаев, у которого за это время вышли сразу два фильма — «Теща» и «Руки Вверх!», совместно они принесли 1,6 млрд руб.
Аскар Узабаев — новое имя для российского кинематографа, однако за его плечами уже внушительная карьера в Казахстане. Фильм о группе «Руки вверх» уже вошел в число самых кассовых российских музыкальных байопиков. Узабаев начинал свою карьеру как один из пионеров казахстанского клипмейкерства, создав сотни музыкальных видеоклипов, а со временем ушел в режиссуру и снял ряд коммерчески успешных комедий. Его фильм «Счастье» на тему домашнего насилия, вышедший в прокат в Казахстане, вызвал широкий общественный резонанс. Через несколько месяцев в стране был принят закон о криминализации семейно-бытового насилия. Кроме того, картина удостоилась приза зрительских симпатий в секции «Панорама» на Берлинском кинофестивале.
Также в десятке самых кассовых режиссеров — Александр Андрющенко («Сто лет тому вперед», 1,5 млрд руб.), Александр Войтинский («Огниво», 1,2 млрд руб.), Илья Учитель («Летучий корабль», 1,1 млрд руб.), Константин Феоктистов («Три богатыря и Пуп Земли», 1,1 млрд руб.) и Сарик Андреасян («Онегин» и «Мужское слово», суммарно 800 млн руб.).
Наиболее плодовитыми российскими режиссерами, у каждого из которых за год вышли сразу три фильма, оказались Владимир Котт («Непослушники», «Обе две» и «Культурная комедия»), Василий Ровенский («Великолепная пятерка», «Новогодний шеф» и «Большое путешествие. Вокруг света»), Андрей Богатырев («Баба Мороз и тайна Нового года», «Легенда о Самбо» и «Золото Умальты») и Анарио Мамедов («Бар МоскваЧики», «Мое любимое привидение» и «Одна дома»).
Отечественная индустрия становится все более многогранной, укрепляя свои позиции среди постоянных зрителей и привлекая новую аудиторию, считают специалисты. Отдельного внимания заслуживает и тренд на экранизации, которые все чаще входят в топ российского проката. Так, в первой десятке самых кассовых фильмов — экранизации романов Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», А. С. Пушкина «Онегин», а также повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Кроме того, зрители высоко оценили адаптации сказок «Огниво» Ганса Христиана Андерсена и «Бременские музыканты» братьев Гримм. Правда, здесь литературные произведения только частично взяты за основу.
Среди самых активных продюсеров — Георгий Шабанов, который был задействован сразу в 11 фильмах, Вадим Верещагин, Сарик и Гевонд Андреасяны работали над восемью разными лентами, а Антон Златопольский, Максим Рогальский, Илья Шувалов и Георгий Малков выпустили по семь фильмов.
Самыми востребованными актерами за этот период были Алексей Розин (девять ролей, одна из них в «Мастере и Маргарите»), Ян Цапник (семь ролей, был в касте «Огнива»). Шесть ролей за год удалось сыграть Роману Курцыну («Бременские музыканты») и Никите Кологривому (самый кассовый фильм с его участием — «Возвращение попугая Кеши», собрал в прокате около 144 млн руб.). По пять ролей у Аглаи Тарасовой («Холоп 2», «Теща»), Константина Хабенского («Бременские музыканты», «Сто лет тому вперед»), Виктории Исаковой («Сто лет тому вперед»), Юрия Кузнецова («Огниво»), Анны Уколовой («Летучий корабль», «Теща»), Павла Прилучного (больше всего собрал «Водитель-олигарх» — 319 млн руб.), Алексея Шевченкова (самый коммерчески успешный «Позывной „Пассажир“», 131 млн руб.), Владимира Сычева (самый кассовый фильм с его участием — «Любовь зла», 37 млн руб.) и Михаила Тарабукина (появился в «Битве пап», кассовые сборы 36 млн руб.)
Среди сценаристов лидерами по числу выпущенных фильмов стали Гайк Асатрян, который также был креативным продюсером ряда проектов и написал сценарии двух частей «Манюни» (суммарно их касса составила более 566 млн руб.), Юлия Лемарк (самым коммерчески успешным стал фильм по ее сценарию «Новогодний ол инклюзив», собравший около 60 млн руб.) и Инга Киркиж («Малышарики. День Рождения», 30,1 млн руб.). Самой насыщенной датой для российского проката стало 17 октября 2024 года — в этот день вышли сразу восемь отечественных фильмов.
Самой насыщенной датой для российского проката стало 17 октября 2024 года — в этот день вышли сразу восемь отечественных фильмов.