Поделиться • 2 августа 2025
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели


Текст: Леонид Пустов, основатель сообщества Travel Startups, руководитель комиссии по стартапам РСТ
Фото: Unsplash
HotelTech — это область, включающая в себя технологические решения и инновации, направленные на улучшение работы отелей и повышение качества обслуживания клиентов. То есть цифровизацию отелей, оптимизацию операционных процессов, улучшение маркетинга и продаж, а также повышение комфорта гостей. Около 40% технологических стартапов в туризме посвящено сегменту размещения. В основном это SaaS-продукты для автоматизации процессов отеля (эти продукты относят к типу HotelTech), реже — нишевые онлайн тревел-агентства (ОТА) для бронирования мест размещения (квартир, глэмпингов, санаториев и др.).
Я бы хотел выделить несколько трендов и стартапов в HotelTech-индустрии, которые меняют пользовательский опыт и повышают эффективность работы объектов размещения.
HotelTech — это область, включающая в себя технологические решения и инновации, направленные на улучшение работы отелей и повышение качества обслуживания клиентов. То есть цифровизацию отелей, оптимизацию операционных процессов, улучшение маркетинга и продаж, а также повышение комфорта гостей. Около 40% технологических стартапов в туризме посвящено сегменту размещения. В основном это SaaS-продукты для автоматизации процессов отеля (эти продукты относят к типу HotelTech), реже — нишевые онлайн тревел-агентства (ОТА) для бронирования мест размещения (квартир, глэмпингов, санаториев и др.).
Я бы хотел выделить несколько трендов и стартапов в HotelTech-индустрии, которые меняют пользовательский опыт и повышают эффективность работы объектов размещения.
Такие проекты создают киоски регистрации, которые устанавливаются в отеле, или системы онлайн-регистрации, в которых пользователь сам регистрируется до заселения. Пользовательский опыт становится бесшовным. Например, при посуточной аренде вам не надо будет договариваться о передаче ключей, ждать владельца при выселении.
RoomSharing — комплексная платформа бесконтактной аренды всех видов помещений: от отелей и апартаментов до офисов и глэмпингов. Компания развивает систему чек-ин онлайн и управления умными устройствами через технологию IoT для всего рынка арендной недвижимости. Процесс устроен так:
1. Бронирование поступает в PMS (система управления отелем) или CRM из любого источника.
2. RoomSharing обрабатывает заказ и отправляет гостю сообщение для регистрации.
3. Гость загружает документы и проходит онлайн-регистрацию.
4. При заезде открывает номер с помощью кода или через приложение.
Система автоматизирует ключевые процессы. Установка умных замков и цифровой контроль доступа полностью исключают присутствие персонала на объекте. Владельцам бизнеса это позволяет сократить затраты на персонал и операционные процессы. Отмечу гибкость управления: объектами можно управлять удаленно через личный кабинет в приложении. Все данные гостей защищены и уничтожаются в соответствии с требованиями законодательства.
Технологии, основанные на ИИ, позволяют создавать роботов, которые могут осуществлять поддержку пользователей в чате, принимать запросы гостей и вести новые бронирования.
Aiso — AI-ассистент, который ведет целенаправленные человекоподобные диалоги с клиентами и гостями в чате на сайте, в мессенджерах и социальных сетях, бронирует, консультирует и продает услуги отеля. Ассистент общается на 20+ языках, показывает фото номеров, работает без перерывов, интегрируется с менеджерами каналов и системами управления отелей (PMS), предлагает апгрейды и дополнительные услуги.
Гости всё чаще ожидают быстрые и персонализированные ответы в удобных для них каналах — мессенджерах, соцсетях, на сайте. При этом нагрузка на сотрудников постоянно увеличивается, особенно в сезоны высокой заполняемости. Робот Aiso — это AI-ассистент, который работает без скриптов и ручного обучения, подключается за один день и сразу включается в работу. Он общается с гостями естественным языком и берет на себя 100% обращений — от первых вопросов про отель и окружающую инфраструктуру до поиска доступных номеров по разным тарифам на разные даты, сравнения разных вариантов по разным параметрам, бронирования выбранного варианта, получения оплаты и продажи дополнительных услуг (трансфер, ранний заезд и поздний выезд).
Aiso помогает отелям укреплять прямые каналы продаж, снижая зависимость от онлайн тревел-агентств (OTA) и обеспечивая больший контроль над клиентской базой.
Теперь заказать еду в номер, зарезервировать посещение спа и отправить запрос можно с помощью онлайн-сервисов. Новые проекты предлагают не только услуги отеля, но и экскурсии, билеты на мероприятия и другие услуги сторонних поставщиков, которые могут быть интересны гостям. Доходы от продажи дополнительных услуг могут составлять около 40% продаж объекта размещения, поэтому цифровизация этого процесса важна владельцам гостиничного бизнеса.
«Хотбот» — российская SaaS‑платформа, которая за 72 часа переводит на автопилот продажу всех дополнительных услуг отеля: спа‑процедур, room‑service, раннего заезда, позднего выезда, апгрейда номера до заезда, завтраков, экскурсий, других услуг и партнерских активностей. И уже в первый месяц после запуска добавляет в среднем 25–35% к выручке от этих услуг.
Гость сканирует QR‑код или переходит по ссылке из персональной рассылки, оплачивает услугу онлайн, мгновенно получает ОФД‑чек, а встроенный task‑менеджер «Хотбота» ставит задачу по заказу, уборке или просьбе гостя нужному отделу и следит за ее исполнением по SLA.
Есть подтвержденные результаты более чем в 500 объектах разного типа. В корпоративном блоге компании приводится много кейсов: они в 2,5 раза за год увеличили выручку в Radisson Resort & Residences Zavidovo, в два раза за шесть месяцев увеличили продажи спа-услуг в «Мойке 22», трансформировали заказ рум-сервиса и выросли в выручке на 70% в конгресс-отеле Don Plaza.
По мере развития рынка и роста конкуренции между объектами размещения и каналами продаж за пользователя развиваются сервисы отслеживания цен конкурентов, бенчмаркинга и динамического ценообразования.
hotellab — платформа для управления доходами в отеле. Инструмент «все в одном»: rate shopper, бенчмаркинг, аналитика конкурентов, прогнозирование цен от 90 до 360 дней вперед, мгновенная отчетность по самым разным конфигурациям. Кастомная настройка системы под все виды отелей.
Сегодня отелям недостаточно просто держать цены конкурентными, важно понимать, какие сегменты приносят выручку, где теряется прибыль, как меняется спрос. hotellab закрывает этот разрыв между аналитикой и действием и помогает строить прозрачную ценовую стратегию на основе данных.
hotellab сопровождает отели не только технологией, но и экспертизой: предоставляет поддержку и обучение, что особенно актуально в условиях кадрового дефицита. Кроме того, система работает семь дней в неделю. Компания активно развивается на российском и международном рынке.
Data. Forecast — первая российская самообучаемая гостиничная веб-платформа предиктивной аналитики. Система прогнозирует спрос, скоринговую вероятность заезда по каждому бронированию, дает рекомендации по ценообразованию на основе интеллектуального «глубокого» анализа данных и помогает точнее настраивать маркетинговые кампании.
Система автоматически собирает и агрегирует данные из разнородных источников, включая:
Всего анализируется более 2,6 тыс. параметров, измеряемых с разной периодичностью: от ежедневных до получасовых метрик.
Пилотными участниками для обучения моделей, внедрения автоматической IT-архитектуры и оценки бизнес-эффектов от ее использования стали шесть отелей Ленинградской области и Республики Карелия.
Большинство гостиниц уже научились использовать в своей практике динамическое ценообразование. Однако в ежедневной работе ревенью-менеджеры и маркетологи отелей продолжают сталкиваться с рядом сложностей.
1. Недостаток актуальных данных для оптимального выбора цены в текущий момент и при прогнозировании.
2. Отставание цен от спроса. Например, продажа номеров дешевле в период пиковой загрузки или дороже в период, когда есть экономически неоправданный простой номеров.
3. Ручная аналитика, отслеживание трендов и корректировка цен, требующая значительных временных затрат.
Традиционные методы и подходы анализа, такие как конкурентные бенчмарки по показателям загрузки, ключевым показателям, сравнению цен, уже не справляются с динамикой рынка.
Предиктивные модели позволяют отельерам перейти к системе опережающих индикаторов и прогнозированию будущих наиболее вероятных событий на основе глубокого анализа данных. В отличие от описательной аналитики, которая отвечает на вопрос, что произошло, предиктивные модели дают ответ на вопрос, что может произойти.
По мере роста цифровизации отели обрастают множеством сервисов от различных поставщиков, что снижает удобство пользования и требует дополнительных интеграций. Поэтому компании расширяют линейку сервисов, начиная от сервиса управления персоналом, онлайн-витрины продаж услуг отеля, чат бота и др., — в одной системе.
TeamJet — цифровая экосистема для эффективного управления отелем, которая позволяет автоматизировать операционные процессы. Среди продуктов компании — система управления персоналом TeamJet, которая позволяет структурировать внутренние процессы отеля в одном приложении, и интерактивная витрина услуг для гостей GoodStay, которая помогает увеличивать продажи дополнительных услуг и оставаться с гостем на связи.
Программа предлагает удобные функции для организации работы как небольших независимых бутик-отелей, так и крупных сетевых игроков рынка. Система управления персоналом помогает распределять задачи между отделами с контролем в реальном времени. Мобильные чек-листы и шаблоны помогают быстро выполнять типовые операции и соблюдать стандарты обслуживания.
Также TeamJet уделяет особое внимание формированию ИТ-экосистемы отеля. Все продукты не только интегрируются между собой, но и встраиваются в текущий технологический стек отеля.
Сейчас на рынке появились компании, которые берут объекты размещения в цифровое управление, используя разработанные ими технологические решения для дистрибуции услуг, предоставления услуг гостям, обслуживания объектов размещения и др.
DOMO — цифровая управляющая компания для малых и средних отелей, которая предоставляет комплексное решение для повышения доходности и оптимизации работы гостиниц за счет внедрения современных управленческих методологий, автоматизации процессов через собственное программное обеспечение и привлечения профильных специалистов.
DOMO решает многие ключевые проблемы малого и среднего отельного бизнеса, такие как неэффективное управление, высокие операционные издержки и нехватка квалифицированных управленцев.